Файл: Правовые основы организации нотариата (изучение организационно-правовых основ деятельности).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Современные рыночные отношения в России, обострение отношение товарооборота, приобретения и отчуждения собственности, различного имущества, а также неимущественных прав, способствует усилению роли нотариата. Этот институт юстиции стал чрезвычайно популярным. Преимущества нотариальной защиты осознаются сегодня обывателями, желающими оградить себя от возможных споров, проблем и сложностей, желающих защитить свои имущественные права: в нотариальные конторы идут, чтобы заверить договор купли-продажи недвижимости, брачный договор, завещание, доверенность.
Ежегодно в нашей стране совершается более 50 миллионов нотариальных действия – это значит, что каждый третий житель России обращается к нотариусу по тому или иному вопросу. Нотариус – наиболее «народный» представитель юридической профессии.
Актуальность изучения правовых основ деятельности российского нотариата основывается на нескольких положениях. Во-первых, российский нотариат является членом международного союза латинского нотариата, объединяющего более шестидесяти государств и занимающегося вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Свободный нотариат, нотариат латинского типа, является единственной формой нотариата, которая отвечает потребностям демократического государства. Российский нотариат, как и во всех странах латинского нотариата, является институтом предупреждения правосудия. Что это значит – это значит, что нотариат является способом не доводить дело до суда. Деятельность нотариуса и направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Поэтому государству надо знать потенциал нотариата и использовать его.
Исходя из этого важно определить, достаточно ли на законодательном уровне определены функции нотариата как института превентивного правосудия, соответствует ли российской законодательство о нотариате международным нормам.
Во-вторых, в концептуальной программе развития нотариата в России заложено, что нотариат способен серьезным образом разгрузить перегруженные суды, обладая большими возможностями по защите прав и интересов граждан и юридических лиц. Большое количество споров – показатель нездоровых экономических и социальных отношений в стране, и именно нотариат является тем институтом, который должен взять на себя обязательства разрешения возможного спора во внесудебном порядке.
Совершенствование законодательства о нотариате, а точнее – концептуальные положения развития российского нотариата должны способствовать наделению нотариальных органов большими полномочиями в вопросах защиты прав граждан и профилактики обращений в суды. При некоторых условиях одним из решений является повышение статуса нотариального акта.
Целью данной курсовой работы является изучение организационно-правовых основ деятельности и компетенции нотариата в современной России. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- определить нормативную базу современной деятельности нотариата – изучить юридическое регламентирование нотариата;
- определить основы правового статуса нотариуса;
- описать организационные основы и компетенцию нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты;
- наметить пути совершенствования законодательства о нотариате и в целом развития нотариата в России как института правозащиты;
о нотариате, материалы судебной практики, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники с сервера Федеральной нотариальной палаты.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
Термин «нотариат» имеет несколько значений:
- обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;
- отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;
- учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере [42, с. 57].
В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате [3] (далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем [34, с. 145].
Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [3].
Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами[1], относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.
Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М. Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения роль правами на основе латинского соглашения сторон-участников; российской удостоверения завещательных исключением распоряжений и иных нотариального сделок» [29, министерство с. 135].
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Правовое регулирование признаются деятельности нотариата законом отнесено законодателем возможно к совместному ведению связаны Российской Федерации независимо и ее субъектов, которые необходимо в пределах своего соответствии ведения могут вернемся регулировать отдельные российской стороны этой этим деятельности (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции проявлений РФ [1]).
К сожалению, определены действующее законодательство порядке о нотариате не содержит относятся специальных статей, которых разделяющих компетенцию имущественной субъектов РФ и федерации, советской что за последнее полномочия десятилетие не раз иными приводило к спорам. В системах этой связи, нотариальных важно заметить, кроме что компетенция стать и пределы ведения определяющим субъектов РФ строго нотариусы определены и не могут является трактоваться расширительно.
Так, различие например, согласно правосудием Федеральному закону современным от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об положениям общих принципах является организации законодательных (представительных) и исполнении исполнительных органов упрощенного государственной власти собственной субъектов Российской соблазном Федерации» [6] определение структура границ нотариальных пункта округов в пределах подозрения территории субъекта правовой Российской Федерации место и численности нотариусов - это становится компетенция органов реализуется исполнительной власти полностью субъекта Российской миссия Федерации.
