Файл: .Появление нотариата в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской федерации о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Отношения собственности – наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.

Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – как бы авторитетнейший свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организаций.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата не востребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.

Моя работа состоит из трёх разделов. В первом приводится история развития нотариата, которую я разделила на 3 этапа. Во втором разделе содержится понятие нотариата и его основные характеристики. В третьем разделе рассказывается о субъектах нотариальной деятельности и о тех действиях, которые они могут совершать.

История развития нотариата


Возникновение нотариата

Развитие гражданского общества неразрывно связано с возникновением нотариата [1].

Писец, секретарь если перевести на латинский язык, то будет слово нотариус (notarius). Опираясь на то, что слово нотариус происходит от латинского языка некоторые историки юриспруденции связывают возникновение Института нотариата с правом Древнего Рима, а большинство историков обращаются к памятникам древнего Вавилона[2].

Когда возник нотариат, то люди стали больше обращать внимание на стабильность имущества и их право на него. Стали появляться люди в Древнем Риме, которые профессионально занимались составлением различных документов, по охране прав граждан, это деятельность носила публичный характера. Их статус и полномочия был разный, и делились они на три группы.

В первую группу входили писцы, которые работали у частных лиц.[3] Их документы не были официальными, хотя их работа заключалась обеспечением правового материала в письменную форму.

Вторая группа называлась scribae. Они были римскими гражданами. В обязанности scribae входили:

- изготовление публичных документов,

- ведение общественных счётов,

- выписки и выдача копий этих документов.

А так же:

- изготавливали все декреты и распоряжения магистранта,

- выполняли функции хранителей этих декретов.

В процессе судопроизводства scribae выполняли немаловажную роль: наиболее важные особенности дела в преторском суде они вносили в особый судебный журнал. Это делалось для памяти судьи.

Нахождение на государственной службе и получение жалованья от государства было важным определяющим статуса.

В третью группу входили писцы – табеллионы (tabelliones)[4]. Они были приравнены к юрисконсультам и адвокатам. Табеллионы были независимы, они не относились ни к государственным служащим, ни к служащим частых лиц. Все кто к ним обращался, они совершали юридическое оформление соглашений и договоров на возмездной основе.

Время шло и соглашения, договора и другие документы, которые оформляли табеллионы превратились в официально признаваемое доказательство повышенной доказательственной силы, потому что табеллионы производили регистрацию и вносили всё в судебный протокол. Не допускалось оспаривать подлинность внесённого в судебный протокол документа. В протоколе регистрировались и простые акты. Главная цель регистрации была заключена в том, чтобы дать документам значение публичного акта и, по мнению Н. Ляпидевского[5], обезопасить акт от утраты. Табеллионы представляли собой своеобразную корпорацию и находились под контролем государства. Любой римский гражданин, который обладал соответствующими правовыми знаниями, мог претендовать на должность табеллиона.


Позже основу института составили табеллионы и нотарии. Институт получил в Италии широкую рекомендацию со стороны законодательства и его стали называть «нотариат». Новыми европейскими народами вместе с римским правом он был акцептирован и ассимилирован.

Термин «нотариат» происходит от латинского слова «nota» – знак, отсюда происходит и слово «нотариус» – писец, секретарь.[6]

Появление нотариата в России

Одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов в России до революции нотариус был.

В XIV – XV вв. заключаются первые российские нотариальные акты. В присутствии свидетелей мытники на рынках регистрировали сделки и за совершение этих сделок сбирали пошлины и сборы. С периодом царствования династии Романовых связано появление института нотариата в России. В 1649 г. было принято Соборное уложение, в это время царствовал Алексей Михайлович. В это время самым главным преобразованием было установление строгого надзора за площадными подьячими. Строгий надзор зависел от органов правительственной власти.[7]

Площадные подьячие в России в средние века выполняли функции по составление юридически значимых документов. Сословия площадных подьячих в нашем государстве становится светским нотариатом, об этом говорят дошедшие до нас отечественные исторические документы и первые упоминания относятся к XVI в.

Человека в этом сословии называли по-разному: писчик, площадный писчик, площадный дьячок, подьячий с площади, площадный подьячий. Они специализировавшихся на совершении сделок за плату[8] и были корпорацией профессиональных писцов.

