Файл: Информация в материальном мире(Теоретические основы анализа понятия «информация» и ее места в материальном мире).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
К.К. Колин отмечает, что именно информация и информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, что «информация является таким же фундаментальным и всеобщим свойством мироздания, как вещество и энергия» [7]. По мнению исследователя, исторический процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, результатом которой стало формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества [7].
Одним из первых исследователей, кто определил основные черты нового, информационного, общества стал Д.Белл (США) в начале 60-х годов XX века. В своей работе «Постиндустриальное информационное общество» Д.Белл так говорил о зарождающемся информационном обществе и его признаках: превращение теоретических знаний в источник инноваций и определяющий фактор политики, господство сервисной экономики, рост числа сервисных работников [2]. Таким образом, развитие ИКТ и увеличение объемов информации позволили обществу развиваться более стремительно и определять новый характер отношений между людьми в плане информационного обмена и социализации (социальные связи, информационные потребности, выбор новых профессий и развитие «новых» профессиональных качеств и др.).
В исторических исследованиях информация является также и источником культурного развития человечества, которое наследуется в форме социального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Г.В. Можаева рассматривает диахронное движение информации в исторической спирали «от поколения к поколению, по существу, обеспечивающее преемственность исторического развития и наследования культурных традиций» [10]. Техника и информационные технологии позволяют развивать и обогащать культурные традиции человечества, сохраняя наследие и культурные ценности и предоставляя возможность доступа для широкого круга общественности к культурным и историческим памятникам через Интернет.
С развитием информационного общества, по мнению К.К. Колина, стали меняться мировоззрение и ценностное отношение людей к информации и пониманию ее роли, что в конечном итоге, определяет поведение и культуру людей в информационном обществе. Этому способствуют, по мнению К.К.Колина, следующие факторы:
- система образования, которая определяет общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;
- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию и осуществлять информационные коммуникации;
- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;
- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования; а также приобретение и использование современных средств информационной техники (телевизоров, компьютеров, радио - и сотовых телефонов и т.п.) [6].
Современное информационное общество наряду со стремительным развитием информационных технологий, характеризуется также таким важным аспектом как постоянное повышение роли информации и ее значением для человека, и общества в целом. Сегодня информация является одним из важнейших, если не главным, стратегических ресурсов, наравне с финансами, квалифицированными кадрами, современным оборудованием, временем, энергией и сырьем. В XXI веке появилось много новых отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, менеджмент, реклама, администрирование сетей предприятия, бизнес-информатика и другие.
Так как в настоящее время основную часть информации люди, в большей степени, получают через телевидение, компьютер, мобильные цифровые устройства, то люди, активно использующие эти технологии в повседневной жизни, будут обладать информацией и успешно ее применять для своих личных целей. Технико-технологический аспект представления информации и ИКТ оказывают положительное воздействие на развитие личности: ознакомление с большим объемом информации расширяет интеллектуальный простор личности, делает ее сориентированной в происходящих событиях.
В то же время в эпоху цифровых технологий и информатизации общества появляются и существенные проблемы. Главной разделяющей чертой становится все больше увеличивающийся разрыв между теми, кто быстро адаптируется к новым информационным технологиям и может работать с информацией и большими информационными потоками, а значит, обладает информацией, и теми, кто такой возможностью не располагает.
Информатизация общества, базирующаяся на интеллектуальной активности отдельных личностей и выделяющая её из общей массы людей, создает предпосылки постепенного расслоения общества на «продвинутых» в области информационных технологий и владеющих информацией и пассивных потребителей информации. В результате этого в информационном обществе возникает так называемое информационное неравенство между информированными и не информированными субъектами. Особенно это разделение прослеживается в области использования информационных технологий между старым и молодым поколениями [3].
Указанные тенденции влияния информации на современное общество и людей однозначно свидетельствуют о том, что XXI век, в большей степени, становится информационным веком, в котором информационная составляющая становится приоритетной, и определяет политику и деятельность как отдельных ведущих стран, так и всей цивилизации на земле.
Выводы по 1 главе
В главе 1 для понимания места информации в материальном мире нами были представлены определения понятий материя, материальный мир и информация. Опираясь на такую философскую категорию как движение (развитие) применительно к рассматриваемым нами в данном параграфе понятиям, можно говорить о том, что все эти понятия априори взаимосвязаны между собой, оказывают взаимное влияние друг на друга и динамически развиваются с эволюционированием общества и человека в информационном обществе.
Понимание сущности информационного общества позволяет нам сделать вывод о том, что сегодня уже невозможно представить материальный мир без информации, также как и информация немыслима в своем существовании вне материального мира и живых систем, которые активно существуют и развиваются благодаря информационному взаимодействию между собой.
