Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства возникла необходимость реформирования нотариата, чем обусловлены определенные перемены в деятельности нотариата в последние годы.
В настоящее время совершенствование российского нотариата продолжается, что объясняет необходимость их изучения.
В 1993 году был принят новый закон о нотариате, которым в нашей стране официально был признан частный нотариат. Теперь в одном экономическом пространстве существуют два категории нотариусов: государственные и частные.
Различие заключается в том, что за совершение нотариальных действий государственным нотариусом взимается пошлина, установленная законом, которая полностью передается государству, а нотариус получает от государства гарантированную заработную плату.
Нотариус, занимающийся частной практикой, за совершение нотариальных действий взимает тариф, установленный нотариальными палатами, сумма которого который остается у нотариуса.
В условиях формирования рынка и развития с ним связанных гражданских правоотношений, органы нотариата стали приобретать решающее значение.
Актуальность темы.
На современном этапе является очевидным тот факт, что институт российского нотариата как объект научного исследования представляет собой феномен, требующий к себе пристального внимания отечественных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования действующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов нотариальных действий.
Теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы обусловлена существованием доктринальных дискуссий относительно понятия и функционального назначения российского нотариата.
Практическая значимость обусловлено тем обстоятельством, что нотариат является неспециализированным правоохранительным органом, действия которого имеют реальные юридические последствия, затрагивающие права и законные интересы физических и юридических лиц.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и деятельностью нотариата.
Предметом работы являются нормы российского законодательства, а также доктринальные положения, содержание материал относительно правового статуса нотариата в системе правоохранительных органов Российской Федерации.
Целью исследования является изучение сущности нотариата его истории и его особенностей в современной России, мирового опыта организации нотариата.
Задачи работы:
- изучить особенности становления и развития нотариата в российском государстве;
- рассмотреть понятие, а также правовые основы российского нотариата;
- проанализировать формы деятельности нотариата.
Степень разработанности темы.
Затронутой в настоящей работе теме исследования было уделено внимание в научных трудах И.А. Алферова, В.П. Грибанова, Т.И. Зайцевой, Н.В. Сучковой, О.М. Сычева, а также некоторых других.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания окружающей действительности, а также общенаучные и частно-научные методы (сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, метод анализа и синтеза).
Теоретическая основа включает авторские издания, научную литературу.
Информационную базу исследования составили акты российского законодательства.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА
Зачатки нотариата в России уходят своими корнями во времена крещения Руси. Уже тогда оформились первые признаки нотариата в отношении граждан. Ученые-юристы не приходят к единому мнению о приблизительной, не говоря уже о конкретной, дате становления нотариата в России. Существует ряд признаков, которые позволяют с уверенно определить более узкий период времени появления нотариата. Следует обратить внимание на то, что, как и многие страны Европы, Россия провела частичную рецепцию римского права в части нотариальной деятельности в рамках сохранения политических, экономических, социальных, правовых, культурных и иных исторически определенных ценностей. На формирование правовой системы России значительное влияние оказывала церковь. Оформление системы нотариата в России началось в период принятия христианства на Руси, а именно X—XI вв. Источниками права, регулирующими отношения нотариальной деятельности того периода, являлись: Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 г., Судебник 1550 г[1].
