Файл: Понятие и виды наследования: общие положения о наследовании.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Состоящими на иждивении наследодателя являются нетрудоспособные лица, находившиеся на полном содержании наследодателя или получавшие от них такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию.
Отсюда следует вывод о том, что необязательно полное иждивение нетрудоспособного. Последний мог иметь и иные, менее значительные по сравнению с помощью наследодателя, средства материального обеспечения. При этом не имеет значения сам по себе факт раздельного проживания иждивенца и наследодателя. Главное — установить, что помощь последнего была постоянной и являлась основным источником существования нетрудоспособного.
Рассмотрим порядок наследования по закону нетрудоспособными иждивенцами, имея в виду, что именно порядок призвания их к наследованию является главной особенностью наследования этой категории граждан.
Нетрудоспособные иждивенцы не относятся к определенной очереди наследников по закону. Они наследуют вместе и наравне с законными наследниками любой очереди из семи предусмотренных очередей, призванной к наследованию, однако они не приобретают статуса наследников этой очереди. Действует лишь определенный порядок призвания их к наследованию, неравнозначный установлению очередности наследования. Не случайно в законе говорится о наследовании иждивенцами наравне с наследниками любой очереди.
ГК РФ выделяет две группы нетрудоспособных иждивенцев в качестве законных наследников, для каждой из которых, кроме общих условий, устанавливает дополнительное условие призвания к наследованию. В первую группу включены граждане, относящиеся к наследникам по закону, указанным в ст. ст. 1143 — 1145 ГК, т.е. к любой из шести очередей законных наследников начиная со второй (п. 1 ст. 1148 ГК). Иждивенец-наследник первой очереди наследует на общих основаниях независимо от наличия условий призвания к наследованию нетрудоспособных иждивенцев. На таких же основаниях наследуют нетрудоспособные иждивенцы-наследники любой из последующих шести очередей, если к наследованию призываются наследники той очереди, к которой относится и нетрудоспособный иждивенец.
Нетрудоспособные иждивенцы первой группы наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Преимущество, признаваемое за ними законом и объясняемое их статусом, состоит в том, что, не будучи наследниками этой очереди, они наследуют вместе и наравне с входящими в нее наследниками, хотя и относятся к более дальней очереди. Иными словами, эти лица наследуют вне своей очереди, т.е. вне очереди.
Вторая группа представлена нетрудоспособными иждивенцами, которые не являются наследниками, названными в ст. ст. 1142 — 1145 ГК. Призвание их к наследованию возможно при наличии не только общих условий — нетрудоспособности и состояния на иждивении, — но также и дополнительного условия — совместного проживания с умершими не менее года до его смерти (п. 2 ст. 1148 ГК).
Нетрудоспособные иждивенцы, которые не входят в круг наследников, перечисленных в ст. ст. 1142 — 1145 ГК, проживавшие совместно с наследодателем не менее года до его смерти, наследуют самостоятельно в восьмой очереди, если отсутствуют другие наследники по закону любой из семи очередей (п. 3 ст. 1148 ГК). Как видно, указанные граждане призываются к наследованию при тех же условиях, что и другие иждивенцы второй группы
Наследование по закону на основании нетрудоспособности и иждивенства обусловлено установлением юридических фактов, с которыми закон связывает право наследования. Если между наследниками и иждивенцами не возникает споров о наследовании последними, проблема доказывания может и не возникать. Но даже при их отсутствии, если будет необходимо получить свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК), потребуется представить нотариусу доказательства в подтверждение права наследования, т.е. каждого элемента юридического состава как основания права наследования.
К числу наследников по закону относятся также нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего (наследодателя). Согласно ст. 1148 Гражданского кодекса РФ — граждане, относящиеся к наследникам по закону, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. Но и граждане, которые не входят в круг наследников, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, проживали совместно с ним, тоже относятся к наследникам. [12]
При наличии других наследников по закону нетрудоспособные граждане (иждивенцы наследодателя) наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии других наследников по закону нетрудоспособные граждане — иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди
Следует отметить, что для того чтобы наследовать в качестве нетрудоспособного иждивенца, не требуется нахождения его (иждивенца) на полном содержании наследодателя. Достаточно того, что он (иждивенец) получал от наследодателя такую помощь, которая была для него основным и постоянным источником средств к существованию. Причем эта помощь не обязательно должна быть единственным источником существования, иждивенец мог иметь и другие источники (например, получать пенсию, стипендию и т.п.), но менее значительные, чем получаемая от наследодателя помощь. Для призвания их к наследованию необходимым условием является нахождение на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти.
