Файл: Оценка уровня безопасности группы одородных продовольственных /непродовольственных товаров.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРОВ
1.2 СВОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ОБРАЗЦОВ ИГРУШЕК
2.2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК
ВВЕДЕНИЕ
Для ребенка игрушки обладают огромной притягательной силой. Сейчас рынок игрушек стал чрезвычайно динамичным. Какие игрушки нужны современному поколению? Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребёнка, поднять ему настроение? Производителей игрушек воодушевляет электроника. Микросхемы, светодиоды, сенсорные датчики окружают детей. При всём этом разнообразии главным остаются высокие требования к качеству и безопасности современных игрушек.
На примере игрушек рассмотрим виды безопасности, классификацию, гигиенические требования к игрушкам, производство, реализацию и экспертизу игрушек.
Тема курсовой работы очень актуальна в настоящее время и имеет большую практическую значимость в торговле.
Предметом исследования курсовой работы являются непродовольственные товары - детские игрушки и их безопасность.
Целью курсовой работы является исследование и сравнительная оценка безопасности игрушек.
Задачи курсовой работы:
- выяснить основные определения понятия безопасность.
- разобрать классификацию и функциональные назначения игрушек.
- выяснить гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам.
- определить значение маркировка на игрушках.
- провести сравнительную оценку безопасности игрушек.
-изучить требования, предъявляемые к материалам, из которых изготавливаются игрушки,
-изучить требования к производству и реализации игрушек.
- выяснить каким критериям и стандартам безопасности должна соответствовать игрушка.
В курсовой работе проведем сравнительную оценку безопасности мягких и деревянных игрушек, и выясним, какие игрушки по безопасности более надёжны.
Для работы использовались источники информации:
-учебники, учебные пособия
-конспекты лекций, список учебной и правовой литературы
- материалы статистических органов
- материалы научных конференций
-сеть Интернет
-специализированные журналы, газеты, другие источники.
Безопасность играет большую роль в торгово-технологическом процессе, потому что от неё зависит, будет ли у покупателя спрос на данный товар.
В настоящее время главная цель товароведения – обеспечение потребительского рынка качественными конкурентоспособными товарам[1].
ГЛАВА1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРОВ
Для того чтобы удовлетворять потребности человека, товар должен иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия.
Потребительские свойства товара - это качественные характеристики товаров, определяющие степень удовлетворения потребностей и, соответственно, полезности товара.
Потребительские свойства могут быть положительные и отрицательные. Чем больше положительных свойств, тем выше полезность товара, а значит и потребительская стоимость, т.е. способность в большей мере удовлетворять потребность человека.
Потребительские свойства классифицируются на группы, подгруппы и показатели внутри каждой подгруппы.
Данная классификация составляет номенклатуру потребительских свойств и показателей.
- Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности. Является доминирующим свойством, т.е. отсутствие его влияет на полезность товара в значительной степени (если радиоприемник не передает сигналы, то дизайн, цвет не будут привлекать).
Подгруппы назначения:
Функциональные свойства – способность товаров выполнять свои основные функции.
Показатели:
энергетическая ценность (биологическая ценность – для пищевых продуктов;
защита от неблагоприятных внешних воздействий – одежда, обувь;
запись и воспроизведение – электропроигрыватели аудио, видеомагнитофоны;
Социальные свойства – способность удовлетворять индивидуальные или общественные потребности.
Показатели:
аромат парфюма;
свойства звука;
вкус продуктов;
имидж производителя
Классификационные свойства – способность показателей быть в качестве признаков классификации.
Показатели:
содержание жира (творог жирный, полужирный);
особенности конструкции (стиральные машины автоматические, полуавтоматические, с ручным отжимом, без отжима)
Универсальность – способность удовлетворять разнообразные потребности.
Показатели:
пищевая ценность (энергетическая, биологическая) – для пищевых продуктов;
количество выполняемых функций – для непродовольственных товаров (кресло-кровать, кухонный комбайн)
II. Надежность – способность сохранять и выполнять свои функции в течении определенного времени (при хранении, потреблении, эксплуатации).
Долговечность – способность товаров выполнять свои функции до выхода из строя, характерна для непродовольственных товаров длительного пользования (электротовары).
Показатели:
срок эксплуатации – время, в течении которого товары выполняют свои функции;
Ресурс – предельный период эксплуатации товаров, зафиксированный в НТД (для электрических ламп накаливания – 1000 часов, для люминесцентных – 10000 часов);
Безотказность– время, в течении которого товары эксплуатируются до первой поломки или первого возникновения дефектов.
Показатели:
средняя наработка до первого отказа – теоретическая величина;
интенсивность отказов – средняя величина периодичности отказов.
Ремонтопригодность– способность товаров восстанавливать свои свойства после устранения дефектов (есть товары ремонтопригодные, есть неремонтопригодные).
Показатели:
гарантийная наработка (гарантийный срок службы) – время эксплуатации товара, которое гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации.
