Файл: СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами. Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. История становления и развития исследуются общественными науками.

Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства. Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука - правоведение. Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.

Без теоретической модели правовое государство не воплотить в практическую|практичную| жизнь во время перестройки государственности и правовой системы. Важное значение в создании нормативной базы имеет опыт закрепления конституционно-правовыми актами основных принципов правового государства, которые юридически зафиксированы в законодательстве других стран|страна-участницы|. Используя метод историзма, следует считаться с опытом прошлого, его позитивными|положительные| и негативными аспектами, чтобы не допускать ошибки|ошибку| во время становления правового социально-ответственного государства. Поэтому данная тема исследования достаточно актуальна в современных условиях.

Цель данной работы – раскрыть основные аспекты взаимоотношений правового государства и гражданского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи:

  1. раскрыть понятие и охарактеризовать признаки правового государства;
  2. проанализировать развитие идей правового государства;
  3. исследовать становление гражданского общества;
  4. определить соотношение гражданского общества и правового государства;
  5. проанализировать развитие идей правового государства;
  6. исследовать становление гражданского общества.

Объектом исследования выступают правовое государство и гражданское общество.

Предметом исследования является взаимосвязь и соотношение правового государства и гражданского общества.

Для решения поставленных задач и достижения конечной цели исследования были использованы такие подходы и методы научного анализа: эмпирический, структурно-функциональный, сравнительный, системный, ретроспективный, индуктивный, дедуктивный.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки правового государства

История правового государства достаточно длинная и поучительна. Еще в давние времена начался поиск справедливости, принципов, форм формы и конструкций взаимосвязи, взаимодействия и взаимодополнения власти и права. Взгляды на государство и право, на его место и роль в обществе постепенно сформировали идею разумности и справедливости такой формы политической власти, при которой какой жизнь людей регулируется правом, которое какое при поддержке государственной власти становится|стает| самостоятельной властной силой (см. рис.1.1)

Рисунок 1.1 – Основные признаки правового государства

Государство, его государственные структуры и должностные лица с помощью права упорядочиваются|уряжают| процедурно. Деятельность государственного аппарата четко регламентируется правом; даже структуры, от которых|каких| зависит принятие тех или иных законов, не имеют право самостоятельно, без определенных процедур изменять|менять| законы.

Основные принципы правового государства были сформулированы во времена античности. Около|возле| истоков|утечки| этих идей стояла богиня правосудия Фемида с повязкой на глазах, с мечом|меч-рыбой| и весами правосудия в руках. Солон своими реформами в VI в. до н.э. пытался объединить силу и право, провозгласив|проголосил|: «Всех я освободил. А этого достиг властью закона, силу с правом объединив» [22, с. 54].

Такое понимание государства, как организации на основе права публичной власти, и является основной идеей правового государства. Такие идеи уже в античный период развития государственности высказывались|изъясняются| философами и юристами. Теоретически в концепцию правового государства эти идеи были оформлены значительно позже, во время борьбы против|супротив| феодального своеволия, а также начала и развития буржуазных революций и утверждения нового строя|порядка|.

Аристотель [384 – 322 к|до| н. е.] – как «отец|родитель|» античной политической науки – обосновывал правление разумных законов. Он писал: «Следовательно|итак|, кто требует, чтобы закон господствовал|властвует|, требует|сдается|, того, чтобы господствовали|властвуют| только божество и разум, а кто требует, чтобы господствовал|властвует| человек, привносит в это свое требование|востребование| такой себе животный элемент, поскольку страсть является несколько животной, да и злоба|злость| толкает на плохую тропинку правителей, хоть бы|хотя бы| они были наилучшими людьми; напротив, закон – это уравновешенный разум». Внутреннюю взаимосвязь права и государства Аристотель сформулировал так: «Понятие справедливости связано|повязал| с представлением о государстве, поскольку право, которое служит критерием справедливости, является регулятивной| нормой политического общения» [1, с. 34].


Как подчеркивал потом|затем| Аристотель, со времен Солона в Афинах началась демократия. Принцип верховенства|поверхностный| права сформулировал Гераклит в бессмертном афоризме: «Народ должен драться|биться| за закон, как за свои стены». Платон [427 – 347 до|до| н. е.] настаивал на том, что государственность возможна только|только| там, где господствуют|властвуют| справедливые законы. В его произведении|сочинении| «Законы» подчеркивалось: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких людей, идет речь не о государственном строе, а лишь|только| о внутренних ссорах, и то, что считается там справедливостью, не носит этого имени. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силу и находится|перебывает| под чьей-либо| властью. Там же, где закон – обладатель|властелин| над правителями, а они – его рабы, я вижу спасение государства и все блага, что их могут даровать|дарить| государствам боги» [22, с. 57].

Следовательно|итак|, античные философы и правоведы связывали государство правом и показывали необходимость существования в государстве правовых законов, которые господствовали|властвуют| бы|б| над государственными структурами, были бы|б| мерилом справедливости действий государства и его чиновников и регулировали политические отношения.

