ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2019
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
А = А5 – А3 – А7 – А1 - А2- А4 - А6 .
Решение прямой задачи методом полной взаимозаменяемости (расчеты ведутся методом максимума-минимума)
Решение уравнения номинальных размеров
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Определение предельных отклонений
Определяем координаты середин полей допусков замыкающего и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
М ОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Кафедра технологии конструкционных материалов
Курсовая работа
«Расчет размерных цепей»
Проверил: Шаламов А.Н.
Выполнил:
Группа:
МОСКВА 2017
Расчет
размерной цепи (Т30)
(вариант №8)
1. Задача расчета.
Рассчитать допуски и предельные отклонения на составляющие звенья размерной цепи, обеспечив величину зазора между торцом глухой крышки и подшипником редуктора.
Расчеты произвести методом полной взаимозаменяемости (способ расчета на max – min), неполной взаимозаменяемости (теоретико-вероятностный способ расчета) и методом регулирования.
В каждом методе решить прямую и обратную задачу размерной цепи.
2. Условия расчета.
Допуск подшипников: ТB=0,130.
При расчете теоретико-вероятностным методом принять для всех составляющих звеньев размерной цепи α = 0,2;; λ/ = 1/6; коэффициент риска t = 3,3.
При расчете методом регулирования средне-экономическую точность обработки деталей принять по 11 квалитету.
3. Для решения прямой задачи, используя заданные параметры замыкающего звена:
Схема редуктора, эскизы сборочных и деталировочных чертежей
4. Исходные данные для расчета размерной цепи:
Обозначение составляющего звена |
Наименование детали по спецификации |
Звено отненсено к отверстию или к валу |
Передаточное отношение |
Номинальные разм. и допуски стандартных элементов |
Номинальный размер по заданному вар. |
Номин. размер, округленный по ГОСТ6636-69 |
Единица допуска iмкм |
A |
Замыкающее звено |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
А1 =ℓ8 |
Зубчатое колесо |
вал |
-1 |
- |
29 |
30 |
1,31 |
А2=ℓ20 |
вал |
вал |
-1 |
- |
61 |
63 |
1,86 |
А3=В |
Подшипник |
вал |
-1 |
|
- |
- |
- |
А4=ℓ2 |
Крышка |
отв. |
-1 |
- |
15 |
14 |
1,08 |
А5=ℓ3 |
Корпус |
вал |
+1 |
- |
179 |
170 |
2,52 |
А6=ℓ2 |
Крышка |
отв. |
-1 |
- |
15 |
14 |
1,08 |
А7=В |
Подшипник |
вал |
-1 |
|
- |
- |
- |
Единица допуска постоянна для каждого из интервалов размеров и определяется из таблицы 3, прил. 1.
Составление уравнения номинальных размеров:
А = А5 – А3 – А7 – А1 - А2- А4 - А6 .
Решение
прямой задачи методом полной
взаимозаменяемости
(расчеты ведутся
методом максимума-минимума)
Решение уравнения номинальных размеров
Подставляя номинальные размеры составляющих звеньев размерной цепи по заданному варианту, получаем:
A= 179 – 20 – 20 – 29 - 61 - 15 - 15= 19 мм.
Проверяем соответствие номинальных размеров составляющих звеньев рядам линейных размеров по ГОСТ 6636-69 (таблица 4, прил. 1). Некоторые размеры не являются стандартными. За счет этих размеров, приняв стандартные значения, можно достичь требуемого A= 9.
A= 170 – 20 – 20 – 30 - 63 - 14– 14= 9 мм.
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определим квалитет, одинаковый для всех составляющих звеньев:
По таблице 1, прил. 1 принимаем 8 квалитет, для которого к =25.
Назначаем допуски по таблице 1, прил. 5 на все составляющие звенья по IT8 (кроме звеньев с заранее заданными допусками и звена А5, принимаемого в качестве специального звена):
ТА1 = 0,033 мм;
ТА2 = 0,046 мм;
ТА3 = 0,130 мм (задан);
ТА4= 0,027 мм;
ТА6= 0,027 мм.
ТА7= 0,130 мм (задан);
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Ближайший (меньший) стандартный допуск по таблице 5, прил. 1 IT8=0,063 мм, таким образом для дальнейших расчетов принимаем ТА5сп=0,063 мм.
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h8 и H8:
А1=;
А3 = (задан);
А4 =;
А6 =.
А7= (задан);
Определяем координаты середин полей допусков замыкающего и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем ближайшее стандартное значение основного отклонения специального звена. Расчетное основное отклонение специального звена –нижнее eiА5сп=+66 мкм. По таблице числовых значений основных отклонений ГОСТ 25346-89 (таблица 6, прил. 1) выбираем стандартное основное отклонение: r (eiА5сп=+68 мкм).
Второе предельное отклонение рассчитываем по формуле:
esА5сп=eiА5сп+ТА5сп.
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
Расчетное значение замыкающего звена:
Прямая задача решена правильно, если выполняются следующие соотношения между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена:
Данный вариант отвечает требуемым соотношениям между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом полной взаимозаменяемости достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1=;А2=;А3 =;А4 =;А5 =;А6 = ; А7=;
Вместе с тем метод полной взаимозаменяемости в данном случае неприемлем, так как не обеспечивается требование средней экономической точности (составляющие звенья приходится изготавливать по 8 квалитету).
