Файл: Система защиты информации в банковских системах (Общая характеристика средств защиты в банковской сфере).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Уже в начале 90-х годов кредитные организации начали понимать, что банковский бизнес малоэффективен и достаточно рискован без решения задач безопасности. Любые банковские процессы находятся в прямой зависимости от того, как работает информационная инфраструктура банка, то есть вычислительные комплексы, программные и аппаратные средства, а также персонал, их использующий. Если все это начинает давать сбои, например, за счет заражения компьютеров вирусами или атак хакеров, последствия для банков могут быть очень плачевными. Они могут утратить базы данных клиентов и другую необходимую информацию, собираемую годами, лишиться средств и потерять доверие клиентов. Столкнувшись с подобными проблемами, финансисты начали искать способы их разрешения за счет снижения информационных рисков. В результате появились первые системы защиты, разработанные и созданные банками в буквальном смысле слова «на коленке», то есть второпях, на ходу и собственными усилиями. Однако уже к концу 90-х, осознав важность проблемы, кредитные организации стали постепенно заменять свои устаревшие системы защиты информации (СЗИ) на современные.

Построение такой СЗИ включает в себя целый комплекс мероприятий - от аудита банка в области информационной безопасности до создания межфилиальных систем защиты данных.

В последние годы новые системы защиты информации в банковской системе нашей страны переживают бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых технологий защиты информации, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим обладание средствами защиты информации, позволяющей защитить все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на системы защиты информации. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на СЗИ составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.


Целью курсовой работы является исследование процессов защиты информации в произвольном банковском отделении и путей улучшения способов защиты информации.

В курсовой работе были представлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процессов защиты информации;

- охарактеризовать средства защиты в банковской сфере;

- изучить использование средств защиты для идентификации пользователей в банках и средств аутентификации работников банка;

- произвести анализ процессов защиты информации в отделении банка - исследовать механизм политики безопасности организации.

В качестве объекта исследования было выбрано произвольное отделение банка, выступающее как теоретическая модель, несущая в себе основные характеристики современной банковской сферы. Основным видом деятельности организаций в этой сфере, очевидно, является оказание банковских услуг.

Предметом исследования послужили процессы и средства защиты информации в отделении банка.

Основными методами исследования выступили монографические, методологические и статистические методы.

Информационной базой исследования стали законодательные акты и нормативно-правовая база в области защиты информации, научные и методические разработки экспертов, первичные документы.

Структура работы обусловлена логикой и целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты процессов защиты информации

1.1. Общая характеристика средств защиты в банковской сфере

Сам термин «информационная безопасность» первоначально использовался для определения комплекса мер по защите информации от несанкционированных действий [15,25]. Однако практика показала, что общий объем ущерба, наносимый информационным системам осознанно, в результате противоправных действий, ниже ущерба, возникающего в результате ошибок и сбоев. Поэтому в настоящий момент понятие информационной безопасности включает в себя весь комплекс мер по предотвращению и устранению сбоев в работе информационных систем, по организации и защите информационных потоков от несанкционированного доступа и использования.


Информационная система рассматривается как единое целое программно-аппаратного комплекса и человеческих ресурсов. Под нарушением будем понимать любое нерегламентированное событие в информационной системе, способное привести к нежелательным для организации последствиям.

Рассмотрим основные нарушения, которые возникают в системе [17]: нарушения конфиденциальности, изменения в системе, утрата работоспособности.

Нарушения конфиденциальности.

Причиной возникновения данной проблемы является нарушение движения информационных потоков или ошибки в системе доступа. Из-за того, что данные виды нарушений никак не влияют на состояние системы, обнаружить их очень сложно. Лишь небольшое число таких нарушений можно вычислить в результате анализа файлов протокола доступа к отдельным объектам системы.

Наиболее часто встречающиеся примеры нарушения доступа к информации:

– ошибки администрирования:

– неправильное формирование групп пользователей и определение прав их доступа;

– отсутствие политики формирования паролей пользователей. При этом до 50% пользователей используют простые, легко подбираемые пароли, такие, как «123456», «qwerty» или собственное имя;

– ошибки в формировании итоговых и агрегированных отчетов и доступа к ним. Примером может являться отчет по выпискам из счетов банка или сводный бухгалтерский журнал, которые хранят всю информацию по операциям кредитной организации и формируются в бухгалтерии, где за доступом к данным отчетам часто не ведется контроль;

– наличие открытого доступа для представителей сторонней организации, выполняющей какие-либо подрядные работы;

– ошибки проектирования информационной системы:

– использование недостаточно защищенной среды для разработки информационной системы. Очень часто, особенно для систем, располагаемых на локальных компьютерах, доступ к информации можно получить не через интерфейс программы, который требует пароля, а напрямую читая из таблиц базы данных;