Современное российское обязанность законодательство о нотариате причиной представляет собой облегчает комплекс нормативных гражданского правовых актов, части среди которых деятельности особая роль обычных отводится: Основам которых законодательства РФ о нотариате нотариальной от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены представителям в действие постановлением разрешить ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О республик порядке введения полномочия в действие Основ концептуальный законодательства Российской жалобам Федерации о нотариате» [9]).
Определяющее федерации значение для этих нотариальной деятельности сделает имеют многие форм нормы ГК РФ, интереса ГПК РФ, наделения СК РФ, а также значимости международные соглашения запроса РФ. Нормы, нотариат закрепляющие права имеющие и обязанности нотариусов гражданское закреплены в налоговом динамичному законодательстве (НК нотариальной РФ), законодательстве исходя об исполнительной деятельности, закону трудовом законодательстве. Государственная нотариальной регистрация нотариальных правозащитный палат как хранить некоммерческих организаций граждан осуществляется в соответствии латинского с порядком регистрации советской юридических лиц, требованию установленном Федеральным автономной законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О статья государственной регистрации таким юридических лиц» [8]. объединения
Кроме одновременно этого среди реализуется нормативных источников, российской направленных на регулирование которых нотариальной деятельности мотивируя следует выделить:
- Методические нотариус указания по совершению замечает отдельных видов желающих нотариальных действий законности нотариусами РФ (утв. приказом государству Минюста России развит от 15 марта 2000 г. № 91);
- Порядок определяющим ведения реестра последнее государственных нотариальных конституции контор и контор нотариус нотариусов, занимающихся органы частной практикой (утв. приказом действие Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) [13];
- Порядок решением прохождения стажировки абзац лицами, претендующими включают на должность нотариуса, нотариальные утвержденный решением порядок Правления Федеральной меры нотариальной палаты причиной и приказом Минюста нотариальная РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. № 179 [15];
- Положение российской о квалификационной комиссии степашин по приему экзамена позитивной у лиц, желающих либо получить лицензию качестве на право нотариальной нотариальный деятельности, утверждено правовой решением Правления суда Федеральной нотариальной российской палаты от 20 марта 2000 г. и соответствии приказом Минюста затруднит РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 [11];
- Положение имеет об апелляционной комиссии нотариального по рассмотрению жалоб проявлений на решения квалификационных конституции комиссий по приему кроме экзаменов у лиц, осознают желающих получить нотариат лицензию на право группа нотариальной деятельности, нормы утверждено решением наиболее Правления Федеральной которое нотариальной палаты решением от 26 мая 2000 г. и расширения приказом Минюста отказе РФ от 21 июня 2000 г. № 178 [14] составе и предназначения др.
Действует ряд замечает инструкции, разработанных проблем и принятых еще чтобы в советский период всей государства и права, основном так, например, нотариата можно выделить степашин Инструкцию по делопроизводству иных в государственных нотариальных получение конторах РСФСР, деятельности утвержденная приказом роль Минюста РФ от 19 августа 1976 г. № 32 [12]. Подчеркнем, зарубежных что законодательство, которое принятое в советский юридических период должно структура применяться с учетом чего всех последующих входящих изменений и дополнений, исключительно и новыми законодательными подозрения актами.
Немаловажное значение низким в правовом регулировании служебных деятельности нотариата действие играет практика действует Конституционного суда законом Российской Федерации.
Положения нотариальной Основ о нотариате всей неоднократно становились законности предметом рассмотрения может Конституционного суда существование РФ по жалобам граждан, криминальности запросам полномочных развит органов на проверку зависимости соответствия норм самоуправления Основ положениям упрощенного и принципам Конституции делу Российской Федерации.
Без спешит преувеличения знаковым российской решением Конституционного роль суда РФ стало регулировать Постановление Конституционного делу Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По внимания делу о проверке которые конституционности отдельных четкой положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ ситуация законодательства Российской нотариат Федерации о нотариате» [43]. Также установленном можно выделить:
- Определение время Конституционного Суда частности РФ от 12 июля 2005 г. № 320-О «Об определены отказе в принятии властные к рассмотрению жалобы объединив гражданина Смердова разглашать Сергея Дмитриевича относятся на нарушение его зарубежных конституционных прав территории частью второй правовой статьи 45 Основ реализация законодательства Российской существует Федерации о нотариате»;