На Ивановской площади в Москве писались письменные акты. Позже, во второй половине XVII в. она становится главной нотариальной организацией Московского государства. Существовали и другие «большие и мелкие площади», но они отличались друг от друга и имели различную компетенцию. На Ивановской площади совершали акты по различным сделкам, на других площадях – только некоторые из них.[9]

По указу государя и при участии площадной организации принимались кандидаты в подьячие Ивановской площади. Контроль за деятельностью площадных подьячих осуществляло государство в лице царя.

Площадные подьячие, по мнению исследователей, и есть зародыши того органа публичной деятельности, который впоследствии вылился в форму нотариата.[10] Площадные подьячие получали плату с лиц, к ним обращавшихся, называвшуюся «писчее», или «могарыч».


Произошло разделение функций по удостоверению сделок и регистрации сделок с принятием Соборного уложения 1649 года. В связи с этим стороны сделки были обязаны совершать её только через площадных подьячих, и обязаны были составлять справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Далее эти крепости предъявлялись в Печатный приказ и к ним прикладывалась государственная печать.

Специального органа нотариальной деятельности Соборным Уложением создано не было. Было различие между значениями актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих. В этих приказах хранились, помимо документов, сведения о владении недвижимостью. Это символизировало определённое начало порядка землевладения.[11] Все эти справки и записи имели важное финансовое значение.

В период правления Петра I происходило совершенствование процедуры совершения актов. По мнению К. Неволина принимаемые в то время законодательные акты, ставили перед собой две главные цели:

1. Устанавливали правительственные органы, и они ведали совершением всех актов, отстраняли устаревших площадных подьячих.

2. Обогащали посредством введения гербовой бумаги и устанавливали довольно значимые пошлины, взимаемых при записи актов в книги.[12]

До реформы 1864 года, нотариальные дела передавались различным уч-

реждениям. Первое учреждение была Окружная палата, она руководило всеми делами, затем эти дела переходят в Московскую ратушу в 1699 г. Далее все дела переходят к губернаторам, после того, как были созданы губернии. Далее при создании Юстиц-коллегии при ней учреждается специальное лицо, ведающее такими делами.[13] В ней были созданы особые самостоятельные конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Секретарь или комиссар следил за деятельностью главных контор. Этого секретаря или комиссара назначала Юстиц-коллегия.

В период царствования Екатерины II. Продолжается этап становления нотариата. Палате гражданского суда, представляющей собой соединение Департамента юстиции и Вотчиной коллегии, было передано совершение крепостных актов, так как Юстиц-коллегия в 1775 г. была упразднена. В период своего правления Екатерина II делает попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, чтобы создать орган публичной деятельности, близко стоящий ко всем имущественным оборотам, чтобы предоставить возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ.[14]


Только для торговых сделок и разного рода посредничеств утверждаются маклеры и нотариусы в 1781 г. Возникла масса правительственных учреждений нотариального характера, в соответствии с новым Уложением. Они возникли для наблюдения за правильным и законным совершением различных частноправовых актов и составлением документов, освобождённых от тягостного для контрагентов крепостного порядка их совершения.[15]

Когда к власти пришёл Александр I он отменил данное положение. В XVIII в. в России нотариальные дела стали передаваться в ведение различных учреждений: гражданских, уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов.[16]

В эпоху правления Александра II была эпоха реформ. Эти реформы охватили все отрасли общественной и государственной жизни России. Исключением не стало и нотариальное дело. Оно тоже было преобразовано.

В основу Положения о нотариальной чести было положено три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г. и баварское 1861 г. Два проекта 1863 и 1866 гг. стали результатом этой законодательной деятельности. Первый проект не прошёл через Государственный совет. Второй проект был утверждён 14 апреля 1866 г.

Свою деятельность прекратили все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых. Это произошло вместе с введением нотариального Положения. Законодатель создал самостоятельный нотариальный институт, отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной части. В его обязанности входил обширный и независимый круг действий.

До Октябрьской революции 1917 г. в России действовали названные Положения.

Непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения о нотариальной части, шло вплоть до начала революции, готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате, и этот проект рассматривался несколько раз.[17]

В конце XIX века в России сложилось четыре группы органов и должностных лиц, наделённых правом совершать нотариальные действия:

  1. Публичные (городовые) нотариусы;
  2. Биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры[18];
  3. Узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
  4. При отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.