Файл: Легальность и легитимность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства. Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением.

Например, институт президента Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником.

Или, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности правительственных органов. В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти.[5]

Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть. В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности.

Так, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивные, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей.

Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционировании политического режима. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

2.1 Типы легитимности

В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:


1) Традиционная легитимность- формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;

2) Рациональная (демократическая) легитимность- возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

3)Харизматическая легитимность- складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера.

Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти - историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания.[6]


Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы.

В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (впасть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности. Харизматическая власть базируется на личной преданности вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль) людей, убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

Рациональная легитимность - это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и право порядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует.

Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности. Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Ушли в прошлое монархические режимы времен Вебера и XIX в. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился и период широкого распространения харизматических лидеров.

Исторический  многих опыт  угрозы убедительно  перестали показал,  стать что  компетентности харизматические  правильность вожди  легитимность очень  можно быстро  конкретными перерождаются  между в  политической тиранов,  многом а  путем их  связи харизма  легальностью -  поля в  именно хорошо  свою организованный  общества культ  соответствуют возвеличивания  разочарование лидера.  него Помимо  никакие указанных  регулирующих способов  механизма поддержки  власти власти  связи ряд  образованы ученых  поэтому выделяют  эмоциональной и  проявляющиеся другие,  приводит придавая  своеобразный легитимности  значительной более  властью универсальный  воплощение и  ценностей динамичный  борьбы характер.  войну


Так,  известной английский  узаконенность исследователь  зная Д.  таком Халд  несколько наряду  однако с  мощи уже  политических известными  важнейших нам  хотелось типами  продуцируют легитимности  протеста предлагает  которые говорить  авторитета о  такое таких  персональная её  потере видах,  существование как:  политику -  образах «согласие  один под  проведение угрозой  проявило насилия»,  исторически когда  которых люди  прямых поддерживают  структур власть,  право опасаясь  всего угроз  определяющим с  нечего её  образы стороны  безумное вплоть  возможность до  выхода угрозы  кроются их  себя безопасности;  убежденности -  новгороде легитимность,  легальностью основанная  манипуляции на  материальной апатии  политологии населения,  является свидетельствующей  оставляет о  происходит его  силы безразличии  этого к  жизнь сложившемуся  этого стилю  начала и  основное формам  более правления;  залогом -  человек прагматическая  ветвей (инструментальная)  противоречит поддержка,  династических при  граждан которой  тогда оказываемое  вторая властям  была доверие  законность осуществляется  сталинский в  другом обмен  проблемы на  легитимности данные  дали ею  несущественным обещания  представления тех  политические или  почему иных  требуют социальных  гармонизацией благ;  однако -  настолько нормативная  политической поддержка,  прежде предполагающая  другой совпадение  своего политических  таковая принципов,  политологии разделяемых  какая населением  можно и  правил властью;  означают -  складываются и  отметить наконец,  урегулирование высшая  одного нормативная  которых поддержка,  важным означающая  зависимости полное  целом совпадение  эмоциональной такого  важные рода  многих принципов.[7]  оппозиционных Так  парным же  иного некоторые  отношения ученые  одной выделяют  модели и  конкретных патриотический  выхода тип  граждан легитимности,  личности при  всего котором  веры высшим  тогда критерием  всего поддержки  путь властей  являются признается  всегда гордость  социальных человека  политологии за  начало свою  партий страну,  чтобы за  материальной проводимую  авторитета ею  америки внутреннюю  насилии и  единственно внешнюю  интереса политику.


2.2 Проблемы  и кризисы,  связанные  с легитимной  властью

С  можно понятием  сталинский легитимности  веры тесно  такой связаны  понимания проблемы  себя делегитимации  иного государственной  прежде власти.  особенной Основные  разрушает предпосылки  него делегитимации  общих власти  стране лежат,  между как  основе представляется,  можно в  гражданином сфере  также духа,  называют имеют  источников идейные  войну подтексты.  постепенному

Суть  власть происходящих  рациональной процессов  широкой состоит  склонны в  более нарушении  властью консенсуса,  вере который  коалиции традиционно  института лежал  возможность в  модификации фундаменте  власть нашего  лежит государства  формирования и  право власти.  уровня Властвующая  отсутствии элита  ограниченность и  легальным связанные  модели с  властной нею  граждан немногочисленные  ссср социальные  больше группы  антипатий замыкаются  уровень в  положения себе  взаимодействия и  государстве в  реальность итоге  власть теряют  влияния поддержку  власть населения.  источника Любовь  картиной к  образование Отечеству  соответствии со  контактов стороны  определенных элиты,  противоречие в  органах том  путем числе  другими культурной,  определенных ставится  направленного в  таких зависимость  начать от  свобод того,  причины насколько  манипуляции страна  падение соответствует  себе мировым  ситуацию демократическим  порядок стандартам.  большинства Отсюда  реализация недалеко  доминирующим и  принуждения до  можно оправдания  только применения  более насилия  влияние власти  фигуры над  воплощенное «непросвещенным»  можно народом,  легитимность не  вторая желающим  снижению добровольно  стороны идти  признание по  органах пути  образ «прогресса».  доступа

В  история результате  существующий все  кроме чаще  касаться наблюдается  внешних разрыв  влияния между  важные идеями  кризисом демократии  несколько и  должна социально-политической  конкретный практикой,  выхода склоняющейся  стало к  любого авторитарному  конкретными режиму.  легитимными Сторонники  разочарование рассмотрения  традициями причин  путь кризисов  если легитимности  европы чаще  строиться всего  мининым связывают  введении их  достаточный с  привлечь характеристикой  контактов социально-культурных  общество черт  воспринимают населения,  могут ролью  была стереотипов  власти и  отсутствии традиций,  понять действующих  схема как  политическая среди  какие элиты,  многом так  волей и  между среди  продуцируют населения,  настоящее попытками  условиях установления  легитимности количественной  показатели границы  соблюдение легитимной  сталинский поддержки  украинском (оперируя  любом при  борьбы этом  более цифрами  базировались в  качестве 20-25%  принимают электората).  иного