Файл: Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации, регулируемую федеральными законами «О бухгалтерском учете» и иными актами. В связи с развитием рыночной экономики для организаций открылся широкий спектр возможностей в выборе способов ведения бухгалтерского учета. Существовавшая ранее жесткая регламентация государством учетного процесса в настоящее время сменяется сочетанием определенной самостоятельности в выборе способов ведения бухгалтерского учета и государственного регулирования. Сущность данного процесса заключается в том, что на основе установленных государством общих правил организации имеют возможность самостоятельно разрабатывать механизмы ведения бухгалтерского учета. В значительной степени это касается и выбора форм бухгалтерского учета. Наряду с развитием малого предпринимательства возникает необходимость в оптимизации и разработке своих форм бухгалтерского учета, которые будут укладываться в специфику деятельности организации. Малым организациям предоставлено право самостоятельно выбирать формы учетных регистров на принципах единой методологической основы бухгалтерского учета. В процессе хозяйственной деятельности на предприятиях осуществляются различные хозяйственные операции, оформляемые документами. Обобщение сведений, содержащихся в документах, производится в учетных регистрах. После обработки данные группируют и записывают в определенном порядке. Они являются важнейшим средством ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, получения показателей, характеризующих хозяйственную деятельность.

Цель - структурное рассмотрение учетных регистров, как одной из ведущих частей бухгалтерского учета.

Предмет - классификация и ведение учетных регистров.

1. Учетные регистры, их классификация.

1.1. Понятие учетных регистров.

Учетные регистры - это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования.


Регистры служат регистратором и носителем упорядоченной учетной информации, представленным в виде таблиц, разграфленных по строкам и столбцам с помощью типографского способа, в которых признаки и показатели хозяйственных операций группируются определенным образом для различных целей управления организацией. Записи в регистрах осуществляются на основе первичной документации. Хозяйственные операции числятся в учетных регистрах для повседневного руководства финансово-хозяйственной деятельностью организации и для составления бухгалтерской отчетности. Формы регистров разрабатываются и представляются Министерством финансов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами, обладающими правом, в соответствии с федеральными законами, регулировать бухгалтерский учет. Хозяйственные операции отражаются в регистрах в хронологической последовательности, группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. За правильность указанных данных несут ответственность лица, составившие и подписавшие регистры. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Регистрация хозяйственных факторов в учетных регистрах является наиболее ответственным этапом учетной работы. В них группируются и систематизируются на счетах синтетического и аналитического учета данные о состоянии и движении хозяйственных средств и источников, используемые для составления финансовой отчетности. В условиях автоматизированного ведения бухгалтерского учета результатная информация может формироваться в виде выходных документов на машинных носителях. Формы учетных регистров и методика записей в них регламентируются соответствующими нормативными документами. Информация о хозяйственных операциях, произведенных в определенном отчетном периоде из учетных регистров переносится в финансовую отчетность.

1.2. Классификация учетных регистров.

Регистры бухгалтерского учета классифицируются по внешнему виду, характеру бухгалтерских записей, содержанию, форме графления, способам заполнения.

1. Классификация учетных регистров:

1.1. По внешнему виду:

• бухгалтерские книги;

• карточки;

• свободные листы.

1.2. По характеру бухгалтерских записей:

• хронологические;

• систематические;


• комбинированные.

1.3. По содержанию:

• синтетические;

• аналитические.

1.4. По форме графления:

• односторонние;

• двусторонние;

• многографные;

• линейные;

• шахматные.

1.5. По способам заполнения:

• вручную;

• на ПВМ.

Бухгалтерские книги - это таблицы, построенные определенным образом для учета фактов хозяйственной жизни, исходя из особенностей объектов бухгалтерского наблюдения, которые должны содержать нумерацию, шнуровку и следует заключать в отдельный переплет. На обороте последней страницы указывается количество страниц в книге, далее проставляются подписи главного бухгалтера, управляющего и печать учреждения. Обычно, книги применяются в виде учетных регистров, если количество учитываемых объектов в учреждении незначительно. Однако по некоторым объектам учета все организации ведут учет регистрации операций в книгах. Обобщение движения всех объектов бухгалтерского учета ведется в Главной книге.

Карточки - это бланки, отпечатанные в виде таблицы. Карточки можно легко сортировать, они нагляднее, удобнее, доступнее в обращении, чем книги. Внешний вид карточек может быть различным, но наиболее распространены три вида:

1. Контокоррентные карточки имеют одностороннюю форму, так как колонки дебета и кредита помещаются рядом. Подобные карточки применяются с целью учета расчетов с юридическими и физическими лицами. Наличие параллельных колонок дебета и кредита позволяет четко видеть состояние расчетов, т.е. кто, кому, за что и сколько должен.

