Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
Схожие нормы содержатся и в специальном законодательстве о нотариате как Украины, так и России:
• нотариусы и должностные лица органов местного самоуправления, которые совершают нотариальные действия, удостоверяют соглашения, относительно которых законодательством установлено обязательную нотариальную форму, а также по желанию сторон и другие соглашения (ст. 54 Закона Украины «Про нотариат» № 3425-XII);
• нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма. По желанию сторон нотариус может удостоверять и другие сделки (ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Также оба закона содержат нормы касающиеся удостоверения договоров отчуждения и о залоге имущества, подлежащие последующей государственной регистрации. Учитывая схожесть норм, содержащихся в специальных нормативных актах Украины и России, обеспечивающих деятельность системы нотариата, а также структурно-логическую идентичность указанных законов, можно сделать выводы о том, что на протяжении длительного периода, уже после распада СССР и формирования российской и украинской цивилистической наук, законодательство обеих стран развивалось в одном направлении.
Однако следует отметить, что ни Закон Украины «О нотариате», ни Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не содержат исчерпывающий перечень сделок, в том числе и сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Обязательность нотариального удостоверения устанавливается в ГК Украины, Земельном кодексе Украины (далее - ЗК Украины), Семейном кодексе Украины (далее - CK Украины). Так, обязательному нотариальному удостоверению подлежат следующие виды сделок, совершающихся в отношении недвижимого имущества:
• выделение доли из имущества находящегося в совместной долевой собственности или раздел такого имущества (ст. 364 ГК Украины);
• распоряжение объектами недвижимости находящимися в совместной собственности (ст. 369 ГК Украины);
• раздел недвижимого имущества находящегося в общей совместной собственности (ст. 372 ГК Украины);
• залог недвижимого имущества (ст. 577 ГК Украины);
• купля-продажа земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или иного объекта недвижимого (ст. 128 ЗК Украины; ст. 657 ГК Украины);
• передача права собственности на земельный участок (ст. 142 ЗК Украины);
• дарение недвижимого имущества (ст. 719 ГК Украины);
• рента или передача недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 732 ГК Украины);
• аренда здания или иного капитального сооружения (их отдельной части) сроком на три года и более (ст. 793 ГК Украины);
• аренда жилья с выкупом (ст. 811 ГК Украины);
• согласие супруга на заключение любого договора требующего нотариального удостоверение или государственной регистрации (ст. 65 СК Украины).
Кроме того, нотариальному удостоверению подлежит договор управления недвижимым имуществом. Что же касается России, то перечень сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению существенно сужен по сравнению с гражданским и семейным законодательством, действующим до 01.01.2013 года, в частности такое удостоверение установлено для:
• согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ);
• договора о залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ);
• договора ренты и его разновидности - договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 584 ГК РФ).
В отношении последнего вида сделок, при котором предполагается в дальнейшем отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, законодательством предусмотрена также государственная регистрация.
Законодательными актами обеих государств может быть предусмотрен порядок нотариального удостоверения и других сделок. Анализ же приведенных норм кодексов свидетельствует о том, что в Украине законодательно большее количество сделок требует нотариального удостоверения. Однако, сравнивая два перечня сделок в контексте степени защиты прав субъектов имущественных отношений, вывод о том, что в Украине степень защиты прав субъектов имущественных отношений выше, чем в России - не верен. Нотариальное удостоверение не единственный способ защиты прав. А тот факт, что украинский законодатель предусмотрел обязательность нотариального удостоверения для более широкого круга сделок с недвижимостью, не означает, что российский законодатель сознательно идет на снижение государственной защиты прав субъектов имущественных отношений, надеясь на их высокий уровень правовой культуры, сознательности и ответственности. Дело в том, что кроме нотариального удостоверения законодательствам обеих стран присущ и институт государственной регистрации прав.
Институт государственной регистрации прав в российской практике регулирования сделок, предметом которых выступает недвижимость, приметается гораздо шире, чем в украинской. Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [5, ст. 164]. В частности подлежат государственной регистрации такие сделки как: купля-продажа недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, квартиры или другого недвижимого имущества) (ст. 549-551 ГК РФ); продажа предприятия (ст. 560 ГК РФ); дарение недвижимого имущества (ст. 574 ГК РФ); аренда недвижимого имущества (ст. 609 ГК РФ).
В процессе реформирования гражданского законодательства в России, ГК РФ был дополнен статьей 8.1, часть 3 которой указывает, что в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Из данной нормы следует, что государственная регистрация предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок, однако соответствующие изменения в законодательство о нотариате еще не внесены, что вызывает определенное несоответствие. В частности ГК РФ указывает на то, что существует простая письменная форма сделок и нотариальная письменная. При этом, ни в ст. ст. 339, 584 ГК РФ, ни в ст. 35 СК РФ не указана обязательность государственной регистрации таких сделок. Лишь в ст.ст. 130, 192 Проекта Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» указывается, обязательность удостоверения нотариусом сделок с недвижимым имуществом. Следует обратить внимание и на то, что при удостоверении сделок с недвижимым имуществом нотариус имеет право получать необходимую для совершения сделок информацию от государственных органов, в том числе через удаленный доступ к электронным базам данных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его технический учет. То есть, не предусматривается совершение нотариусом действий в качестве государственного регистратора сделок с недвижимостью.