Сохраняемость – способность поддерживать свои характеристики в течение определенного времени (зависит от условий хранения, размещения, вида упаковки).
Показатели:
сроки хранения – продолжительность хранения, регламентируется НТД;
потери – частичная или полная утрата характеристик товара.
- Эргономические свойства– способность товаров при эксплуатации и потреблении создавать удобство и комфорт.
Подгруппы:
Антропометрические свойства– способность соответствовать особенностям фигуры человека (потребителя).
Показатели:
размер;
рост;
полнота;
высота;
диаметр и т.д.
Психологические свойства– способность товаров обеспечивать душевный комфорт при эксплуатации.
Показатели:
восприятие звука, цвета, запаха;
восприятие отдельных продуктов ( у разных народов)
Психолого-физиологические свойства – способность соответствовать психолого-физиологическим возможностям человека. Зависят от особенностей восприятия разных потребителей в разные психические периоды (в состоянии утомления, стресса, нехватки витаминов и др.), которые вырабатывают различные потребности (например, иногда хочется чего-нибудь сладкого или соленого).
IV. Эстетические свойства – способность удовлетворять эстетические потребности. Подгрупп нет.
Показатели:
- внешний вид – включает форму, цвет, структуру поверхности, целостность композиции (взаимосвязь форм товара с внешним окружением);
- дизайн – сочетание внешнего вида с функциональными и эргономическими свойствами;
- стиль – исторически сложившиеся выразительные средства (различают стиль эпохи и фирменный стиль)
- мода – сформированные в определенной общественной среде временные выразительные средства под влиянием различных вкусов потребителей.
V. Экологические свойства – характеризуют степень воздействия на окружающую среду при эксплуатации или потреблении товаров. На сегодняшний день возрастает степень значимости. Подгрупп нет.
Показатели:
- степень устойчивости окраски – для тканей;
- показатели электромагнитного поля – для электробытовых товаров;
- надежность упаковки;
- возможность безопасной утилизации.
VI. Безопасность – характеризует степень безопасности для здоровья и имущества потребителей. Безопасностью должны обладать все товары. Это особенность товара, которая обусловливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами. При производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товары должны быть безопасны, не должны наносить вреда жизни и здоровью потребителя.
1.2 СВОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Безопасность является основополагающим принципом товароведения и одновременно одним из обязательных потребительских свойств товара.
Электрическая безопасность характеризует способность изделия эффективно противостоять утечке электроэнергии и защищать человека от действия электрического напряжения. Она характеризуется надежностью изоляции токопроводящих частей электроприборов, временем срабатывания средств защиты и т. п.
Механическая безопасность характеризует такие особенности конструкции материалов и изделий, которые позволяют защитить человека от выступающих, режущих и быстровращающихся деталей.
Свойства механической безопасности определяются состоянием поверхности металлических и деревянных деталей изделий, отсутствием на них заусенцев, максимальной защищенностью режущих деталей
Химическая безопасность характеризует степень защиты человека от воздействия вредных веществ. Вредные вещества попадают в организм человека через дыхательные пути (аэрозоли, лакокрасочные товары), через кожу (косметические товары, одежда), вместе с пищей.
При определении химической безопасности устанавливают значения предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК). ПДК — это такая концентрация, которая при ежедневном контакте не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья сегодня или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующего поколений.
Биологическая безопасность характеризует степень защиты человеческого организма от действия микро- и макро-организмов.
К микроорганизмам относятся бактерии, вирусы и пр. Макро-организмы — это животные, растения, насекомые, продукты их жизнедеятельности, а также культуры клеток и тканей.
Биологические воздействия способны вызвать у человека заболевания, состояния носительства заболеваний, интоксикацию, сенсибилизацию организма, а также травмы, вызванные макро-организмами: растениями, животными и насекомыми.
Биологическая безопасность должна обеспечиваться процессом производства товаров, средствами защиты и системой профилактических мероприятий.
Свойствами биологической безопасности должны обладать все товары, например, они важны для продовольственных товаров, парфюмерно-косметических товаров, для игрушек, посуды и пр.
Физиологическая безопасность характеризует отсутствие риска для жизнедеятельности целого организма человека или отдельных органов при использовании товаров. Решая, насколько физиологически безопасен тот или иной товар, изучают изменение различных функций живого организма (рост, дыхание и т. п.), а также исследуют регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме под влиянием различных товаров. Например, изучается действие витаминов и витаминных добавок на организм человека.
Акустическая безопасность характеризует степень защиты человека от действия шума. Шумом принято считать всякий нежелательный для человека звук. Длительное воздействие шума, инфра- и ультразвука приводит к расстройству центральной нервной системы. Действие ультразвука вызывает головные боли, быструю утомляемость. Звуковые волны начинают вызывать болевые ощущения при уровне интенсивности звука (звукового давления) 130 дБ.