Файл: Моделирование предметной области «Учет продаж» с помощью UML.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс в сфере экономики немыслим без применения современных экономических информационных систем (ИС). ИС в экономике имеют дело с организацией и эффективной обработкой больших объемов информации в компьютеризированных системах предприятий, обеспечивая информационную поддержку принятия решений на всех уровнях управления.
Использование экономических информационных систем в настоящее время является неотъемлемой частью функционирования большинства предприятий. Особое внимание уделяется применению методологий реинжиниринга бизнес-процессов, CASE-, RAD- и компонентных технологий при создании корпоративных экономических информационных систем. В связи с этим все большую актуальность приобретает освоение студентами данной специальности основных принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий при проектировании ИС.
Курсовой проект включает в себя практически все этапы жизненного цикла ИС. Проводится планирование и анализ требований к создаваемой ИС, техническое проектирование, логическое проектирование и реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование и программирование с использованием тех или иных технологий).
В рамках данной работы мной проведено проектирование автоматизированной системы управления компьютерным магазином.
Автоматизированная система управления магазином может включать в себя компоненты: ведение классификаторов; ввода документов, автоматизации формирования отчетности.
В настоящее время создание автоматизированных систем учёта продаж магазина является актуальной задачей, так как способствует улучшению качества обслуживания клиентов и, как следствие, повышение уровня продаж и способствует росту оборота торговых компаний.
Задачи теоретической части курсового проекта:
- Получение представления о структурном подходе к проектированию ИС;
- Рассмотреть экономическую сущность учета учета продаж в современных условиях;
- Проведение сравнительного анализа используемых подходов;
- Описание метода функционального моделирования;
- Изучение способов и приемов построения сетевой модели.
- Постановка задач автоматизации;
- Проектирование информационной системы технологии управления работой магазина;
- Изучить возможности программных средств реализации информационной системы (например, MS Access, Visual C++, Java, 1C: Предприятие и т.д.).
Целью данной работы является разработка автоматизированной системы учёта продаж магазина.
Ожидаемый эффект от использования базы данных – повышение качества работы магазина.
Объектом исследования является компьютерный магазин «Компьютерный мир».
Предмет исследования – автоматизация учёта продаж магазина по сборке и продаже комьютерной техники.
Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов в технологии работы магазина по сборке и продаже компьютерной техники, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.
Структура работы – работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Информационной базой написания работы выступают методические указания, учебные пособия, данные финансовой отчётности в магазине «Компьютерный магазин».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Структурный подход к проектированию информационной системы
Структурный подход при разработке информационной системы состоит из разбиения на функциональные системы, которые разбиваются на ещё более мелкие подсистемы, которые разбиваются на задачи и так далее. Целостность представления автоматизируемой системы сохраняется, все компоненты связаны между собой.
Все наиболее распространенные методологии структурного подхода [9,11,12,13] базируются на ряде общих принципов [3]. В качестве двух базовых принципов используются следующие:
- принцип «разделяй и властвуй» - принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;
- принцип иерархического упорядочивания - принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта). Основными из этих принципов являются следующие:
- принцип абстрагирования - заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечения от несущественных;
- принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы;
- принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности элементов;
- принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.
В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие:
- SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и соответствующие функциональные диаграммы;
- DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных;
- ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы «сущность-связь».
На стадии проектирования ИС модели расширяются, уточняются и дополняются диаграммами, отражающими структуру программного обеспечения: архитектуру ПО, структурные схемы программ и диаграммы экранных форм.
Объектно-ориентированный подход к проектированию программного обеспечения
В процессе создания ИС разработчиками используются два альтернативных подхода – структурный (функциональный) и объектно-ориентированный.
Структурный подход к разработке является классическим и предполагает последовательную реализацию следующих этапов разработки:
- анализ предметной области,
- проектирование,
- создание программных модулей,
- объединение модулей в единую систему,
- тестирование,
- внедрение.
Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и т. д. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. Однако эта технология имеет некоторые недостатки. Разработчик «фокусируется» на самой информации, а тому, что с ней делать, т. е. поведению системы уделяется меньше внимания. Вторым недостатком структурного подхода является большая вероятность обнаружения ошибок на последнем этапе разработки. В случае обнаружения ошибки необходимо вернуться на тот этап, где она допущена, и заново пройти все последующие этапы.
Для решения этой проблемы и были созданы объектно-ориентированные методы разработки ИС
В 1990 х годах словосочетание “объектно-ориентированный” в контексте информационных технологий стало синонимом слов “современность”, “высокое качество”, “ценность”.