В то же время нами обозначена проблема информационного неравенства людей в эпоху цифровых технологий и информатизации общества: постепенного расслоения людей на активных потребителей, обладателей, исследователей и пользователей информации через применение ИКТ и пассивных, только принимающих информацию без активного поиска и применения.
Глава 2. Атрибуты информации в материальном мире
2.1. Основные способы представления и кодирования информации
Развитие человечества обуславливает разнообразные процессы хранения, передачи и обработки информации, увеличения ее объемов, что способствует появлению новых средств коммуникации и усовершенствованию информационных процессов, связанных с созданием искусственных средств хранения и передачи информации [10].
Человек с рождения получает из окружающего мира информацию, которую поступает к нему в виде разнообразных условных знаков (кодов) или сигналов различной физической природы: свет, звук, запах, слова, значки, символы, жесты, мимика лица, движения и др. Для того чтобы человек правильно понял поступающую ему информацию, ему необходимо ее расшифровать. То, что касается сигналов окружающего мира, человек учится распознавать и различать уже с младенчества, благодаря родителям и близким людям, общению с внешней средой, обучению и самостоятельному и интуитивному познанию окружающего мира.
В современном мире любая информация поступает к человеку из различных внешних источников: окружающий мир, телевизор, радио, телефон, книги, газеты, рисунки, фотографии, компьютер, Интернет и др. Однако для того, чтобы человек смог поступающую к нему информацию успешно использовать, необходимо чтобы информация, которая к нему поступает из внешних источников, была представлена с помощью определенных знаков, которые человек бы смог расшифровать и понимать.
С развитием науки и техники объемы поступающей человеку информации увеличиваются с каждым днем, а, значит, возникает проблема в создании определенных надежных и долговременных способов хранения информации для использования и передачи другим поколениям.
Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение или смысл. Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме звуковых, цифровых, световых, радио, видео или других сигналов (например, сигналы светофора, звонок на урок, будильник, телевидение, телефония, радио, Интернет и др.). Знаки различаются по способу связи между их формой и значением [13, с.19].
Таблица 1.
Типы знаков
Тип знака |
Значение знака |
Форма знака |
Отображаемый объект |
Иконический |
Имеют форму, похожую на отображаемый объект |
||
Символ |
Связь между формой и значением устанавливают по общепринятому соглашению |
Н2О |
Таблица 1 составлена по [13].
Чтобы произошла качественная передача информации, приемник информации должен не только получить знак или сигнал, но и расшифровать его. Поэтому необходимо заблаговременно определиться, как понимать различные знаки (сигналы) приемнику. Для этой цели необходима система условных знаков для представления информации, т.е. код.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода [13]. С научной точки зрения, под кодированием информации понимают процесс преобразования знака (сигнала) из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки [17]. Результатом кодирования информации является последовательность знаков данной знаковой системы – информационный код.
В материальном мире можно говорить о естественном и искусственном кодировании информации. Так генетический код человека, животного, различных микроорганизмов, растений и др. живых сред сформирован в процессе эволюции так называемым, естественным эволюционным путем. Под искусственным кодированием информации можно понимать создание человеком определенного кода для конкретных целей и потребностей. В современном мире широко применяется кодирование, которое имеет определенный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если такой ключ неизвестен, то содержание передаваемых знаков понять невозможно. Так, если человек читает информацию на иностранном языке, который он не изучал, ему очень трудно догадаться о смысловом значении этой информации, т.к. ключ перевода ему неизвестен.
В настоящее время мы большую часть информации понимаем в различных представлениях, даже не задумываясь о том, что она закодирована:
- получаем оценки в школе («5» - код отличных знаний, «2» - код неудовлетворительных);
- используем формулы для обозначения химических веществ на химии;
- переходим дорогу по «зебре» или где есть дорожный знак «пешеходный переход»;
- пишем индекс на почтовом конверте, для быстрой доставки адресату;
- записываем музыку с помощью нотной грамоты;
- храним графическую, текстовую, звуковую информацию в памяти мобильного телефона;
- вводим пароль в банкомате для работы с банковской карточкой, на которой закодирована информация о владельце, номере счета и др;
В основе любой знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками [13, с.21].
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи (например, дорожные знаки), засекречивание (шифровка) информации (пароли, шифры для важной информации), удобство обработки (перевод устной речи в знаковую текстовую форму) и др. Наиболее популярны и часто используемые следующие способы кодирования информации:
- графический – информация кодируется с помощью рисунков или графических знаков;
- числовой - информация кодируется с помощью чисел;
- символьный - информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.