Файл: Разработка и реализация конфигурации «Сберкассы» на платформе 1С:Предприятие.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Анализ существующего программного обеспечения
1.3. Обоснование выбора системы для разработки информационной системы
1.4. Обоснование требований к разрабатываемому решению
1.6 Архитектура информационной системы
2.1. Алгоритмы взаимодействия разрабатываемого приложения с другими приложениями
2.2 Описание основных объектов информационной системы
2.3. Программный код отдельных объектов информационной системы
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день хранение, обработка и удобное представление данных являются наиболее важными задачами в сфере информационных технологий и именно эти задачи призваны решать современные информационные системы.
В настоящее время автоматизация затронула все сферы хозяйственной деятельности, не исключением является и банковская сфера.
Расчетно – кассовые операции относятся к основным, особенно трудоемким и ответственным в банковской деятельности. Поэтому для выполнения этих операций применяются информационные системы. Автоматизация таких операций позволяет сократить время обслуживания клиентов, уменьшить количество ошибок со стороны работников сберкассы.
Целью данной работы является разработка информационной системы для автоматизации приема платежей от населения в сберкассе. В процессе выполнения работы проведем анализ предметной области, спроектируем и реализуем информационную систему на базе «1С: Предприятие».
1.1 Анализ предметной области
В последние годы в Российской Федерации активно развивается банковская сфера. Банки постоянно работают над расширением объема услуг, предоставляемых населению.
Высокая скорость, качество обслуживания, надежность и оперативность в работе являются основными критериями конкурентоспособности банков.
Именно поэтому большинство банков делают ставку на внедрение информационных технологий и профессионализм сотрудников. Практически вся деятельность банков поддается автоматизации.
Основными функциями банков являются:
- привлечение средств;
- выдача кредитов;
- расчетно – кассовые операции.
К расчетно – кассовым операциям относятся:
- Прием платежей от населения;
- Валютно –кассовые операции;
- Услуги переводов денежных средств.
В рамках данного курсового проекта рассмотрим одну из основных банковских операций – прием платежей.
Прием платежей от населения – это распространенный вид банковских операций, понимающий под собой осуществление всех разрешенных платежей как от физических, так и от юридических лиц. В настоящие время принимать отдельные виды платежей от населения имеют право не только кредитные организации, но и абонентские центры, предоставляющие услуги населению по приему платежей, по поручению поставщиков услуг.
Основные виды платежей, принимаемых в сберкассах:
- платежи за коммунальные услуги;
- платежи за номерные знаки, технический осмотр и другие сборы, взимаемые в ГИБДД;
- госпошлины и прочие выплаты в бюджет;
- платежи за обучение;
- платежи за развивающие центры для детей и детские сады;
- штрафы и пени;
- оплаты за телефон и интернет.
Внедрение информационной системы в банках и организациях, занимающихся приемом платежей от населения позволяет:
- достичь конкурентного преимущества;
- повысить производительность работы, за счет уменьшения количества ошибок.
1.2. Анализ существующего программного обеспечения
На рынке программного обеспечения представлено множество продуктов, позволяющих автоматизировать деятельность по приему платежей.
Информационные системы для автоматизации расчетно – кассовых операций, в частности прием платежей от населения, можно разделить на две группы – это подсистемы для автоматизации кассовых узлов в составе автоматизированных банковский систем и небольшие программные решения для абонентских центров.
К крупным системам для автоматизации банков относится QBIS.Bank. Это современная автоматизированная банковская система (АБС). Она позволяет автоматизировать и оптимизировать учетную, операционную и управленческую деятельность банков. В состав АБС QBIS.Bank входит модуль «Прием платежей от населения», обеспечивающий информационное сопровождение операций по приему коммунальных, налоговых и других видов платежей от населения в пользу поставщиков услуг.
Программа для автоматизации кассы «CashDesk» специально разработана для приема платежей от населения за коммунальные и другие услуги. Программа для кассы «CashDesk» осуществляет:
-
- прием и отправку платежей;
- прием и передачу показаний приборов учета на лицевые счета;
- формирование отчетов за период по конкретным услугам;
- организация удаленного доступа к системе бухгалтеров, кассиров, руководителей, позволяющая в режиме online предоставить доступ к информации о платежах со всех кассах;
- выгрузку данных о платежах в электронном виде.
Еще одно программное решение для автоматизации расчетно – кассовых центров – информационная автоматизированная система «Коммунальные платежи» компании ЦИРИТАС. С помощью данного программного продукта возможно автоматизировать все этапы обработки информации по услугам, начиная от начисления и заканчивая получением отчетных форм. Основные функции ИАС «Коммунальные платежи»:
- учет видов платежей, тарифов, лицевых счетов и др.;
- применение редактируемых формул для начислений;
- использование кассовых аппаратов;
- учет по абонентским центрам;
- формирование отчетной документации.
Все вышеперечисленные системы позволяют решить поставленную задачу. Однако QBIS.Bank подходит только для крупных кредитных организаций, так как включает, так как имеет большую стоимость и содержит больший объем функций, чем другие системы. Система «CashDesk» и ИАС «Коммунальные платежи» имеют приемлемую стоимость и позволяют решить поставленные задачи.
