Файл: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента не обеспечивают ожидаемого эффекта, поскольку ориентированы, в большей степени, на относительно стабильную рыночную среду развитых стран. Увеличение динамики внешней среды, уменьшение времени, отпущенного на принятие и выполнение решений, увеличение степени эксплуатации доступных ресурсов и обострение конкуренции, предъявляют повышенные требования к системе управления предприятием.
Функция управления предприятием должна быть адекватна меняющимся условиям, поэтому становится невозможным использовать одни и те же инструменты управления длительное время. Требуется синтезировать обновление существующих систем управления, быстро реагируя на изменяющиеся условия рыночной среды. Встает вопрос о поиске критериев, по которым возможно было бы искать новую функцию управления.
Управление рассматривается в качестве процесса, так как работа по достижению целей при помощи других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.
Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, важны для успеха организации.
Их называют управленческими функциями.
Любая управленческая функция также представляет собой процесс, так как тоже состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс управления является общей суммой всех функций.
Среди зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся отдельными вопросами управления и планирования следует отметить Ансоффа И., Портера М., Саати Т., Сороса Дж., Твисса Б., Уотермена Р., Кунца Г., Хамера М., Хана Д, Ивлеву В. А., Попову Т. В., Самочкина В. Н. и др.
Цель курсовой работы состоит в разработке теоретических и методических положений по управлению предприятием.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- исследование основных управленческих функций в системе менеджмента;
- анализ использования функций управления в деятельности организации.
Объектом исследования в курсовой работе выступает ЗАО «Мебель стиль».
Предметом исследования являются процессы управления предприятиями.
Теоретико-методической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по управлению предприятиями и организациями.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие функций менеджмента
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций.
Функция — это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности[1]. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности. Эти функции называются:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация (рис. 1.1)[2].
Рис. 1.1 Функции менеджмента
Что означает каждая из этих функций? И как они связаны между собой?
Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:
1) цели деятельности организации;
2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
3) способы достижения поставленных целей[3].
Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей). Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления — организации (иначе говоря — организовыванию) работы.
Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях:
1) организация как объект управления — компания, предприятие;
2) организация как функция менеджмента — процесс организационной деятельности[4].
Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.
Организация — это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы[5]. Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ) компанией. Поэтому функция организации — это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия. Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности.
Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто мотивацией.
Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации[6]. С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления — действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании. Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда.
Производительность труда — это эффективность труда в процессе производства[7]. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции. Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.
Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке[8]. Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.
В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, — координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?
Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании[9]. Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.
Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями. Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:
- разработка и принятие управленческих решений;
- создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
- управление качеством продукции;
- обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);
- прогнозирование развития событий;
- организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
- проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
- ведение документации и многое другое[10].
1.2 Персонал организации как объект управления
Важной составляющей предприятий и организаций является персонал. Персоналом организации называют личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников[11]. Каждый руководитель должен уметь направлять в правильное русло свой коллектив для достижения больших результатов в своей деятельности.
Управление персоналом или Human Recourses-менеджмент – это раздел знаний (теория) и прикладной деятельности (практика), который направлен на снабжение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование.
Существует большое количество подходов к управлению персоналом. Основные подходы будут представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Современные подходы к управлению персоналом
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
.
Кроме широкого толкования смысла подходов, есть и узкое. Например, компетентностный подход в управлении персоналом. Компетентностный подход в управлении персоналом, основоположником которого является Д. Макклеланд, предполагает:
- разработку модели компетенций как стандарта делового поведения сотрудника;
- оценку компетенций работников с использованием разных методов, например, Центра оценки;
- принятие соответствующего кадрового решения относительно карьеры и работы специалиста, компетенции которого оценивались[12].
Каждый подход важен и нужен при управлении персоналом в организации, так как без механизма управления и самого человека ни один руководитель не добьется больших результатов в своей компании. При выборе состава персонала руководитель четко должен знать какую цель преследует его фирма.