Формирование института нотариата ученые связывают с приходом к власти Романовых. Уже к XVI в. такие работники как писцы, площадные подьячие образуют особое профессиональное сословие, которое осуществляет подтверждение совершения сделок за вознаграждение. При царе Алексее Михайловиче роль нотариусов перешла к стрельцам, которые за свою работу не получали жалования от государства. Плату они брали с тех лиц, которые обращались к ним за услугой. Такая плата называлась «писчее», «пошлина» или «могарыч». Площадные подъячие были объединены в артели с взаимной круговой порукой. В зависимости от количества человек, населяющих тот или иной город, состав артели варьировался от 15 до 24 человек. Договорные грамоты, составленные ими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате. Надзор за их деятельностью осуществлял Приказ крепостных дел. Согласно Соборному уложению 1649 г. на стороны сделки, называвшейся в то время «крепостью», была возложена обязанность совершать сделки только через площадных подьячих. Обязательным было составление справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Как указывало Соборное уложение, всякая крепость должна была закачиваться подписью лица, ее дающего. Акты, составленные площадными подьячими необходимо было регистрировать в книгах в приказах и только после этого они поступали в Печатный приказ, где они скреплялись государственной печатью. Следующий этап развития нотариата принято связывать с периодом правления императора Петра I. В данный период становление института нотариата шло по пути формирования государственных органов, которым было передано право совершения всех сделок. Данные сделки необходимо было совершать на гербовой бумаге, за что и взималась плата — пошлина. В это же время Петром I был полностью упразднен институт площадных подьячих. Невзирая на те реформы, которые провел Петр I, нотариальной системы, представляющей единый орган для совершения актов, сформировано так и не было. Все это привело к тому, что в 1701 г. совершение крепостных дел вновь возвращается в ведение площадных подьячих[2]. С течением времени организация российского нотариата совершенствовалась. Законодательно были закреплены жесткие требования к лицам, желающим претендовать на должность нотариуса. К таким требованиям относились: гражданство, возраст, не превышающий возраста общей дееспособности, стаж профессиональной деятельности, а также нравственные качества претендента.
Определение «нотариус» находит первое отражение в 1729 г. в Вексельном уставе, в котором упомянуты публичные нотариусы, которые отражали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Следующим этапом развития нотариата является появление нотариусов исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевых нотариусов (в 1831 г.). Одновременно с развитием самой системы нотариата развивались и расширялись профессиональные обязанности нотариусов. В это время вводится обязанность нотариуса по внесению залога в обеспечение своих должностных действий. Такой залог обеспечивал право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием. Нововведение в законодательство о нотариате появилось в Своде законов Российской империи при Николае I. В данном законодательном акте был определен порядок составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей. Для этого были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах — при уездных судах особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда. После удостоверения в личности лиц, совершавших сделку, в праве продавца на отчуждение имущества, в отсутствие в условиях сделки противоречий законодательству, суд производил на письменном акте отметку «совершить по закону» и возвращал этот акт надсмотрщику, который дословно вносил акт в крепостную книгу.
Период правления Александра II тесно связан с правовыми реформами, в том числе и реформами в сфере нотариальной деятельности. В частности, в 1864 г. была проведена судебная реформа. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений» было определено местонахождение нотариусов совместно с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах. Законодательно закрепилось место нотариусов в столицах, губернских и уездных городах, уездах. Они заведовали совершением актов и иными нотариальными действиями на основании особого Положения о них. Данные действия осуществлялись под наблюдением судебных мест[3].
Принятое 14 апреля 1866 г. Положение о нотариальной части стало первым всеобъемлющим актом, регулирующим нотариат на территории Российской империи. С момента принятия данного Положения нотариус был признан лицом, которое специально наделялось властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Даже после принятия Положения о нотариальной части в некоторых губерниях и областях России функции нотариуса были возложены на должностных лиц полиции. К таким регионам можно отнести, например, губернии и области Сибири. Принятие Положения о нотариальной части привело к значительному сокращению чиновничьего аппарата. В частности, были ликвидированы учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел и публичных нотариусов. Среди нотариусов существовала градация, которая определяла и их должностные обязанности. Старшие и младшие нотариусы выполняли обязанности по совершению и засвидетельствованию актов. В случае, если в населенном пункте отсутствовали нотариусы, его обязанности возлагались на представителей судебной власти. Положение регулировало не только порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, но и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальных действий. Определением количественного состава нотариата в силу Положения о нотариате занимался Минюст России, согласовывая свои действия с Министерствами финансов и внутренних дел.
