Файл: Макетирование и конструирование детского книжного издания.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 4905
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТЕЧЕСКАЯ ГЛАВА
1.2 Внутренняя структура книги
1.3 Разновидности сложных конструкций в книге
1.5 Верстка макета в граф. Редакторе
ГЛАВА II. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГЛАВА
2.1 ТЗ для проектирования книжного издания
2.3 Макетирование в граф. редакторе
ВВЕДЕНИЕ
Макет издания является одним из основных этапов проектирования книги. Благодаря ему можно определить какого формата будет книжное издание, соотношение текста и иллюстративного материала, формат обложки, общее количество тетрадок в книжке и порядок их брошюрования. Без макета невозможно издать книгу, которая будет соответствовать требованиями целевой аудитории. На этом этапе редакция решает сколько будет страниц, из какого материала лучше сделать обложку, какая будет бумага для печати. Особенно это важно в проектирование детского издания, т.к. их форматы, содержание и брошюровка всегда более разнообразна нежели книга для взрослого человека. Здесь, как правило иллюстративного материала либо очень мало, либо он вовсе отсутствует, сшитые или склеенные между собой тетрадки и т.д. В детском же издание намного больше вариаций макета: книжки-гармошки, книжки с pop-up конструкций, книжки с дырками, книжки раскраски, книжки с аудио сопровождением и т.д. Они более красочные, в них больше иллюстраций, бумага для таких книжек более прочная и толстая, т.к. дети не так аккуратны в обращении нежели взрослые. В вопросах конструкции издания дизайнеры решают соотношение текста и иллюстраций, а также их расположение на страницах. Иллюстрации подразделяются на основные виды, которые могут занимать четверть, половину, всю страницу и даже весь разворот.
Именно поэтому так важно решить ряд макетных и проектных задач прежде чем издание попадет в печать и появится на книжных полках в магазинах.
Целью проекта является создание макета детского книжного издания, которое будет отвечать стандартам ГОСТ. Для того чтобы это сделать необходимо выполнить ряд задач, связанных с изучением предмета макетирования, его этапы, структура книжного издания, верстка, ГОСТы. Из практической части написать ТЗ, выполнить макет конструкции в материале, сверстать текстовую и иллюстративную часть в графическом редакторе. Объектом исследования является визуальная коммуникация в книжном дизайне, предметом исследования - макет книжного издания.
Для исследования данной темы потребуется эмпирический и теоретический методы исследования. В эмпирический метод будет входить: сравнение, измерение и материальное моделирование объекта. В теоретический метод: абстрагирование, анализ и синтез.
В макетирование издания необходимо учитывать два аспекта: верстку и конструкцию. Первым этапом является конструкцию, где определяются с форматом издания, количеством страниц, видом переплета и т.п. После этого верстальщик может заверстать конструкцию. Сделать разметку полей, спроектировать модульную сетку, подобрать шрифты и заверстать текст в сетке.
Экономическая часть отвечает за стоимость печати, склейки изделия и ее окончательную стоимость на рынке. Конечно, стоимость будет зависеть от сложности конструкции и используемых материалов, а также от качества печати и красок. На стоимость будет влиять плотность и качество бумаги. Конструкция книжки-гармошки, не так проста, как кажется на первый взгляд. В данном исследовании «гармошка» является обложкой книги, а значит должна выполнять не только функцию рекламы, но и защищать страницы от повреждений.
Для исследования необходимо составить редакторское ТЗ, которое поможет определить все параметры макета издания. В любом проекте ТЗ является важной составляющей. Оно помогает поставить задачи и цель, установить границы, в пределах которых должен работать человек или команда, но так же является документом, который отражает требования заказчика.
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТЕЧЕСКАЯ ГЛАВА
1.1 Понятие макетирование
Макет дает сведения об объемно-пространственной структуре, размерах, пропорциях, характере поверхностей, их пластике, цвето-фактурном решении и др.