Решение прямой задачи
методом неполной взаимозаменяемости
(расчеты ведутся вероятностным
методом)
Расчет допусков составляющих звеньев размерной цепи
Определим квалитет, одинаковый для всех составляющих звеньев:
Согласно таблице 1, прил. 1 принимаем 13 квалитет, для которого к=250.
Назначаем допуски по ГОСТ 25346-89 на все составляющие звенья (кроме звеньев с заранее заданными допусками и звена А5, принимаемого в качестве специального звена) по IT13:
ТА1 = 0,330 мм;
ТА2 = 0,460 мм;
ТА3 = 0,130 мм (задан);
ТА4= 0,270 мм;
ТА6= 0,270 мм.
ТА7= 0,130 мм (задан);
Определяем расчетный допуск на специальное звено:
Ближайший стандартный допуск по ГОСТ 25346-89 IT12=0,400 мм, его и принимаем для дальнейших расчетов: ТА5 сп=0,400 мм.
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h13 и H13:
А1=;
А2=;
А3 = (задан);
А4 =;
А6 =.
А7= (задан);
Определяем координаты
Определяем координаты середин полей допусков исходного и составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем координату середины поля допуска специального звена:
Определяем предельные отклонения специального звена:
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем стандартное значение основного отклонения специального звена. По таблице числовых значений основных отклонений выбираем стандартное основное отклонение js (eiА5 сп=-0,200 мкм, esА5 сп=+0,200 мкм).
Таким образом далее принимаем стандартное значение специального звена:
Проверяем правильность решения прямой задачи (обратная задача)
Таким образом, расчетное значение замыкающего звена:
Данный вариант отвечает требуемым соотношениям между рассчитанными и заданными параметрами исходного звена.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом неполной взаимозаменяемости достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1=;А2=;А3 =;А4 =;А5 =;А6 = ; А7=;
Вместе с тем метод неполной взаимозаменяемости в данном случае приемлем, так как обеспечивается требование средней экономической точности (составляющие звенья приходится изготавливать по 13 квалитету, а специальное звено по 12 квалитету).
Решение прямой задачи
методом регулирования
(расчеты
ведутся методом максимума-минимума)
В качестве компенсирующего звена выбираем кольцо-прокладку.
Назначаем допуски TAi на размеры всех составляющих звеньев размерной цепи (кроме компенсационного звена) исходя из условий экономической целесообразности (по IT11).
ТА1 = 0,130 мм;
ТА2 = 0,190 мм;
ТА3 = 0,110 мм (задан);
ТА4= 0,110 мм;
ТА5сп= 0,250 мм;
ТА6= 0,110 мм.
ТА7= 0,110 мм (задан);
Определяем допуск замыкающего звена ТА при принятых допусках TAi составляющих звеньев (для метода максимума-минимума):
Определение предельных отклонений
Назначаем предельные отклонения на все размеры составляющих звеньев размерной цепи (кроме специального звена), как на основные валы или отверстия, соответственно по h11 и H11:
А1=;
А2=;
А3 = (задан);
А4 =;
А6 =.
А7= (задан);
Определяем координаты середин полей допусков составляющих звеньев размерной цепи:
Определяем отклонения специального звена с целью совмещения нижних отклонений (ESI=ESI) расчетного поля допуска (TA) и заданного поля допуска (TA), так как прокладка-компенсатор является уменьшающим звеном размерной цепи.
Таким образом, расчетное значение специального звена:
Подбираем стандартные значения предельных отклонений специального звена. Расчетное основное отклонение специального звена – нижнее eiА5 сп=+220 мкм. По таблице числовых значений основных отклонений выбираем ближайшее стандартное основное отклонение u (eiА5 сп=+210 мкм).
Второе предельное отклонение рассчитываем по формуле:
esА5сп=eiА5сп+ТА5сп.
Таким образом, далее рассматриваем стандартное значение специального звена:
Уточняем расположение поля допуска ТА, так как принятие стандартных предельных отклонений специального звена приведет к несовпадению нижних отклонений (EIAEIA).
Так как кольцо-прокладка является уменьшающим звеном размерной цепи:
Определяем величину наибольшей возможной компенсации ТАк.
Так как кольцо прокладка, является уменьшающим звеном размерной цепи:
Определяем число ступеней компенсации, число и размер колец-прокладок
-суммарная толщина одновременно выставленных колец-прокладок=1*0,48=0,48 мм=ТА=0,48 мм, т.к. S=0,48 мм-толщина кольца-прокладки.
Вывод: требуемая точность исходного звена при расчетах методом регулирования достигается при следующих размерах составляющих звеньев:
А1=;А2=;А3 =;А4 =;А5 =;А6 = ; А7=;
В качестве звена-компенсатора использована кольцо-прокладка толщиной S=0,48 мм. Компенсация производится следующим образом:
-
если действительное отклонение исходного звена находится в зоне 1 – кольца-прокладки не ставятся;
-
если в зоне 2 – ставятся одно кольцо-прокладка;
Метод регулирования обеспечивает требование средней экономической точности (все составляющие звенья изготавливаются по 11 квалитету).
Схема компенсации
Требуемые
параметры исходного звена