Положение о нотариальной части было действующим и регулировало деятельность нотариусов вплоть до 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила ход развития нотариата в России. ВЦИК и СНК РСФСР принятым Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. упраздняет действующие до этого момента государственные органы власти, в число которых попадают суды и иные институты судебной системы (судебные следователи, прокурорский надзор, присяжную и частную адвокатуру). Входящий в систему судебных органов нотариат был упразднен в 1918 г. Все городские нотариальные конторы были закрыты, а функции нотариусов распределены между другими органами власти соответственно их компетенции: отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями и т.д. Однако, существовать без системы нотариата не представлялось возможным[4]. В связи с этим уже с февраля 1919 г. государством учреждены нотариальные столы. Образуются они при органах судебной власти в городах и уездах. Однако, компетенция нотариусов в этот период была весьма узка и сводилась в основном к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей. Период НЭПа потребовал введения института нотариального заверения сделок, которые совершались между сторонами экономического оборота, в частности между частными лицами и государственными организациями. При этом, сделки, не заверенные нотариально, признавались недействительными. Изменения в экономике страны привели к необходимости принятия Положения о государственном нотариате РСФСР и 4 октября 1992 г. СНК РСФСР принял такое положение. Оно заложило основы советского нотариата. Данное Положение определило нотариат как самостоятельное государственное учреждение, входящее в систему органов юстиции. Функциями нотариата было засвидетельствование договоров; доверенностей; совершение протеста векселей; копий документов, выписок из торговых книг и подлинностей подписей; удостоверение бесспорных обстоятельств; принятие на хранение документов. Оплата работы нотариусов осуществлялась за счет государства.
Первым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность нотариата, стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое ЦИК и СНК СССР 4 мая 1926 г., которым нотариальные функции были возложены на государственные нотариальные конторы. Следующим шагом в развитии нотариата стало принятие 19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР Закона СССР «О государственном нотариате», а также Закона РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г. Принятые нормативно-правовые акты регулировали деятельность нотариальных контор, определяли компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также определяли порядок совершения каждого нотариального действия[5]. Согласно нововведениям в законодательстве сведения о совершенных нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом.
Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов ХХ в., приватизация и изменение форм собственности в России приводят к восстановлению системы нотариата, поскольку актуальными стали правовые способы защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата. Реформирование всех систем власти государства обусловило выделение нотариального права в самостоятельную отрасль права, объединившую в себе нормы, регулирующие порядок совершения нотариальных действий, а также взаимоотношения нотариусов и иных лиц. Формирование нотариата в начале 90-х годов ХХ в. приблизило данный институт к нотариату латинского типа, который сочетает в себе такие функции, как правоохранительные, обеспечивая соблюдение законности и правомерности волеизъявления участников гражданских правоотношений. При этом нотариат является самоокупаемым и не зависит от бюджета государства. Период развития нотариата в современной России начинается с принятием в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате. Именно в данный период появляются нотариусы частной практики. В 1995 г. российский нотариат стал полноправным членом Международного Союза латинского нотариата. Принятием Основ законодательства о нотариате преобразования российского нотариата не ограничились. Вступивший в силу новый Гражданский кодекс РФ признал нотариат профессиональной деятельностью, не преследующей своей целью извлечение прибыли.
2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НОТАРИУСУ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
Центральное место в системе нормативно-правовых актов, регламентирующих нотариальную деятельность место занимает Конституция РФ[6], закрепляющая основные правовые принципы нотариата, статус нотариуса и цели его деятельности.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий права, обязанности и ответственность государственного нотариуса и частного нотариуса одинаковы, а документы, ими оформленные, имеют равную юридическую силу. Нотариус является должностным лицом, наделанным полномочиями по совершению большого количества разнообразных нотариальных действий, однако при этом он должен быть беспристрастным, независимым и руководствоваться Конституцией РФ, национальным законодательством, а также международными договорами. Помимо этого, частный нотариус должен быть членом нотариальной палаты соответствующего субъекта РФ.