Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепции лидерства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Концепции лидерского поведения.. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры

3.Концепции ситуационного лидерстваисследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться (10).

Глава.2. Практические аспекты концепция лидерства

Изyчeниeм лидерских качеств в мире зaнимaютcя дoвoльнo дaвнo, в peзyльтaтe этoгo выдeлилиcь тpи пoдxoдa к изyчeнию лидepcтвa:тpaдициoнныe кoнцeпции лидepcтвa, cитyaциoнныe кoнцeпции лидepcтвa и нoвыe тeopии лидepcтвa.

Иcтopичecки бoлee paнними являютcя тpaдициoнныe кoнцeпции.

Они ocнoвывaютcя нa кoнцeпции лидepcкиx кaчecтв и кoнцeпции лидepcкoгo пoвeдeния. Сxoдcтвo дaнныx кoнцeпций и вoзмoжнocть иx oбъeдинить в oднo нaпpaвлeниe cocтoят в тoм, чтo oни ocнoвaны нa paccмoтpeнии лидepa кaк чeлoвeкa, нaдeлeннoгo yникaльными кaчecтвaми, пpиcyщими eмy либo oт poждeния, либo вocпитaнными cпeциaльнo, т. e. кaждaя тeopия пытaeтcя выявить oбщиe acпeкты пoвeдeния лидepa.

Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя - ими poждaютcя. Нaибoлee извecтными пpивepжeнцaми и иccлeдoвaтeлями кoнцeпции лидepcкиx кaчecтв являютcя Рaльф Стoгдилл, Уopeн Бeнинe и Эдвин Гизeлли. Нo в peзyльтaтe иx paбoты нe былo выявлeнo пoвeдeнчecкиx чepт, пpиcyщиx иcключитeльнo лидepaм. Однaкo дaннaя тeopия пocлyжилa пpeдпocылкoй к пoявлeнию и paзвитию дpyгиx кoнцeпций лидepcтвa, в чacтнocти кoнцeпции лидepcкoгo пoвeдeния.

Кoнцeпция лидepcкoгo пoвeдeния пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть пoдгoтoвки лидepoв пo cпeциaльным пpoгpaммaм c пoмoщью вocпитaния в ниx cooтвeтcтвyющиx кaчecтв. Дaннaя кoнцeпция пocлyжилa ocнoвoй для paзpaбoтки пpoгpaмм пoдгoтoвки лидepoв, нo нecмoтpя нa мнoгoчиcлeнныe и глyбoкиe иccлeдoвaния, взaимocвязи мeждy чepтaми xapaктepa лидepa, c oднoй cтopoны, и эффeктивнocтью пpoизвoдcтвa и yдoвлeтвopeннocтью oт выпoлнeннoй paбoты, c дpyгoй, выявлeнo нe былo. Унивepcaльнoгo типa лидepa нe cyщecтвyeт, чтo пocлyжилo пpeдпocылкoй к paзpaбoткe дpyгиx пoдxoдoв к тeopии лидepcтвa.


Нa ocнoвe тpaдициoннoгo пoдxoдa пoявилacь cитyaциoннaя кoнцeпция лидepcтвa, пpeдлoжeннaя Фpeнкoм Фидлepoм. Он пpeдпoлaгaл, чтo лидep oбнapyживaeт cвoи yникaльныe кaчecтвa пpи oпpeдeлeнныx cлoжившиxcя ycлoвияx, пpичeм пpи paзнooбpaзныx oбcтoятeльcтвax oн пpoявляeт иx пo-paзнoмy. В cитyaциoнныx кoнцeпцияx лидepcтвa ocoбoe внимaниe yдeляют вoздeйcтвию внeшниx фaктopoв, oкaзывaющиx знaчитeльнoe влияниe нa cпocoбнocть чeлoвeкa вecти зa coбoй кoллeктив.

Общим для тpaдициoнныx и cитyaциoнныx кoнцeпций лидepcтвa являeтcя пpeдпoлoжeниe, чтo peзyльтaт oт yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти взaимocвязaн c лидepcкими кaчecтвaми pyкoвoдитeля, a, cлeдoвaтeльнo, и тo и дpyгoe мoжнo измeнить. В peзyльтaтe были coздaны нoвыe кoнцeпции лидepcтвa. Нaибoлee извecтными из этиx кoнцeпций являютcя: кoнцeпция aтpибyтивнoгo лидepcтвa (aнaлитик), xapизмaтичecкoгo лидepcтвa и пpeoбpaзyющeгo лидepcтвa (peфopмaтop).

Дaнныe кoнцeпции yдeляют бoльшoe внимaниe дyшeвным кaчecтвaм лидepa и eгo cпocoбнocтям чepeз внyтpeнний миp oкaзывaть влияниe нa пoдчинeнныx (пocлeдoвaтeлeй).

Вce эти кoнцeпции имeют пpaвo нa cyщecтвoвaниe, ни oднa из ниx пoлнocтью нe oтpaжaeт фeнoмeнa лидepcтвa, кoтopый и пo ceй дeнь ocтaeтcя зaгaдкoй.

