Файл: Многообразие теорий происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристократии, развернувшиеся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.

Несколько иным путем шло становление франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками для могучего соседа - Рима. Если положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального стоя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не выгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно привели к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуто образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи.

Данный пример возникновения феодального государства не является исключительным. Таким же путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и другие. Рассматривая процесс возникновения государств в разных странах и на разных континентах можно заметить, что при всем разнообразии форм и путей существуют некоторые общие закономерности, характерные для всех общественных формаций.


Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

2.3 Синтезный путь возникновения государства

Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.

В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).

Основными черты синтезного пути являются:

  • влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.


Глава 3. Теории происхождения государства и их виды

На данный момент учёные выделяют несколько теорий происхождения государства. Каждая их них имеет свою индивидуальную историю и последователей, но при этом имеют схожести. Давайте разберём самые известные и более распространённые теории.

3.1. Теологическая теория

Данная теория является одной из самых известных в наши дни, ведь почти все исторические факторы приводят к религии и “божественному”, поскольку в Средневековые времена, даже ранее, люди приписывали почти всё к “творению Бога”.

Не удивительно, что суть Теологической теории заключается в том, что государство – это результат Божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог. Государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле, люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
Сторонники теории убеждали людей в том, что государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей.


Самыми знаменитыми представителями данной теории являются Иоанн Златоуст (ок. 347-407г.), Фома Аквинский (1225–1274г.), Жан Маритен (1882-1973г.).

Аврелий Августин предлагал разделять людей на 2 группы:

  • живущие, выполняя волю Бога;
  • придерживаться человеческим законам бытия.

Августин считал, что человек греховен, не способен изменить свою суть, а также создать на Земле общество с идеальным государственным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Отчасти, его учения правдивы, человечество никогда не сможет создать идеальное во всех смыслах общество и государство, которое будет устраивать каждого.


Например, другой автор теории - Фома Аквинский считал, что есть некая линия распределения власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы), которые делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Естественные – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род, уважать себе подобных.

Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности.

Теория Добродетелей объясняется, так что перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

В наши дни не так много сторонников данной теории, т.к. верование отошло на задний план в мировоззрении людей, к тому же истину Теологической теории нельзя подтвердить и опровергнуть.

3.2 Классовая теория

Возникновение классовой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Само понятие общественного класса - не открытие Маркса. До него деление людей на классы в зависимости от рода их занятий предпринял социолог Огюст Конт, а в зависимости от наличия собственности на средства производства - экономисты Ф. Гизо, А. Смит, Д. Рикардо и др.

Согласно марксистскому подходу, каждый этап экономического развития связан с тем, что меняется класс собственников и тех, кого они эксплуатируют. Кроме того, экономика определяет и социальные особенности общества, поэтому Маркс называл такие этапы социально-экономическими формациями.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством.


В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

  • Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
  • Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
  • Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства, над которыми родовой строй не дает никаких средств.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка».

Данная теория справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества в жизни людей играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности и др. повлияли на появление государства.

Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Льюиса Генри Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории.