Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Теоретические основы анализа различных стилей руководства в современной организации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретические основы анализа различных стилей руководства в современной организации
3.ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
2. Анализ стилей управления на примере ООО «МегаФреш»
Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Мегафреш»
Основываясь на эмпирических материалах, авторы считают наиболее эффективными коллегиальный и смешанный типы руководства, так как, с их точки зрения, именно эти стили руководства приведут к максимальной продуктивности сотрудников, поддерживая психологический климат в организации на благоприятном уровне. Однако, стоит отметить, что стилевые особенности с развитием организации тоже изменяются, такие как социально-психологические составляющие коллектива, деятельность сотрудников, особенности руководителя.
Несколько иначе определяет стиль руководства Р.Х. Шакуров. По мнению Р.Х.Шакурова стиль руководства в широком смысле «представляет собой целостную специфическую систему устойчиво повторяющихся особенностей деятельности руководителя (мотивов, целей, содержания, способов), обладающую внутренней гармонией и выработанную для эффективного осуществления функций управления в определенных условиях. В узком же значении стиль — это специфическая система способов деятельности (в том числе способов общения)» [54, с. 144].
По мнению Н.В. Ревенко, «…стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой отражаются личные качества руководителя, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности».
А.А. Русалинова считает, что к числу характеристик типа руководства можно отнести качества, непосредственно отражающие особенности отношений между коллективом и руководством. На этом основании она определяет стиль руководства как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективным и субъективных условий управления».
Вопрос о динамике стилей руководства затрагивался многими авторами, однако единый ответ не получен. Поэтому, останавливаясь на психологических факторах эффективности управления, исследователи в основном не идут дальше общих рассуждений о необходимости умения руководителем подстроиться под ситуацию.
Ключом к успеху является адаптация поведения руководителя к требованиям ситуации, а также сохранение гибкости в его стиле управления для достижение эффективного производства. Другими словами, отношения между руководителем и подчиненными это своего рода сделка: руководитель ждет от подчиненных усилий, а чтобы добиться этого, прибегает к соответствующему стилю руководства. Концепция транзакционного лидерства направлена на достижение краткосрочных целей. Цель сама по себе может быть частью стратегии, однако процесс, позволяющий коллективу добиться ее, не является стратегическим.
Примерно в то же время Джон Коттер провел различие между лидерством и управлением людьми: полномочия руководителя не определяют его лидерства, они лишь подразумевают его вероятность.
Лучший вариант лидерства заключается в совпадении руководителя и лидера в одном лице. Однако, чаще руководителям сложно проявить свои лидерские способности в реальных ситуациях из-за различных обстоятельств, давящих на него, таких как ответственность перед коллективом, ответственность за работу, ответственность перед начальством. Тогда в коллективе возникает неформальный лидер. В этих условиях может быть два варианта взаимоотношений формального и неформального лидера: либо их противоборство и противостояние, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления.
Для руководителя степень его лидерства выражается в управлении сотрудниками, опираясь на авторитет и признание, уважение и способность убеждать и воодушевлять людей. Лидерство менеджера можно оценить по его персоналу, который он подбирает и с которым он работает. Отношения сотрудников между собой и их подлинное отношение к руководителю являются главными показателями его лидерства — признают они лишь полномочия своего руководителя или признают его квалификацию.
Работы Дж. Коттера, У. Бенниса создали предпосылки для появления четвертого стиля лидерства – трансформационного лидерства.
Данный тип лидерства подразумевает влияние на коллектив и организацию в целом, которое приведет к трансформации предприятия. Для сотрудников такой руководитель является трансформатором, инициатором перемен.
Однако, общепринятыми считаются три стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Рассмотрим критерии каждого стиля подробнее
Авторитарный стиль
Достоинства |
Недостатки |
не требует материальных затрат |
подавляет инициативу сотрудников |
позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями |
требует сложной системы контроля за работой персонала |
повышает степень бюрократизма |
Демократический стиль
Достоинства |
Недостатки |
стимулирует творческую деятельность |
не осуществляется жесткого централизованного контроля |
снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно |
ответственность за выполнение может долго перекладываться |
повышает мотивацию труда |
затягивается процесс принятия решений и их выполнения |
улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы |
К особенностям либерального стиля можно отнести то, что данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя, однако подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Я считаю, на практике руководитель должен применять все стили руководства подстраиваясь под ситуацию и конкретного работника, так как к каждому нужен индивидуальный подход, также как и каждая ситуация имеет свои особенности.
2. Анализ стилей управления на примере ООО «МегаФреш»
ООО "Мегафреш" – это организация, зарегистрирована 10 апреля 2012 г. В Москве, основным видом деятельности которой является оптовая торговля фруктами и овощами.
Структура управления выбранной мной организации включает два уровня управления: единоличное управление и отдел руководителей. Таким образом на уровне линейного руководителя сконцентрированы функциональные полномочия по соответствующим направлениям деятельности. То есть руководители обладают всеми необходимыми полномочия для принятия решений, что обеспечивает высокую скорость и адаптивность к изменениям рынка, вследствие чего повышается эффективность производства.
Рассмотрим основные методы управления персоналом организации ООО «МегаФреш», где акцентируют использование экономических методов управления, направленных на экономические мотивы сотрудников (используется система штрафов, премии), а также административных методов, использующих власть и дисциплину для воздействия на персонал. В то же время неиспользование социально-психологических методов при управлении отражается на низкой заинтересованности персонала предприятия в повышении результатов деятельности.
Критерий |
№ респондента |
Среднее значение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
доверие к руководителям |
5 |
6 |
6 |
8 |
8 |
6,6 |
Уважительное отношение руководства |
4 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4,8 |
Гражданские права личности |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6,6 |
Кадровая политика компании |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5,6 |
Уважение подчиненных |
8 |
7 |
8 |
6 |
7 |
7,2 |
Лояльность |
4 |
5 |
6 |
8 |
6 |
5,8 |
Удовлетворенность стилем руководства |
5 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6,8 |
Участие в выборе руководителя |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Работоспособность менеджмента |
6 |
5 |
8 |
7 |
5 |
6,2 |
Формирование команды |
5 |
2 |
8 |
4 |
6 |
5 |
Среднее значение |
5,1 |
4,6 |
6,4 |
5,8 |
5,8 |
5,54 |
Уровень удовлетворенности руководством по результатам опроса составил 5,54 балла. Следует отметить, что неудовлетворенность у сотрудников вызывает невозможность участия в вопросах выбора своего руководства, так как на данную должность кандидат назначается вышестоящим руководством.
Также стоит отметить положительные стороны, отмеченные сотрудниками: уважение подчиненных, удовлетворенность стилем руководства, доверие к руководителям, а также гражданские права личности.
В современных условиях, основным фактором, влияющим на принятие решения о выборе работы, является уровень заработной платы. От ее уровня зависит, насколько эффективно сотрудники будут работать, степень мотивации, количество прогулов и т.д.
Заработная плата – это денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией работнику за выполненную работу, степень и величина которой зависят от экономических результатов, сложности и длительности исполнения задания, качества и объема выполненной работы.
ООО «МегаФреш» производят выплату заработной платы два раза в месяц: 25-го числа каждого месяца сотрудникам на банковскую карту начисляется аванс (30% от общей суммы заработной платы), до 15-го включительно начисляется оставшаяся сумма заработной платы (70%). Заработная плата составляется из оклада (постоянной платы, не зависимой от качества и результата работы) и премии (зависимой от качества совершаемой работы). Также всем сотрудникам предоставляются: оплата отпуска, больничных листов и других дополнительных льгот.
Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Мегафреш»
Рассмотрев различные классификации стилей руководства, можем сказать о том, что руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину, задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Успешность и эффективность выбранного стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к выполнению своих задач и обязанностей. Также выбор стиля зависит от характера человека, психологических особенностей, уровень образования.
Хороший руководитель должен уделять достаточно вниманию коллективу, производству, а также стараться мотивировать сотрудников на достижение максимально полезного результата. Быть более демократичным и понимающим, прислушиваться к мнению подчиненных, учитывать их идеи и мнение.
Безусловно, в любой организации должна быть система соответствующих санкций: поощрение за выполненный план, за хорошую работу и штрафы или выговоры за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. . И система эта должна быть объективной и действовать непосредственно на каждого сотрудника компании. Также подобная система мотивирует сотрудников качественнее выполнять свою работу, чтобы получать премию, так как решающим фактором при выборе работы человеком является заработная плата.
Подобная система повысит авторитет руководителя среди сотрудников.
Для полноценного и эффективного общения между руководителем и коллективом, руководитель должен выполнять следующее:
-четко формулировать задания, желательно в виде просьбы или пожелания, подчеркивая его значимость
-высказывания руководителя должны содержать четыре основных момента:
1. Фиксация общей положительной оценки сотрудника как работника и человека
2. Формулирование критической оценки
3. Признание того, что сотрудник является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил ошибку
4. Выстраивание позитивной перспективы на будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы были рассмотрены различные стили руководства и сделан вывод, что у каждого стиля есть свои достоинства и недостатки. Универсального стиля нет, в чистом виде ни один из них не встречается. Руководители управляют в зависимости от характера организации, ее целей, места в общественной жизни. Стиль руководства влияет на результативность труда.
Для крупных организаций подходит авторитарный стиль, где активно используется иерархический аппарат. Централизация власти, единоначалие, самовластное решение любых вопросов, сознательное ограничение контактов - основные признаки авторитарного стиля управления. Сторонники данного метода пропагандируют его, как единственный метод влияния на подчиненных для достижений цели организации.
Либеральный стиль - стиль, предполагающий не вмешивание в работу подчиненных. Отсутствие активности, безынициативность, ожидание приказа сверху - его отличительные особенности.
Демократический стиль - самый человечный стиль управления. Он предполагает самостоятельность подчиненных, в соответствии с их квалификацией, в постановке целей, оценки работы, принятии решений. Эмоциональное состояние работника выражает удовлетворенность работой. Сторонники демократии утверждают, что повысить эффективность работы лучше ориентируясь на человека.