Как показала практика, традиционные методы процедурного программирования не способны справиться ни с нарастающей сложностью программ и их разработки, ни с необходимостью повышения их надежности. Во второй половине 80-х годов возникла настоятельная потребность в новой методологии программирования, которая была бы способна решить весь этот комплекс проблем. Ею стало объектно-ориентированное программирование (ООП). После составления технического задания, начинается этап проектирования, или дизайна, будущей системы. Объектно-ориентированный подход к проектированию основан на представлении предметной области задачи в виде множества моделей для языково- независимой разработки программной системы на основе ее прагматики. Последний термин нуждается в пояснении. Прагматика определяется целью разработки программной системы, например обслуживание клиентов банка, управление работой аэропорта, обслуживание чемпионата мира по футболу и т.п. В формулировке цели участвуют предметы и понятия реального мира, имеющие отношение к создаваемой системе. При объектно-ориентированном подходе эти предметы и понятия заменяются моделями, т.е. определенными формальными конструкциями, представляющими их в программной системе.
ООП основан на представлении предметной области задачи в виде множества моделей для независимой от языка разработки программной системы на основе ее прагматики.
Прагматика определяется целью разработки программной системы, например, обслуживание клиентов банка, управление работой аэропорта и т.п.
В формулировке цели участвуют предметы и понятия реального мира, имеющие отношение к создаваемой системе. При объектно-ориентированном подходе эти предметы и понятия заменяются моделями, т.е. определенными формальными конструкциями.
Объектно-ориентированный подход помогает справиться с такими сложными проблемами, как • уменьшение сложности программного обеспечения; • повышение надежности программного обеспечения; • обеспечение возможности модификации отдельных компонентов программного обеспечения без изменения остальных его компонентов. • обеспечение возможности повторного использования отдельных компонентов программного обеспечения. Более детально преимущества и недостатки объектно-ориентированного программирования будут рассмотрены в конце главы, так как для их понимания необходимо знание основных понятий и положений ООП. Систематическое применение объектно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные в эксплуатации, достаточно просто модифицируемые программные системы. Этим объясняется интерес программистов к объектно-ориентированному подходу и объектно-ориентированным языкам программирования. ООП является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений теоретического и прикладного программирования.
1.2 Особенности языка моделирования UML
Выделим следующие этапы проектирования ИС:
- Исследование предметной области.
- Разработка архитектуры системы.
- Реализация проекта.
- Внедрение системы.
- Сопровождение системы.
Исследование предметной области предусматривает следующие шаги:
- спецификацию деятельности в предметной области;
- анализ деятельности в предметной области;
- структурно-логический анализ деятельности;
- анализ путей;
- анализ связности (прочности и сцепления) компонентов;
- анализ производительности;
- экономический анализ;
Разработка архитектуры системы включает в себя разработку следующих компонентов:
- Спецификации требований к проектируемой системе.
- Конструирование концептуальной модели предметной области.
- Спецификации обработки данных в проектируемой системе.
- Спецификации пользовательского интерфейса системы.
- Спецификации деятельности в предметной области с учетом внедрения системы.
В последнее время для описания проектов широкое распространение получил UML (Unified Modeling Language) - уни- версальный язык моделирования. Графический способ ото- бражения объектов и связей (графическая нотация) является очень удобным языком для общения разработчиков между собой, а также общения разработчиков с заказчиками, со спе- циалистами прикладной области. UML является, фактически, стандартом для описания проек- тов, связанных с разработкой программного обеспечения. Из- ложенная в данном разделе нотация очень близка к нотации UML. Она упрощена, но достаточна для проектирования не- больших программных систем. При разработке проекта прикладной системы лучше всего использовать существующие средства автоматизации проек- тирования программного обеспечения (например, Rational Rose). Если производится проектирование небольшой систе- мы, которая выполняется силами только программистов, то, конечно, должен быть установлен разумный уровень детали- зации. Нет смысла использовать детализированные диаграм- мы там, где уже «видны коды».
Слово «моделирование», входящее в название UML, имеет множество смысловых оттенков и сложившихся способов употребления. Необходимо начать с понятий жизненный цикл и процесс разработки программной системы.
Давно замечено, что приложение за время жизни претерпевает многочисленные изменения своей формы, зависящие от состояния процесса разработки и эксплуатации приложения. Обычно совокупность и последовательность этих изменений называется жизненный цикл. В разных парадигмах и технологиях программирования понятие жизненного цикла определяется и трактуется немного по разному, но в общем близко к схеме, представленной на рис. 1.
Рисунок 1 - Жизненный цикл приложения
UML предназначен для моделирования. Сами авторы UML определяют его как графический язык моделирования общего назначения, предназначенный для спецификации, визуализации, проектирования и документирования всех артефактов, создаваемых при разработке приложений.
Основное назначение UML — предоставить, с одной стороны, достаточно формальное, с другой стороны, достаточно удобное, и, с третьей стороны, достаточно универсальное средство, позволяющее до некоторой степени снизить риск расхождений в толковании спецификаций.