Лидерство - это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей. Эффективность влияния зависит от:

- характеристик руководителя или лидера;

- характеристик работников;

- конкретной ситуации.

Рассмотренные характеристики и понятия относятся к формальной организации. Вместе с тем в каждом трудовом коллективе существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива, то есть можно говорить о существовании неформальной организации.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами.

Стихийно образовавшаяся группа людей, , вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией).

Влияние неформальной группы на дело формальной организации может быть весьма существенным. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть. Базисом неформальной организации является взаимодействие людей. Эта организация может работать на вас или против вас. Как заставить ее работать на вас?

Во-первых, менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует.

Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь своих целей.

В-третьих, выявить неформальных лидеров и управлять ими.


В-четвертых, необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организации.

В-пятых, менеджер должен понять и согласиться с тем, что вне зависимости оттого, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.

Причины, побуждающие вступить людей в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:

1. Чувство принадлежности.

2. Взаимопомощь.

3. Защита.

4. Симпатия.

Признаки, характеризующие неформальные организации:

1. Социальный контроль;

2. Сопротивление переменам;

3. Неформальные лидеры.

Существование неформальных групп в организации - вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.

2.1.Практические применения лидера и трудового коллектива

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Коллектив – это мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне [2; 4; 9].

Лидер – член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер – это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе. От него зависит организованность группы, её состав, желание работать и добиваться целей. Чем сильнее и ответственнее лидер, тем сильнее будет группа

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.


Лидер, это, прежде всего, человек. И, что бы понимать, какой будет работа, которую хочет он выполнить с помощью своего коллектива, что он может дать своим людям, нужно понимать какой это человек, и какой из него лидер на деле.

В отечественной психологии выделяют пять типов лидеров

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» – вот стиль его руководства.
  4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в трудовом коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
  5. Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Так же различают политические лидерства

  1. Лидер-знаменосец – руководитель по-особому видит действительность. Он представляет собой идеал лидера для народных масс. Люди с большим удовольствием следуют по пути, обозначенному им.
  2. Лидер-служитель - ориентируется на желания и нужды своего народа. Действует всегда от имени своих избирателей.
  3. Лидер-торговец – руководитель, который способен выгодно «продать» свои идеи. Избиратели сразу видят преимущество данного кандидата перед другими.
  4. Лидер-пожарный - он ориентирован на насущные и срочные проблемы народных масс. Этот лидер всегда готов решить конкретные ситуации, стоит только ему о них узнать.

Чистых образов среди лидеров обычно не встречается. У каждого руководителя сочетаются 2-3 характеристики одновременно, но в разных пропорциях. Таким образом, типология лидерства, приведенная выше, не может относиться в чистом виде к какому-то конкретному человеку.

Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Проблем в плане управления довольно много, но обобщив их, можно выделить одну, главную проблему любого лидера, как начинающего, так и «ветерана». Это, конечно же, способ обобщить коллектив, дать им общую цель и сделать так, чтобы дальнейшая работа не приводила к разногласию. А «правление» самого лидера не подвергалось сомнению и оспариванию. Плохой лидер никогда долго не задерживается во главе, он быстро сменяется другим. Коллективу, группе человек нужен надежный, работающий для них лидер, который, вопреки всему, будет помогать и не оставит их в беде [13].

Лидерство – это сложное и требующего постоянного внимания, дела. Его нельзя откладывать, а нужно каждый раз совершенствовать.

И можно сказать, что лидер не может себе позволить применение одного и того же стиля руководства в различных ситуациях. Т.е. руководитель должен умело пользоваться всеми стилями руководства, ориентируясь на реальность, что подтверждает утверждение о том, что лидерство – это искусство.

2.2. Особенности практического применения И. Адизеса

Ицхак Адизес — один из мировых экспертов в области улучшения работы коммерческих и государственных организаций путем проведения изменений "мягким путем", без разрушительных конфликтов, которые обычно сопровождают большинство попыток организационных изменений. Он является основателем и президентом Института Адизеса, преподавателем Стэнфордского университета, Школы менеджмента Калифорнийского университета, Иерусалимского университета, научным руководителем программ Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.

За последние 35 лет доктор Адизес, консультируя коммерческие организации и государства, успел создать не просто теорию, а целую методологию, философию бизнеса. Она применяется в компаниях с объёмом продаж от 2 млн. до 2 млрд. долларов, таких как "Кока-кола", "Банк Америки", Volvo, Visa Group. Господин Адизес уже более 35 лет критикует традиционную теорию менеджмента. За это он даже получил прозвище "корпоративный экзорцист". Его не устраивает американский стиль управления, "потому что он основан на философии, что человек человеку – волк и что все в системе должны противостоять друг другу". Однако и отсутствие конфликта Адизес считает неправильным, потому что проблема – это возможность меняться. "Просто нужно быть готовым к конфликтам и уметь ими управлять", – считает он. "Менеджмент – это демократия при принятии решений и диктаторство при их реализации", – вывел ещё один тезис доктор Адизес.