2.4. Право на обязательную долю в наследстве
Принцип свободы завещания позволяет завещателю (наследодателю) указать в качестве наследника абсолютно любое лицо, не считаясь при этом с интересами ближайших родственников. Но гражданское законодательство России исходит из того, что интересы некоторых из них должны быть защищены от его своеволия, а поэтому ст. 1149 Гражданского кодекса РФ предусматривает право некоторых лиц на обязательную долю в наследстве.
Так, согласно ст. 1149 Гражданского кодекса РФ — несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (так называемая обязательная доля). Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть наследственного имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю — из той части имущества, которая завещана.[13]
Суть права на обязательную долю в наследстве заключается в том, что независимо от содержания завещания указанные лица будут наследовать имущество наследодателя даже вопреки его воле. Завещатель должен знать об этом, и поэтому нотариус при удостоверении завещания обязан разъяснить ему содержание этого положения наследственного права РФ. Правило об отстранении недостойных наследников от наследования распространяется и на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.
Следует отметить, что в обязательную долю наследства засчитывается все, что наследник, имеющий право на эту долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в т.ч. стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа. Если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, жилое помещение) и или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.[14]
В том случае, если для наследника, имеющего право на обязательную долю в наследстве, в завещании установлены какие-либо ограничения или обременения на имущество, например, установлено возложение, то они действительны, лишь в отношении той части переходящего к нему имущества по наследству, которая превышает его обязательную долю наследства.
2.5. Права супруга при наследовании
Согласно ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. При этом доля умершего супруга в этом имуществе входит в состав наследства и переходит к наследникам.
Следует отметить, что сложившаяся нотариальная практика, связанная с оформлением наследственных прав на имущество, приобретенное супругами в период брака, не всегда отвечает требованиям законодательства. Так, например, свидетельство о праве собственности пережившему супругу на долю в совместно нажитом имуществе выдается лишь по требованию этого супруга. Если переживший супруг не изъявил желания получить свидетельство о праве собственности, то доля его в совместно нажитом имуществе включается в наследственную массу. Таким образом, предметом наследования становится не доля в праве общей собственности на имущество, как это должно быть, а все имущество, что, безусловно, нарушает права и законные интересы пережившего супруга.
Зачастую нотариусы полагают, что получение свидетельства о праве собственности — это право, а не обязанность пережившего супруга. Действительно, получение документа, свидетельствующего о праве супруга на долю в имуществе, приобретенном в период брака, является правом пережившего супруга. Но при этом неправомерно производить подмену двух понятий: существования самого права и документального оформления этого права.
На основании ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из приведенной нормы следует, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона. Если супруги при жизни не заключили брачный договор, то имущество, приобретенное ими в период брака на совместные средства, поступает в их совместную собственность, при этом доли супругов признаются равными. Таким образом, собственность пережившего супруга объективно существует, и эту презумпцию нотариус не вправе подвергать сомнению.
Включение доли в праве общей собственности на имущество, принадлежащей пережившему супругу, в наследственную массу после смерти другого супруга, хотя бы и с согласия пережившего супруга, не может быть признано законным. В данном случае возникает полная аналогия с отказом от права собственности. Вместе с тем отказ от права собственности регламентирован нормами гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке.
Имеется и еще один аргумент, подтверждающий приведенную позицию. Отказ от права собственности в пользу кого-либо (в данном случае переживший супруг отказывается от своего права собственности в пользу наследников) по сути представляет собой дарение имущества. Для удостоверения же договора дарения доли в праве общей собственности эта доля должна быть определена, а в установленных законом случаях соответствующее право должно быть, к тому же, зарегистрировано.
Из изложенного можно сделать вывод, что оформлению наследственных прав на долю умершего супруга в совместно нажитом имуществе супругов должно предшествовать определение этой доли. Не случайно в ст. 1150 ГК РФ подчеркнуто, что в состав наследства входит только доля умершего супруга в этом имуществе.