Как отмечают многие российские юристы, по замыслу законодателя, нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью в сочетании с их государственной регистрацией, направлено на достижение высокой степени защиты имущественных прав собственников от злоупотреблений и незаконных махинаций с недвижимостью. Особенности недвижимого имущества предполагают специальные требования к оформлению сделок, связанных с его оборотом. Для достижения цели сделки - перехода права собственности нужно не только фактически заключить договор, но и зарегистрировать его в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав. Не последнюю роль в данном процессе играет нотариус, который осуществляет нотариальное удостоверение сделок, тем самым, обеспечивая соответствие заключенного договора правилам гражданского оборота. Следует отметить еще один важный момент. Нотариус несет имущественную ответственность за все, что делает. Если в результате нотариальных действий понесла потери какая-либо сторона принимаемого соглашения или сделки, она вправе потребовать от нотариуса возмещения причиненного ущерба в судебном порядке. В итоге нотариус находится под двойным контролем: с одной стороны - это клиент, перед которым нотариус несет имущественную ответственность за неправильные действия, с другой - это государство в лице вышестоящей региональной нотариальной палаты и органов юстиции, которые могут лишить его полномочий.
Что касается законодательного регулирования участия нотариуса в сделках с недвижимым имуществом в Украине, то согласно ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их обременений» нотариус, как специальный субъект, осуществляющий функции государственного регистратора, наделяется определенными полномочиями, в частности: устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, а также отсутствие противоречий, между заявленными и уже зарегистрированными правами на недвижимое имущество и их обременениями; наличие факта выполнения условий сделки, с которыми закон или договор связывает возможность проведения государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав, на недвижимое имущество или обременение таких прав; принимает решение о государственной регистрации прав и их обременений, об отказе в государственной регистрации, о ее приостановлении; производит регистрационные действия, а именно открывает и закрывает разделы Государственного реестра прав, вносит в них соответствующие записи, присваивает регистрационный номер объекту недвижимости во время проведения государственной регистрации.
Данная норма демонстрирует, что по законодательству Украины нотариусы имеют гораздо больше полномочий по оформлению сделок с недвижимостью, нежели по российскому. Хотя и в России, и в Украине нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью является своеобразным защитным механизмом имущественных прав граждан в процессе перехода прав на недвижимость. При этом нотариальное удостоверение таких сделок предопределяет повышение стоимости перехода, поскольку кроме государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость на правоприобретателя ложатся и дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса. Причем, если государственная пошлина устанавливается на законодательном уровне, то нотариус в пакет услуг связанных с удостоверением сделки может закладывать процедуры, требующие дополнительной оплаты.
В данном контексте следует отметить, что проведенная в Украине реформа института нотариального удостоверения сделок с недвижимостью направлена как раз на упрощение и сокращение процедурных моментов, при соблюдении полноты всех защитных механизмов прав собственника на объекты недвижимости. Наделение нотариусов правами государственных регистраторов существенно ускоряет операции на рынке недвижимости, что способствует повышению эффективности гражданского оборота этого специфического вида вещей.
Говоря об украинской и российской моделях полномочий нотариуса по оформлению сделок с недвижимым имуществом, нельзя сделать однозначный вывод относительно того, какая из них эффективнее. Вообще говоря, эффективность правового регулирования является важным критерием для характеристики имущественных отношений, но не единственным. Защищенность прав субъектов таких отношений, а также интересов самого государства и соблюдение законности в процессе передачи недвижимого имущества от одного лица к другому - все это также должен учитывать законодатель разрабатывая соответствующие модели правового регулирования и определяя степень участия различных субъектов, в том числе и нотариусов.
Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что реформа института нотариата в Украине по сравнению с Российским аналогом является более эффективной, и направлена прежде всего на упрощение процедуры передачи права собственности на недвижимое имущество с целью интенсификации хозяйственного и гражданского оборота объектов недвижимости. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью и доступ нотариуса к соответствующему реестру в конечном итоге привело к концентрации у него контролирующих функций, что является прямым воплощением делегированных государством полномочий в сфере соблюдения законности и защиты прав участников отношений объектом которых выступают имущественные права. Вместе с тем следует отметить, что Закон Украины «О нотариате», как и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не содержат исчерпывающий перечень сделок, в том числе и сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Считается целесообразным дополнить соответствующие нормативные акты подобным перечнем, что позволит повысить степень контроля со стороны государства за рынком недвижимости.
Совершение сделок с участием нотариуса по отчуждению земельных участков
Новым этапом в развитии земельных отношений в РФ стало принятие в 1993 г. Конституции РФ. Именно в ней было признано многообразие и равенство форм собственности на землю. К тому же Конституция относит землю, наряду с другими природными ресурсами, к основам жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ), и возлагает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны
и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Главное место в нотариальной практике занимает право частной собственности на земельные участки.