2. Инвентарные карточки применяются для учета материальных ценностей. В таких карточках вводится графа «Остаток», где указывается остаток данного вида ценностей после регистрации факта хозяйственной операции по приходу и расходу данного вида ценностей. В этих карточках обязательно присутствуют три графы: приход, расход и остаток. При этом каждая графа делится на две колонки: количество и сумма. Для учета материалов, сырья и т.п. в таких карточках указывается лимит запаса, что позволяет осуществлять контроль за обеспеченностью организации этими ценностями для бесперебойной работы.

3. Многоколончатые карточки предназначены для учета производственных затрат в постатейном разрезе, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и услуг. Совокупность данных по этим статьям позволяет исчислять себестоимость конкретных видов продукции, так как эти карточки ведутся по каждому виду выпускаемой продукции, выполняемым работам, услугам.


Свободные листы, так же как и карточки, представляют собой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объему отражаемой в них информации. В бухгалтерской практике это главным образом различные ведомости. Такие учетные регистры используются для обобщения однородной информации, например начисления амортизации основных средств, ведомость отгрузки продукции и т.п. В целях контроля за сохранностью этих видов учетных регистров их хранят в отдельных папках. Использование в качестве учетных регистров карточек и свободных листов предоставляет большие возможности для разделения труда учетных работников и заполнения их средствами вычислительной техники.

Хронологическими называют учетные регистры, в которых информацию о хозяйственных операциях записывают в последовательном порядке поступления и обработки первичных документов. Никакой группировки регистрируемых данных в этих регистрах не производится. Примерами хронологических регистров являются журнал регистрации операций, книга продаж и книга покупок, где ведется регистрация счетов-фактур соответственно на отгруженную продукцию и приобретенные ценности.

Систематическими называют учетные регистры, в которых регистрация хозяйственных операций группируется по определенным признакам, например группировка информации непосредственно по счетам синтетического и аналитического учета. Примеры таких регистров - ведомость остатков материалов на складе, Главная книга, в которой обобщаются итоговые данные по всем синтетическим счетам.

Комбинированным называется такой регистр, в котором выполняются хронологическая и систематическая записи. Типичными примерами такого регистра являются «Журнал-Главная», многие журналы-ордера. Применение комбинированных учетных регистров позволяет сделать учетные записи более наглядными, при этом сокращается и количество учетных записей. Синтетическими называют регистры, в которых все операции отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе. Информация о хозяйственных операциях в этих учетных регистрах отражается в разрезе синтетических счетов. Примером такого учетного регистра является Главная книга.

Аналитическими называют учетные регистры, в которых информация отражается по отдельным аналитическим счетам, детализирующим содержание записей того или иного синтетического счета. Записи в аналитические регистры должны быть более подробными, чем записи в синтетические регистры: приводится пояснительный текст и наряду со стоимостными указываются в необходимых случаях натуральные или трудовые измерители.


Односторонние регистры – различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций. В них объединены отдельные графы дебетовых и кредитовых записей. Учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях. Односторонние регистры применяются в синтетическом и аналитическом учете и имеют следующий вид: Дата № Текст Операции Дебет Кредит Сальдо Подпись

Двусторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах. Счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице - дебет, на правой - кредит). Двусторонние регистры используются в синтетическом и аналитическом учете только при ручном его способе. В них имеется место для записи текста операций. Двусторонний регистр имеет следующую форму: Дата № Текст операции Сумма Дата № Текст операции Сумма

Многографные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. В частности, учет движения материалов отражается в целом по организации, а так же в разрезе отдельных материально ответственных лиц, регистрируются затраты по организации, подразделениям и в разрезе статей затрат.

Линейные регистры являются разновидностью многографных регистров. Здесь каждый аналитический счет отражается только на одной строке, давая возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических счетов, что невозможно при вертикальном графлении. Например, в журнале-ордере по кредиту счета 71 каждый аванс, выданный подотчетному лицу и все расчеты по авансу отражаются на отдельной строке.

Шахматные регистры ограничиваются записью одних лишь кредитовых оборотов с группировкой по корреспондирующим счетам, что позволяет путем двойной записи в один рабочий прием отразить операции одновременно по дебету и кредиту счетов. Такое построение учетных регистров широко применяется в настоящее время при журнально-ордерной форме учета. Примером может служить главная книга, где каждая сумма записывается на пересечении строки и колонки.

1.3. Классификация счетных записей в учетных регистрах.

Униграфические записи предполагают регистрацию факта хозяйственной жизни только по дебету или по кредиту. Ориентировочно в XIIIв. в недрах униграфического учета возникает диграфический учет. Диграфические записи предполагают непреложное отражение каждого факта хозяйственной жизни, как по дебету, так и по кредиту различных счетов.