Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ПАО «Магнит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 6219

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Организация коммерческой деятельности в ПАО «Магнит»

2.1. Экономическая характеристика сети магазинов

Публичное акционерное общество "Магнит" является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов "Магнит", с местом нахождения в Краснодаре.

Компания "Магнит", создана 12 ноября 2003 года как закрытое акционерное общество "Магнит", 10 января 2006 года решением внеочередного общего собрания акционеров было изменено полное фирменное наименование общества на открытое акционерное общество "Магнит", 25 сентября 2014 года внеочередным общим собранием акционеров принято решение об изменении полного фирменного наименования общества на Публичное акционерное общество "Магнит". Общество является юридическим лицом, действует на основании настоящего устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

ПАО «Магнит» осуществляет следующие основные виды деятельности:

- сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;

- оптовая торговля мясом, включая мясо птицы, мясными изделиями и консервами из мяса и мяса птицы;

- оптовая торговля молочными продуктами;

- оптовая торговля пищевыми маслами и жирами;

- оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;

- розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Сеть магазинов «Магнит» сегодня это:

1. Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории присутствия в России - 7848 магазина в формате «у дома», 221 гипермаркетов, 165 магазинов «Магнит Семейный» и 2111 магазин дрогери (по данным на 31 декабря 2017).

2. Компания с мощной логистической системой, включающей 37 распределительных центров, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 6089 автомобилей, которые обеспечивают своевременную доставку товаров во все магазины сети.

3. Ведущая российская розничная компания по объему продаж. Выручка компании за 2017 год составила 1143314,41 миллионов рублей.


4. Крупнейший работодатель России - в компании работает более 247469 человек. Розничная сеть «Магнит» неоднократно удостаивалась звания «Привлекательный работодатель года».

Основные показатели деятельности ПАО «Магнит» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности ПАО «Магнит»

за 2014-2018 гг. [21.]

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Количество магазинов, шт.

9711

12089

14059

16350

18399

Торговая площадь, тыс. кв.м.

3591

4414

5068

5755

6424

Количество покупателей, млн. чел.

2944

3377

3817

4040,5

4370

Количество сотрудников, чел.

257551

265989

271369

276290

295882

Выручка, млрд. руб.

764

951

1074

1143,3

1237

Рост выручки, %

31,7

24,5

13,07

6,37

8,2

В течение 2017 года Компания открыла 2 291 магазин, в том числе 1 604 магазина у дома, 6 гипермаркетов, 14 магазинов «Магнит Семейный» и 667 магазинов дрогери. Таким образом, по состоянию на 31.12.2017 г. розничная сеть «Магнит» насчитывала 16 350 магазинов, в том числе 12 125 магазинов у дома, 243 гипермаркета, 208 магазинов «Магнит Семейный» и 3 774 магазина дрогери. Совокупная торговая площадь магазинов увеличилась на 13,56% с 5 067,67 тыс. кв.м. до 5 754,94 тыс. кв.м.

Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2017 году составила 9,35%, количество наименований товаров под собственной торговой маркой в 2017 году составило 594. Компания планирует в дальнейшем наращивать долю продаж товаров под собственной торговой маркой за счет расширения предложения этих товаров в магазинах всех форматов.

Компания активно работала с персоналом, повышая лояльность своих сотрудников и развивая корпоративную культуру. По состоянию на 31 декабря 2017 года общая численность сотрудников Компании превысила 276 тысяч, из которых 202 497 – это персонал магазинов, 36 461 заняты в логистической составляющей Компании, 22 162 работают в филиалах, 11 992 – сотрудники Головной Компании, 3 178 – прочий персонал. Средняя заработная плата по Компании в 2017 году составила 33 695 рублей. В 2017 году среднесписочная численность сотрудников группы компаний «Магнит» составила 247 469 человек. На основании данных, полученных из открытых источников, менеджмент Компании предполагает, что ПАО «Магнит» является крупнейшим частным работодателем в России.


Основные экономические показатели ПАО «Магнит» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные экономические показатели ПАО «Магнит»

за 2014-2018 гг. [21.]

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Выручка, млрд. руб.

764

951

1074

1143,3

1237

Рост выручки, %

31,7

24,5

13,07

6,37

8,2

Валовая маржа, %

28,9

28,5

27,5

26,65

24,0

Маржа EBITDA, %

11,3

10,9

10,0

5,08

7,3

Маржа чистой прибыли, %

6,2

6,2

5,1

3,11

2,7

Как видно из таблицы 2., рост выручки от реализации происходит стабильно в диапазоне 6,37 - 31,7 %, при этом наблюдается снижение роста выручки.

Валовая маржа компании снизилась с 27,52% в 2016 г. до 26,65% в 2017 г. преимущественно в связи с инвестициями в цену на фоне нулевой инфляции заработных плат и продовольственной дефляции, а также в связи с реализацией программы реновации магазинов. Валовая прибыль выросла на 3% c 295,76 млрд. руб. за 2016 г. до 304,64 млрд. руб. за 2017 г.

Показатель EBITDA сократился с 107,79 млрд. руб. за 2016 г. до 91,78 млрд. руб. за 2017 г. Маржа EBITDA за 2017 год составила 8,03%. Соотношение Чистый Долг / EBITDA (в рублях) на конец 2017 года составило 1,2.