Последующий теоретический и практический|практичный| опыт показывает, что для правового государства является необходимыми не только господство права и правового закона, но и надлежащая|подобающая| организация самой системы государственной власти, учреждения разных|различных| государственных органов, четкое разграничение их компетенции, определения места, в этой системе, характера соотношений между органами, способов их формирования, форм|формы| деятельности и других организационных и властно институционных аспектов.

Таким образом|итак|, идеи господства права в обществе, связанности|повязал| государства, его органов и должностных лиц правом возникли в античные времена, развивались и дополнялись учениями о демократии, республиканской форме правления, конституционализме, правах и свободах человека, народном суверенитете, господстве права и закона и равноправии всех перед ним. Как результат объединения этих идей в определенную конструкцию была сформулирована теория правового государства.

1.2. Развитие идей правового государства


Важный шаг в направлении формулировки теории правового государства сделал|совершил| древнеримский ученый Марк Туллий Цицерон [106 – 43 до|до| н. е.]. Он рассматривал государство как публично правовую общность, как дело народа. По его мнению|на его взгляд|, народ – это не любое объединение людей, собранных вместе каким-либо |хотя бы|способом.

Народ – это объединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Превзойдя своих учителей, древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Цицерон показал государство как правовую форму организации общего дела. Право, по Цицерону, является необходимым источником|истоком| государственности.

Правовое государство предусматривает взаимодополняющее| единство господства права и правовой формы организации власти. Еще Аристотель отмечал, что каждое государство должно иметь три элемента: законодательный| орган, магистратуры и судебные органы. Конечно|известно|, его идеи еще не были теорией разделения|разделения| власти, но оказались подпочвой, на которой|какой| впоследствии была сформулирована эта теория.

Идеи о правовом государстве античных классиков развили и дополнили мыслители средневековья и нового времени. Они заметно повлияли на становление и развитие таких прогрессивных теорий, как разделение|разделение| власти, конституционализм, правовая государственность; сыграли значительную роль в критике феодального неравенства|неровности|, привилегий и беззакония, в преодолении средневековых теологических концепций о государстве и праве, в утверждении идей формального равенства и свободы людей.

Согласно концепции этого мыслителя, государство является правовым не потому, что его органы придерживаются своих же законов, а из-за того, что собственно государство – это право, естественное|природное| право народа, согласованное и упорядоченное. Из|с| его концепции вытекает требование|востребование| о соответствии государственных законов естественному|природному| праву. Только такие законы, с точки зрения Цицерона, являются справедливыми. Ученый считал, что законами следует закреплять не только меру власти магистратов, но и меру подчинения граждан. Он сформулировал очень важный принцип права, утверждая|, что действие закона распространяется|ширит| на всех. Цицерон отстаивал формальное правовое равенство всех граждан, равенство их прав и в то же время|одновременно| отбрасывал|откидывает| фактическое имущественное, умственное|мыслительное|, служебное и другое равенство[10, с. 41].


Термин|термин| «правовое государство» получил распространение после издания трудов немецкого государствоведа Р. Моля в 30-х годах XIX в. Теория правового государства стала итогом многовекового развития политической жизни и правового мнения цивилизованных стран|страна-участницы|.

Дж. Локк, опираясь на идеи народного суверенитета и общественный договор Ж.Ж. Руссо, выдвинул принципы законности сопротивления всяким противозаконным действиям и право выражать|оказывать| свою волю, если это не запрещено|запретный| законом. Субъективные права он считал такими, что устанавливаются по|с| воле государства и заключаются в том, чтобы каждый человек имел постоянные правила для жизни и общения в обществе, устанавливаемые образованной в государстве законодательной властью. Философ рассматривал эти права как «... свободу действовать согласно собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено|запретный| законом, и не быть зависимым|зависящим| от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной|своевластной| воли другого человека» [12, с. 141].

Начало утверждения концепции правового государства связано|повязал| с борьбой народов Европы за их права и свободы против|супротив| своеволия феодалов в условиях абсолютной монархии. Толкованию и воплощению идей правового государства в общественную жизнь способствовали|содействуют| политико-юридические учения Джона Дакка [1632 – 1704]. Он выступал идеологом социального компромисса, выразителем правовых представлений буржуазного общества, в противовес феодальному. Свои политико-юридические идеи он изложил в труде «Два трактата о правлении».

В своих взглядах на механизм государственной власти Дж. Локк отмечал, что для соблюдения режима свободы публично властные полномочия надлежит|полагается| четко разграничивать|размежевывать| и разделять между органами государства. Принимать законы должны органы законодательной власти, то есть парламент. А вот воплощать данные законы – прерогатива органов исполнительной власти [12, с. 154].

Он не только констатировал деление|разделение| власти, но и установил иерархичность ее ветвей|ветки|, считая законодательную власть верховной [но не абсолютной], предложил нормативное закрепление сдерживаний и противовесов. Эти идеи Локка легли в основу|основание| буржуазного конституционализма, который возник в XVII в.

Идею разделения|разделения| власти как один из принципов теории правового государства систематизировал и развил в своих трудах французский юрист Шарль Луи Монтескье [1689 – 1755].