Макет является пробным камнем для проверки исследовательских и проектных идей создания объекта; он позволяет преодолевать недостатки оперативного эскизирования, в котором неизбежны графические условности. Рисунки и фотографии с макетов обеспечивают достоверные сведения об изделии, позволяющем проводить графическую отработку его.
Макеты различают по степени проработки, используемому материалу, масштабу. С помощью макетов решают различные задачи - от выявления вариантов изделия до специальных его испытаний (аэродинамических, органолептических, прочностных и пр.), поэтому макеты могут быть разные, от поисковых до демонстрационных.
Классификация макетов в зависимости от их функции в проектировании несколько условна, поскольку любой макет может играть разные роли: при определенных условиях поисковый макет может выступать в качестве демонстрационного, а в процессе изготовления демонстрационного макета можно вести поиск с целью, устранения конструктивных, композиционных или иных ошибок. От функции макетов в проектировании зависят и используемые материалы, и особенности изготовления. Как правило, чем доступнее макетные материалы, чем проще технология его изготовления, тем быстрее и более широкий круг проектных задач решается с его помощью.
Доводочные макеты строят с целью уточнения характеристик создаваемого изделия, когда уже определены основные его свойства. Макет строится либо на основе одного из поисковых макетов, либо специального.
Поисковые макеты используют для определения возможных проектных решений на тех этапах работы, когда возникает необходимость замены ранее принятого решения другим; это, как правило, начальные этапы. Обычно достоинства и недостатки проектного решения в макетном поиске выявляются сравнительно рано. Незавершенность поисковых макетов, приблизительность отражения в них проектных идей делают функцию их чисто творческой.
Поисковые макеты изготовляют со значительным уменьшением в интересах оперативности работы и удобства всевозможных манипуляций.
Поиск с помощью моделей идет от общего к частному, от простого к сложному. Вначале для упрощения задачи все разнообразие проектных решений ограничивается каким-либо одним, например, формально пластическим выражением объёмно-пространственной структуры, затем, при найденной объемно-пространственной структуре, можно переходить к следующему этапу макетирования - к поиску более точного выражения проектного замысла.
Переход от простого макета к сложному - смена не только структуры макета, но и макетного материала, поскольку каждая проектная задача лучше всего решается с помощью определенного вида макетного материала, к тому же постепенное усложнение конструкции макета приближает его свойства к реальным, в том числе по материалу.
Макет издания — макет оформления книги, газеты или журнала, согласно которому набирается и верстается текст. Макет с готовой вёрсткой издания называется оригинал-макет.
В доцифровую эпоху макет издания разрабатывал технический редактор издательства, а исполняли его рабочие типографии — наборщики и верстальщики. Подобное разделение труда продолжает существовать сегодня в крупных компаниях, хотя верстальщики переместились из типографий в издательства и дизайнерские агентства. Тем не менее все чаще макет и верстку выполняет один человек, что существенно повышает требования к знаниям и умениям верстальщика в областях книжного (газетного-журнального) оформления и типографики.
Макет художественного оформления издания — модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, либо важнейших, либо всех, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Макет материально выражает проект оформления, дает наглядное представление о нем, в сложных случаях помогает выбрать наилучший из нескольких возможных вариантов, помогает избежать ненужных затрат на подготовку изо оригиналов и их воспроизведение (особенно когда выпускаются большие и сложные издания), сокращает время на подготовку издания к производству, а самое главное, на само производство.
Объемный макет издания — макет издания с книжным блоком, изготовленным из чистой бумаги, на которой предполагают печатать тираж, и покрытым переплетом с тиснением (печатью) по нему текстов и изображений, т. е. дающий полное представление о внешнем виде издания и его объемном воплощении.
Пополосный макет издания, или расчетный макет издания, — макет издания, подготовленный художником по изд. оригиналу с пополосным расчетом текста, учитывающим расположение каждой иллюстрации, заголовка, украшения и других элементов.
