Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Введение
Менеджмент – важный элемент деятельности любых предприятий, которые действуют в условиях современного рынка. Успешный и правильно выстроенный менеджмент позволяет компании обрести преимущества в конкурентоспособности, иметь финансовую стабильность и увеличивать прибыль предприятий. В связи с этим главная задача руководства любой организации – умение управлять и контролировать. Следовательно, слова «менеджмент» и «управление» являются синонимам, но есть отличие в их значениях - «управление» имеет более широкое значение и применимо как к живой, так и к неживой сфере.
Управление – процесс, состоящий из работы по достижению целей с помощью других – серия непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое действие являющее процессом, называется управленческими функциями. Функции управления (менеджмента) – одна из важнейших характеристик управленческого процесса. Они предполагают набор действий и решений, на которых основывается весь организационно – производственный процесс предприятия. С помощью основных функций менеджмента планируется, контролируется деятельность любой организации. В любых предприятиях существуют свои цели, задачи, которые они разрабатывают в зависимости от своей деятельности. Это очень важно, так как если предприятия не будут планировать организационные вопросы для своей деятельности, то соответственно сотрудники не смогут четко выполнять свои профессиональные обязанности, а это приведет в свою очередь к убыткам предприятия.
Анализ изученных источников и литературы показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие ученые и специалисты, кроме того, внедрение функций управления было на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Так, в качестве примера можно назвать таких знаменитых специалистов и авторов популярных изданий: Майкла Мескона «Основы менеджмента» и Тейлора Фредерика Уинслоу «Менеджмент», которые внесли значительный вклад в развитие науки управления и функций управления в частности. Автор книг «Менеджмент: учебное пособие», «Основы менеджмента» Владимир Рафаилович Веснин рассматривает менеджмент сквозь призму взаимоотношений руководителя и подчиненных, в том числе и в рамках реализации ими основных функций менеджмента. В целом, что касается современного состояния источников и литературы по менеджменту, можно сказать, что на российском рынке очень много переводной литературы, учебников, монографий и просто специальных тематических изданий и тем ценнее работы отечественных авторов, на которые сделан упор при написании данной курсовой работы.
Объектом исследования выступает система управления предприятия ООО «Макдоналдс».
Предмет исследования – основные функции в системе менеджмента.
Целью исследования данной работы является рассмотрение системы управления предприятия ООО «Макдоналдс», как процесса реализации взаимосвязанных функций, а именно функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по их совершенствованию в организации.
Исходя из цели курсовой работы, были выявлены и поставлены следующиезадачи:
- Рассмотреть теоретические основы основных функций менеджмента, а именно понятие и основные функции менеджмента, виды и методы планирования на предприятии, процесс и принципы контроля.
- Провести анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс». Представить краткую характеристику. Рассмотреть применение основных функций менеджмента в компании.
- Предложить способы совершенствования одних из основных функций менеджмента.
Практическая значимостьданной курсовой работы заключается в том, что в одном материале собраны и рассмотрены все основные функции менеджмента.
Глава 1. Теоритические основы основных функций менеджмента
Понятие и основные функции менеджмента
Функция в менеджменте – это особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии и направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Анри Файоль разработчик теории административного управления начала 20-х веков в своей книге "Общее и промышленное управление" в главе " Элементы управления" выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям. В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества (Приложение 1).
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции). В настоящее время различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (Приложение 2):
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента.
Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую четко определить методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные. Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления. Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:
- планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация;
- контроль.
Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Планирование
Планирование – это основная функция менеджмента. Она представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов.
Формы планирования:
- перспективное;
- среднесрочное;
- текущее (бюджетное, оперативное);
Виды планов:
- В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.
- В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.
Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.
В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее[1] .
Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов[2] .
Стратегическое планирование осуществляется в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.