Тем не менее было принято решение разработать свою информационную систему для приема платежей от населения на платформе 1С Предприятие. Так как «1С: Предприятие» гораздо проще в администрировании, имеет лучшую масштабируемость, есть возможность использования как файлового варианта, так и клиент – серверного. Основным же преимуществом является открытость системы, т.е. имеется реальная возможность, при необходимость, в короткие сроки внести изменения в систему.
1.3. Обоснование выбора системы для разработки информационной системы
Информационную систему для приема платежей от населения было решено разрабатывать на платформе «1С: Предприятие».
Сложился стереотип, что «1С: Предприятие» – это платформа для автоматизации деятельности предприятий, в плане бухгалтерского, кадрового и управленческого учета. Однако на базе платформы «1С: Предприятие» возможно и удобно реализовывать абсолютно любые приложения, вне зависимости от специфики. Платформа «1С: Предприятие» содержит в своем наборе специализированные объекты, предназначенные для удобства создания программных решений.
Поскольку приложения на платформе «1С: Предприятие» открыты и доступны для изменения, важным достоинством выбранной среды разработки является возможность адаптации внедренных решений. Напротив, любая информационная, написанная на одном из языков высокого уровня, для внесения изменений и адаптации, требует коллектив специалистов, не сильно уступающий фирме – разработчику.
Платформа «1С: Предприятия» предоставляет реальную возможность изменений и адаптации, в соответствии требованиями конкретного предметной области, как силами сотрудников предприятия, так и сторонними программистами.
Интерфейсы всех решений на платформе «1С: Предприятие» имеют единую структуру, так как используют стандартные элементы, предоставляемые платформой. Благодаря чему, пользователи, достаточно быстро адаптируются к новым прикладным решениям.
Итак, выделим основные преимуществам среды разработки «1С: Предприятие»:
- экономическое преимущество – затраты на разработку прикладных решений на базе «1С: Предприятия», существенно ниже, чем затраты на разработку с нуля;
- высокая скорость создания и внедрения решений;
- возможность использования как файлового, так и клиент – серверного вариантов;
- открытость системы;
- простота в администрировании информационных систем на базе «1С: Предприятие».
1.4. Обоснование требований к разрабатываемому решению
В рамках курсового проекта требуется разработать информационную систему для приема платежей от населения на платформе «1С: Предприятие».
В информационной системе должны быть реализованы следующие функции:
- прием платежей от населения;
- ведение базы плательщиков и видов платежей;
- формирование отчета по рейтингу плательщиков.
Чтобы организовать прием платежей, в проектируемой информационной системе требуется документ «Квитанция», в который будет вносится информация по платежам от конкретного плательщика. Для предоставления квитанции плательщику в бумажном виде, необходима печатная форма этого документа.
Для повышения производительности работы кассира, в информационной системе требуется ведение базы по плательщикам и видам платежей. Чтобы реализовать этот функционал, приложение должно содержать:
- справочник «Плательщики», в который будут вносится данные по всем плательщикам, совершающих платежи в сберкассе;
- справочник «Виды платежей», который будет включать информацию по всем видам платежей, осуществляемым данным абонентским узлом.
Для накопления и последующей обработки информации о поступлении платежей от населения требуется регистр накопления «Поступление платежей».
Чтобы предоставить информацию по платежам из регистра «Поступление платежей» в удобной для пользователя форме, прикладное решение должно содержать отчеты в виде диаграмм.
1.5. Анализ среды разработки
«1С: Предприятие» – это специализированная среда разработки прикладных программных решений для автоматизации деятельности предприятий.
Функционирование платформы «1С: Предприятие» можно условно разделить на два процесса:
- конфигурирование (разработку прикладного решения);
- исполнение (непосредственную работу пользователя в системе).
На этапе разработки выполняются следующие действия:
- формирование структуры приложения;
- организация хранения информации;
- создание визуальных форм для ввода данных;
- написание обработок и отчетов;
- создание ролей и интерфейсов для пользователей.
Результат проектирования – это конфигурация, которая описывает модель заданной предметной области.
На этапе конфигурирования разработчик оперирует такими универсальными объектами, как константы, справочники, документы, журнал документов, регистры, обработки, отчеты, бизнес – процессы и другие.
Рассмотрим более подробно объекты, которые будут использованы при разработке информационной системы для приема платежей от населения.
Для работы с постоянной и условно постоянной информацией в системе «1С: Предприятие» используются объект «Справочник».
Во время разработки выполняется описание какими свойствами обладает каждый справочник, настраиваются иерархия и подчинение. К основным свойствам справочников относятся: имя, синоним, код.
Кроме кода и наименования, имеется возможность создавать дополнительный набор реквизитов для хранения любой информации об элементе, а также табличные части.
Для справочников может быть задано несколько типов форм: элемента, группы, списка, выбора, выбора группы. Внешний вид форм так же определяется в процессе настройки конфигурации.
В разрабатываемой конфигурации для хранения данных о плательщиках и видах платежей используются справочники «Плательщики» и «Виды платежей».
Объект «Документ» предназначен для отражения в информационной системе хозяйственных операций. Каждый вид документа отражает однотипные события. Этим определяется его структура, свойства, состав реквизитов и регистров.
К основным параметрам объект «Документ» относятся номер, дата и время. При настройке для документа задается длина номера документа, условия поддержки уникальности номеров и другие. Кроме этого каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов и табличных частей.