Макет (от фр. maquette < ит. macchietta — уменьш. от macchia — пятно < лат. macula — пятно) — 1) модель издания, которая необходима для его изготовления и включает в себя шрифты, заголовки, отдельные полосы, развороты, буквицы, иллюстрации, форзацы, титульные листы, обложки, суперобложки, оформительские элементы переплета и пр. М. издания особенно необходим при выпуске особо сложных и ответственных изданий; 2) модель отдельных полос, разворотов, верстки, шрифтов заголовков, буквиц, оформительских элементов переплета, обложки и суперобложки издания. Макет является эталоном для верстки полос издания и монтажа с раскладкой полос на печатном листе, утвержденным издательством.
Макетирование – это создание на полосе равновесия, гармонии, ритма с использованием элементов.
Конструирование обложки
Обложка книги – первое, что видит потенциальный читатель. Это первое впечатление, которое, как известно, нельзя произвести дважды. Для коммерческой книги обложка чрезвычайно важна – она отражает суть содержания книги, представляя художественную квинтэссенцию смысла.
Условно, можно поделить обложки на следующие типы:
простые текстовые;
с готовыми фотографиями или изображениями;
с фотоколлажами;
рисованные;
с золотым или серебряным тиснением.
Простые текстовые обложки
Учебные и научные издания, как правило, не нуждаются в ярких интригующих обложках. На обложке таких книг указывают только автора и название работы. Иногда, чтобы обложка не выглядела совсем скучно, добавляют графические элементы или специальный фон. Вот примеры таких обложек.
Встречаются простые обложки и в художественной литературе. Их могут себе позволить очень известные авторы, которым нет необходимости привлекать читателей внешним оформлением своей книги. Например, у собраний сочинений классиков только простые обложки.
Фотография на обложке
На обложке обычно используются два вида фото:
Автопортрет самого автора книги. Если предполагается разместить фото автора, например, на сборнике его стихов, тогда сам автор может предоставить издательству качественную фотографию в хорошем разрешении.
Сюжетное фото по теме книги.
Фото на обложке может быть разных размеров, одно или несколько – все на усмотрение автора. Эффектно смотрится обложка книги с фотографией или картиной на весь разворот. Такой вариант служит отличным фоном, на котором пишется название, а также инициалы и фамилия автора.
Обложки с фотоколлажем
Фотоколлаж – это соединение нескольких изображений, объединенных общей темой. Приём фотоколлажа позволяет сделать обложку книги более выразительной, более эффектной. Минимальное количество изображений для коллажа – два. Также в фотоколлаж могут быть добавлены и какие-то графические элементы – все зависит от пожеланий автора.
Рисунок на обложке книги
Может быть простой вариант – черно-белая графика тушью, более сложный – рисунок маслом или акварелью, или самый дорогой вариант – фотореалистический (изображение очень похожее на фотографию).
Золотое тиснение на обложке
Эффектно смотрятся обложки книг с золотым тиснением. Процесс изготовления тиснения достаточно кропотливый и длительный: сначала в специальной компьютерной программе рисуется штамп, затем штамп «отливается» в металле и только потом на специальном станке производится тиснение золотой или серебряной фольгой каждой обложки в отдельности! Обложка с тиснением смотрится очень красиво и стильно, поэтому полученный результат стоит потраченных сил, денег и времени. Тиснение часто заказывают для оформления подарочных изданий.
Обложка — это внешнее покрытие книжно-журнальных изданий, соединяемое с книжным блоком без форзацев. К изданиям в обложках можно отнести брошюры, журналы и книги в обложках. Издания в обложках предназначены обычно для малого срока службы. Они могут быть различными по объему и имеют два элемента: блок и обложку.
ГОСТ 22240-76 предусматривает 4 типа обложек и 5 типов переплетных крышек.
Тип 1. Обложка для крытья внакидку. Предназначена для изданий, комплектуемых вкладкой, при толщине блока до 5 мм. Широко используется в массовых иллюстрированных журналах, изданиях для дошкольников, методических пособиях для студентов вузов и учащихся техникумов, ГОСТах и др, рассчитанных на малый срок службы при малой интенсивности пользования; скрепляются с блоком проволокой при шитье в накидку.