– ошибки алгоритмов доступа к данным. Особенно это касается разработки систем криптозащиты, где часто вместо дорогостоящих систем в целях экономии используются собственные разработки, только эмитирующие систему защиты;

– небрежность в разработке системы защиты. Один из примеров данной небрежности – забытая разработчиками точка доступа в систему, такая, как универсальный пароль;

– небрежность пользователей в вопросах информационной безопасности:


– нарушение хранения паролей для доступа в информационную систему. Иногда пользователи просто пишут пароль на бумаге и оставляют ее около компьютера. Особенно это распространено в организациях, где администратор системы требует сложных паролей, которые легко забыть. Также часто встречается абсолютно недопустимая практика передачи паролей сотрудниками друг другу;

– сохранение закрытого соединения после окончания работы. Уходя на обед или домой, пользователь не выключает компьютер и не выходит из банковской системы. Если система не имеет механизма временного отключения неактивных пользователей, данное нарушение делает бессмысленным большинство других требований системы безопасности;

– нерегламентированное обсуждение зарытой информации;

– умышленный взлом системы:

– через внешние точки доступа в информационную систему, например через Интернет. Самый опасный вид взлома, так как нарушитель недоступен или почти недоступен для службы безопасности и, чувствуя свою безнаказанность, может нанести максимальный вред организации;

– нерегламентированное подключение к собственной сети (информационным коммуникациям) банка. С развитием сетевых технологий данный вид нарушений встречается достаточно редко;

– анализ неуничтоженных черновых документов системы. Данный вариант утечки информации практически не рассматривается службами безопасности, появляется самым легким методом получения информации для злоумышленников. В первую очередь это относится к черновым распечаткам из отдела информационных технологий.

Нарушение целостности или нерегламентированные изменения в информационной системе приводят к более серьезным последствиям, чем нарушения конфиденциальности. Однако при правильном построении информационной безопасности нерегламентированные изменения могут быть зарегистрированы и выявлены в процессе работы. Кроме того, существуют дополнительные механизмы защиты от них, такие, как электронная подпись, благодаря чему общее количество данных нарушений меньше, чем нарушений доступа на просмотр информации, хотя их последствия более серьезны.

Причины, приводящие к нарушениям записи информации в системе, можно сгруппировать следующим образом:

  • ошибки программирования;
  • ошибки ввода;
  • технические сбои;
  • умышленные нарушения в системе;

Утрата работоспособности или производительности не связана с информационными потоками. Ее причины кроются в механизмах самой системы, в ее способности совершать различные действия. Ущерб от подобных нарушений зависит от степени частичного снижения или полной потери работоспособности. Как правило, ущерб от подобных сбоев определяется временем задержки работы и стоимостью работ на их устранение.


Наиболее распространенной причиной нарушений в работе информационных систем являются ошибки их пользователей – непреднамеренные ошибки сотрудников организации. Как правило, данные нарушения не приводят к большому ущербу, хотя возможны и исключения. Современные механизмы контроля и мониторинга позволяют почти полностью исключить этот тип нарушений. Однако из-за большого количества разновидностей ошибок создание системы, полностью исключающей их появление, как правило, невозможно или связано с неоправданными затратами.

Другой случай – это преднамеренные действия сотрудников, нарушения, которые являются самыми сложными для предотвращения. Сотрудник организации, как правило, хорошо ориентируется во внутренних процессах и системах. Часто он знает о механизмах безопасности и, что более опасно, об их отсутствии в определенных модулях системы. У него есть время и возможность смоделировать и протестировать свои действия, оценить последствия.

Еще одним слабым местом в системе безопасности от умышленных действий сотрудников является доверие к ним других работников организации. Часто достаточно простой просьбы к администратору для получения доступа к закрытым данным или требования у разработчика добавления какой-либо, на первый взгляд безопасной, функции системы, чтобы впоследствии использовать ее для противоправных действий.

Причинами, побудившими сотрудников к умышленному нарушению информационной безопасности, являются:

  • обида на действия менеджеров, как правило, связанная с конфликтами или увольнением сотрудника;
  • попытка дополнительного заработка;
  • попытка хищения денег из организации;
  • попытка создания зависимости организации от конкретного сотрудника;
  • карьерная борьба.

В качестве мер противостояния нарушениям данного типа наиболее эффективны социальные меры, разграничение доступа и мониторинг действий пользователей.

Еще одна группа причин нарушений в работе информационных систем – действия сторонних лиц криминального характера. Несмотря на постоянное обсуждение этой темы в прессе, большое количества фильмов о хакерах, бурное развитие информационных технологий, объем таких нарушений, повлекших реальный ущерб, скорее растет, чем снижается. Возможно, это вызвано именно завышенной рекламой данных нарушений, но следствием является максимальное количество затрат в области информационных технологий на защиту от них. Однако следует признать, что кредитные организации действительно являются объектом пристального внимания.