Файл: Понятие и признаки государства (государство в политической системе общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам[33].

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением военного положения).

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства[34].

1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях[35]. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. 2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.


3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти[36].

Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации[37].

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти[38]: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики[39].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг-друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Рассматривая оценочные факторы, которые определяют конечные результаты деятельности властных структур, необходимо выделить, вероятно, главный на сегодняшний день – наличие имеющихся в распоряжении властных структур материальных и финансовых ресурсов. Отсюда вытекает необходимость постоянного поиска новых источников финансирования, т.к. первым из критериев оценки управления является показатель динамики доходной части бюджета и внебюджетных фондов.


В наши дни вопрос государственного управления очень важен. Должно ли быть управление полностью централизованным, а если нет, то каким оно должно быть на местах? Российская Федерация – большая многонациональная страна, со своими обычаями образами жизни, в зависимости от того, в каком регионе находишься. С таким большим количеством регионов невозможно полностью управлять страной из одного центра. Отсюда и следует, что в каждом регионе существуют свои органы исполнительной, законодательной и судебной властей. Это миниатюрная модель системы органов государственной власти высшего уровня.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только чисто политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть[40]. И что бы ни было зафиксированно в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2004. - №13. - Ст.1110.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12. 06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №24. - Ст. 2253.
  3. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №29. - Ст. 2950.
  4. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №21. - Ст. 1930.
  5. Васильев А. В. Теория права и государства: курс лекций / А. В. Васильев. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - 183 с.
  6. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2016. - 607 с.
  7. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А. Н. Головистикова; Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2016. - 254 с. - (Экзамен по схеме).
  8. Иванников И. А. Общая теория государства и права: учебное пособие для вузов / И. А. Иванников. - М.: Дашков и К', 2007. - 367 с.
  9. Лапаева В. В. Закон о политических партиях: Вопросы взаимодействия партий с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. -2015. - № 4. - С. 14-22.
  10. Лапаева В. В. Политическая партия: Понятия и цели: К принятию
    Закона о партиях / В. В. Лапаева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 16 – 25.
  11. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с. - (Institutiones).
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" / М. Н. Марченко . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 637 с. - (Классический университетский учебник).
  13. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В. С. Афанасьев; [и др.]; ред. В. В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп . - М.: Юристъ, 2014. - 517 с. - (Institutiones).
  14. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов / В. М. Сырых. - 2-е изд., стер. - М.: Юрид. дом "Юстицинформ", 2015. - 587 с.
  15. Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин; [и др.]; ред. Н. И. Матузов; А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 771 с. - (Institutiones).
  16. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2015. - 484 с.
  17. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. – 640 с.
  18. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2015. - 616 с.
  19. Теория государства и права: учебник / ред. А. С. Пиголкин. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 613 с.
  20. Теория государства и права: учебное пособие / ред. В. Я. Кикоть; ред. В. В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М; Форум, 2015. - 619 с. - (Высшее образование).
  21. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / ред. Е. И. Темнов. - М.: КноРус, 2015. - 382 с.
  22. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / С. Г. Голубицкая; [и др.]; ред. В. П. Малахов; В. Н. Казаков. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 575 с. - (Gaudeamus).
  23. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк; ред. В. Г. Стрекозов. - 2-е изд., доп., испр. - М.: Интерстиль; Омега-Л, 2015. - 377 с.

  1. Лапаева В. В. Политическая партия: Понятия и цели: К принятию
    Закона о партиях / В. В. Лапаева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 16 – 25.

  2. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с

  3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право. – М.: Пресс, 2002. – С. – 135.

  4. Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин; [и др.]; ред. Н. И. Матузов; А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 771 с.

  5. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / С. Г. Голубицкая; [и др.]; ред. В. П. Малахов; В. Н. Казаков. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 575 с.

  6. Лапаева В. В. Политическая партия: Понятия и цели: К принятию
    Закона о партиях / В. В. Лапаева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 16 – 25

  7. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с

  8. Лапаева В. В. Политическая партия: Понятия и цели: К принятию
    Закона о партиях / В. В. Лапаева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 16 – 25

  9. Лапаева В. В. Закон о политических партиях: Вопросы взаимодействия партий с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. -2016. - № 4. - С. 14-22.

  10. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А. Н. Головистикова; Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2015. - 254 с

  11. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2016. - 607 с.

  12. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А. Н. Головистикова; Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2015. - 254 с

  13. Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин; [и др.]; ред. Н. И. Матузов; А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 771 с.

  14. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / С. Г. Голубицкая; [и др.]; ред. В. П. Малахов; В. Н. Казаков. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 575 с.

  15. Лапаева В. В. Закон о политических партиях: Вопросы взаимодействия партий с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. -2016. - № 4. - С. 14-22.

  16. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с

  17. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

  18. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №21. - Ст. 1930.

  19. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

  20. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №21. - Ст. 1930.

  21. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2004. - №13. - Ст.1110.

  22. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

  23. Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12. 06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №24. - Ст. 2253.

  24. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2016. - №13. - Ст.1110.

  25. Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12. 06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №24. - Ст. 2253.

  26. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

  27. Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин; [и др.]; ред. Н. И. Матузов; А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 771 с.

  28. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с

  29. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2016. - №13. - Ст.1110.

  30. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А. Н. Головистикова; Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2016. - 254 с

  31. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2015. - №13. - Ст.1110.

  32. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2016. - №13. - Ст.1110.

  33. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №21. - Ст. 1930.

  34. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / С. Г. Голубицкая; [и др.]; ред. В. П. Малахов; В. Н. Казаков. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. - 575 с.

  35. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. От 25.03.2004 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2004. - №13. - Ст.1110.

  36. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / А. В. Малько. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 298 с

  37. Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин; [и др.]; ред. Н. И. Матузов; А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. - 771 с.

  38. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2011)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

  39. Лапаева В. В. Политическая партия: Понятия и цели: К принятию
    Закона о партиях / В. В. Лапаева // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 16 – 25

  40. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А. Н. Головистикова; Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2015. - 254 с