Чистая прибыль компании за 2017 г. составила 35,54 млрд. руб. Маржа чистой прибыли за 2017 г. составила 3,11%

В 2017 году осуществила три выплаты дивидендов по акциям: по результатам 9 месяцев 2016 отчетного года в размере 11 926 063 462,68 руб., по результатам 2016 отчетного года в размере 6 374 348 381,52 рублей, по результатам полугодия 2017 отчетного года в размере 10 922 768 716,89 рублей. В целом, Совет Директоров общества считает достигнутые финансово-экономические показатели удовлетворительными и соответствующими внутренним целям, поставленным на 2017 год.

Основными конкурентами ПАО «Магнит» являются X5 Retail Group N.V., Metro Cash and Carry, Ашан, Дикси, Лента, О'КЕЙ.

Таким образом, ПАО «Магнит» является абсолютным лидером торгового рынка в России по таким показателям, как объем продаж, количество магазинов, торговая площадь, географический охват, темпы роста, рентабельность, рыночная капитализация и другие.


Компания "Магнит" в последние годы демонстрирует завидные темпы развития, стремительно наращивает обороты и увеличивает количество магазинов.

2.2. Оценка организации продажи товаров

Основные характеристики форматов продажи товаров ПАО «Магнит» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные форматы и их характеристика ПАО «Магнит» на начало 2018 года [5.]

Показатели

Магазины у дома

Супермаркеты

Магазины дрогери

Количество открытых магазинов в 2018 году, ед.

1302

16

731

Общее количество магазинов, ед.

13 427

467

4505

Торговая площадь, тыс. кв. м.

4444

942

1038

Количество покупателей, млн. чел.

323

36

29

Чистая выручка, млн. руб.

92 347

22 887

10 972

Как видно из таблицы 3, основным форматом организации продажи товаров в ПАО «Магнит» является "магазины у дома", на втором месте магазины дрогери.

В 2010 году компания приступила к изучению нового сегмента розничного рынка и запустила 2 экспериментальных магазина нового для сети формата - "магазин дрогери".

В отличие от магазинов у дома, магазины под брендом "Магнит Косметик" предлагают ассортимент только из непродовольственной группы товаров: предметы гигиены, бытовой химии, косметики и парфюмерии. По состоянию на 31 декабря 2014 года сеть магазинов дрогери насчитывает 1 080 магазинов, 394 из которых были открыты в 2014 году.

Дрогери - это небольшие уютные магазинчики площадью 150 - 300 квадратных метров вблизи домов. Их главный ассортимент рассчитан на женщин и состоит из косметики, парфюмерии, бижутерии, бытовой химии – то есть, самых необходимых товаров, что их можно купить, выскочив из дома на 10 минут просто "в тапочках".

Очень важную часть ассортимента дрогери - магазинов составляют так называемые СТМ (собственные торговые марки или private lables). Это продукция, которая выпускается только под брендом сети, и, по правилам, ее количество должно приближаться к 50% от всего перечня товаров [6.]. Выпуская СТМ, магазин напрямую работает с производителем, таким образом проходит длинные цепочки поставщиков.

Компания ПАО «Магнит» занимается разработкой собственной торговой марки, в которую включены такие продукты как молочная продукция, бакалея, мясная и рыбная гастрономия, кондитерские изделия, соки, напитки, минеральная вода, пиво, бытовая химия и товары личной гигиены.


Товары, производимые под собственными торговыми марками - это одна из составляющих имиджа сети ПАО «Магнит» - на упаковке этой продукции указано имя компании. Поэтому компания делает все, чтобы покупатели остались довольны продукцией - как в плане цены и качества, так и в плане ассортимента.

В мае 2012 года был выделен новый формат магазинов – "Магнит Семейный". Одной из причин возникновения этого формата является удовлетворение потребностей покупателей в более широком ассортименте и агрессивном ценообразовании в тех помещениях, где размещение стандартного гипермаркета невозможно по техническим характеристикам.

Основные характеристики формата:

- торговая площадь до 1 500 кв.м.;

- расширенная зона предложения товаров категории fresh;

- усеченный ассортимент непродовольственных товаров;

- наличие собственного производства (готовые блюда);

- основные технологии формата гипермаркет;

- ценообразование формата гипермаркет;

- расположение преимущественно в арендованных помещениях торгово-развлекательных комплексов.

Увеличение числа магазинов данного формата происходит как за счет открытия новых объектов, так и за счет переформатирования отдельных магазинов у дома, имеющих избыточную для этого формата торговую площадь (около 1 500 кв. м.) и больший потенциал продаж.

Общество открывает гипермаркеты в основном в городах с населением 50000 – 500 000 жителей, при этом торговый объект располагается внутри населенного пункта (городской черты) и охватывает жителей, живущих в радиусе 7 км.

В зависимости от расположения (размер населенного пункта, района в крупном населенном пункте) предусматривается существование трех субформатов гипермаркета:

- "малый" имеет торговую площадь до 3 000 кв. метров (не включая площадь, предназначенную для сдачи в аренду);

- "средний" имеет торговую площадь от 3 000 до 6 000 кв. метров (не включая площадь, предназначенную для сдачи в аренду);

- "большой" имеет торговую площадь свыше 6 000 кв. метров (не включая площадь, предназначенную для сдачи в аренду).

Развитие формата гипермаркета позволяет проводить более глубокую сегментацию существующих рынков и рассматривать в качестве потенциальных покупателей население с различным уровнем доходов, одновременно добиваясь как высоких показателей оборота на магазин и среднего чека, так и быстрых темпов роста бизнеса.

Ценовая политика общества позволяет ему конкурировать с открытыми рынками, рассматривая в качестве целевой аудитории, в том числе и население с доходами ниже среднего уровня.