Файл: КОНТРОЛЬ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (или другой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать в постановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделана запись телефонных переговоров, во избежание утраты информации при воспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования в уголовно-процессуальном доказывании.

Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица.

Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.

Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.

К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.

Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.

2.2. Снятие информации с технических каналов связи

Термин "технические каналы связи" не встречается в других законодательных актах, за исключением Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности (далее - Закон об ОРД). Вместе с тем в этом Законе понятия технических каналов связи не дается. Данный пробел устранили ведомственные нормативные акты. Руководствоваться надо Инструкцией МВД России, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г. В указанной Инструкции к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линия абонентского телеграфирования и т.п . Следует согласиться с В.И. Михайловым и А.В. Федоровым, считающими, что к техническим каналам связи надо отнести также компьютерные сети и телекоммуникационные информационные системы.


С момента образования технических каналов связи, они стали использоваться не только законопослушными гражданами, но и преступниками. Связь позволяла им быстрее договариваться о готовящихся преступлениях, обсуждать уже совершенные деяния, оперативно связываться с преступными элементами, проживающими в соседних регионах, т.е. существенно расширила их возможности по осуществлению противоправной деятельности.

Соответственно с момента начала использования технической связи в преступных целях объективно появилась необходимость ее контроля правоохранительными органами, а также фиксации передаваемой по ней информации.

Вслед за решением вопросов, связанных с технической возможностью снимать и фиксировать передаваемую по каналам связи информацию, возник важнейший вопрос правовой регламентации этой деятельности.

С момента появления технической связи эта деятельность носила строго закрытый характер, составляла государственную тайну и регламентировалась только внутриведомственными нормативными актами. Более того, даже внутри правоохранительных органов использование оперативно-технических средств, связанных со снятием информации с каналов связи было строго законспирировано. Неукоснительно выполнялись жесткие режимные правила проведения этих мероприятий.

В связи с изложенным результаты снятия информации с технических каналов связи, как правило, нельзя было использовать в доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел.

Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов перехваченной по каналам связи информации, т.е. решать вопрос легализации результатов контроля каналов связи, превращения их в доказательство по уголовным делам, в том числе путем правовой регламентации снятия информации с технических каналов связи.

Правовая регламентация снятия информации с технических каналов связи и использования их результатов в доказывании по уголовным делам впервые была юридически закреплена законодателем в 1992 г. В этом году принятый Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) регламентировал оперативно-розыскное мероприятие "снятие информации с технических каналов связи".

Формирование исследуемого оперативно-розыскного мероприятия получило развитие с принятием дальнейших нормативных актов Российской Федерации. Так, оперативно-розыскное мероприятие "снятие информации с технических каналов связи" в настоящее время регламентируется Законом об ОРД . Это оперативно-розыскное мероприятие указано в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД в перечне оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых разрешено в Российской Федерации. При этом порядок получения судебного решения проведения снятия информации, а также основания и условия его проведения детально определены законодателем в статьях названного Закона. Так, согласно ст. 8 Закона об ОРД снятие информации с технических каналов связи допускается на основании судебного решения и при наличии информации: оперативный розыскной информация связь


- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается снятие информации с технических каналов связи и без судебного решения, но с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Снятие информации с технических каналов связи в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме, однако проводится исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации .

Особое значение в формировании снятия информации с технических каналов связи имеют "Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" и "Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий" с изменениями, внесенными Приказом от 7 апреля 1999 г. N 146/ДСП/255/ДСП/13/ДСП/64/ДСП/182/ДСП/125/ДСП/229/ДСП. Эти Инструкции взаимоувязывают две отрасли права: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. Так, в Инструкции от 13 мая 1998 г. указывается: "Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и определяет порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Правовой основой представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности". В Инструкции далее отмечается, что органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты снятия информации с технических каналов связи, которые могут: служить поводом для возбуждения уголовного дела, быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.


Как следует из текста названной Инструкции, представление результатов снятия информации с технических каналов связи органу дознания, следователю, прокурору или в суд включает в себя:

- вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов снятия информации органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

- вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

- оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.

Изложенное показывает, что законодатель, периодически изменяя, улучшая правовое регулирование снятия информации с технических каналов связи, признает объективную обусловленность этих действий в целях борьбы с преступностью .

Имеющие место тенденции развития законодательства Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что совершенствование правового регулирования снятия информации с технических каналов связи в нашем государстве будет продолжено.

ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ ОТ ДРУГИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

При проведении ПТиИП его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения ПТиИП наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ для его первого вида (собственно ПТП). Так, без использования сети телефонной связи не может идти речи о прослушивании именно телефонных переговоров. В результате ПТиИП в обязательном порядке возникают следующие юридически значимые последствия:

  • происходит законное расширение круга носителей тайны телефонных и иных переговоров (за счет оперативников, судей и других субъектов, участников ПТП) с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и юридической ответственности;
  • негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции).

Субъект проведения ПТиИП сложный: основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; дополнительный — специалист, операторы связи, переводчик и т.д. Характеристика особенностей льготного состава ПТиИП.


Различаю два вида такого льготного состава:

1) характерный для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (ч. 3 ст. 8);

2) связанный с необходимостью экстренной защиты жизни, здоровья или собственности лица, обратившегося в оперативно-розыскной орган с просьбой о такой защите (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первый вид льготного состава ПТиИП характеризуется следующими особенностями. Для проведения этого вида ПТП обязательно:

  • специальное фактическое основание для начала — возникновение угрозы жизни, здоровью или собственности определенному человеку, о наличии которой оперативники узнают от лица, обратившегося к ним с просьбой о защите;
  • наличие заявления лица на проведение ПТП или его согласия на его проведение, выраженного в письменной форме;
  • наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;
  • уведомление судьи в течение 48 ч о начале его проведения;
  • получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД); прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

Предмет ПТП здесь специфичен. Им может быть только телефон лица, обратившегося с заявлением в оперативно-розыскной орган и давшего согласие на прослушивание переговоров, ведущихся с принадлежащего ему телефона.

Лицо — носитель информации также весьма специфичен. Если признаки лица, которого подозревают в совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления, неизменны по сравнению с основным составом, то юридический статус заявителя специфичен, так как с момента обращения в оперативно-розыскной орган он становится защищаемым лицом.

Форма проведения ПТП в льготном составе характеризуется тем, что в отношении одного из абонентов проводится негласное прослушивание, как и в основном ПТП. В отношении же другого — заявителя ПТП, с его согласия оно проводится гласно (для него самого).

Субъект в этом составе ПТП также специфичен.

В основном субъекте для начала проведения ПТП достаточно наличия не четырех, как при основном ПТП, а трех участников: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, разрешившего проведение ПТП, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа.