Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Сущность понятия банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономикисовременному предприятию соответствуют такие черты, как конкурентоспособность, финансоваяустойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако, далеко не длявсех предприятий характерно вышесказанное. Резкое изменение условий хозяйствования вызвалопоявление нового понятия — несостоятельность.

Несостоятельность — эта такое состояние, прикотором предприятие не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего онопредполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности. Условия, длядинамичного развития бизнеса часто обостряют негативные тенденции на уровне отдельных группхозяйствующих субъектов, использующих для достижения своих целей пробелы в действующемзаконодательстве либо не имеющих потенциальных возможностей для обеспечения соответствияобщему уровню эффективности в своей отрасли.

Преодоление кризисной ситуации, в которую попадают предприятия в рыночной экономикес помощью новых форм хозяйствования, позволяет решить проблемы, связанные собеспеченностью экономической стабильности развития.

В условиях экономической свободы предприятиям дается возможность прекратитьхозяйственную деятельность. Чаще всего это связано с реальной производственно-хозяйственнойдеятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых,финансово-экономических и юридических упущений в работе предприятий. Многие предприятияиспытывают недостаток собственных оборотных средств, имеет место низкая платежнаядисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов.

Стабилизация положения организации требует нахождения источников финансовыхресурсов, их рационального распределения, эффективного использования. Для того чтобы найтиисточники, наиболее оптимальные для предприятия, следует провести финансовый анализ, датьоценку финансовой устойчивости и определить пути финансового направления.

Руководители организаций, испытывающих финансовые трудности, с помощьюфинансового анализа и последующих управленческих вмешательств могут защитить себя отполного краха и в случае возбуждения процедуры банкротства кредиторами найти возможность восстановления платежеспособности.

Своевременная диагностика банкротства является методом, позволяющим найтинеобходимые меры по оздоровлению финансового состояния.


Диагностика позволяет изучить принципы, формы проявления кризисных ситуаций напредприятии, систему коэффициентов финансового состояния, позволяющую определить степеньнесостоятельности и принять решение о ликвидации, реорганизации или организовать новыйбизнес.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является уже третьим единым российским законодательным актом, устанавливающим основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов.

Первым таким актом являлся Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который определял условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, а также устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов. Однако, поскольку этот Закон, один из немногих ориентированных на рыночные отношения, разрабатывался в условиях отсутствия практики применения такого законодательства и основополагающих законодательных актов, регулирующих новые экономические и правовые отношения, возникла необходимость его существенного пересмотра.

В рамках реализации норм Закона были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

В свою очередь авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечалось, что практика применения Закона 1998 г. о банкротстве выявила недостаточную защиту прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, необоснованного перераспределения собственности. В частности, отмечались следующие наиболее актуальные проблемы в сфере несостоятельности (банкротства):

  • нарушение прав должника и учредителей должника - возбуждение процедуры банкротства по фиктивным документам или незначительной сумме задолженности без предоставления возможности должнику расплатиться по таким суммам, отсутствие возможности для учредителей должника провести оздоровление под контролем кредиторов при уже возбужденном деле о банкротстве;
  • нарушение прав миноритарных кредиторов при проведении процедур банкротства и слабая защита в процедурах банкротства кредиторов, требования которых обеспечены залогом;
  • нарушение прав государства как кредитора по налоговым платежам;
  • непрозрачность процедур банкротства, недостаточная урегулированность процедур банкротства, позволяющая арбитражным управляющим и иным участникам процесса банкротства злоупотреблять правами;
  • вывод активов должника в интересах определенного круга кредиторов в процедурах внешнего управления и конкурсного производства;
  • отсутствие эффективных механизмов ответственности недобросовестных арбитражных управляющих.

Соответственно, на решение перечисленных проблем и были прежде всего ориентированы нормы комментируемого Закона. За время действия данного Закона в него внесены изменения более чем тремя десятками законодательных актов. Эти изменения проанализированы при рассмотрении соответствующих норм Закона.Наиболее объемные изменения внесены Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Первый из названных Законов принят в целях устранения выявленных правоприменительной практикой пробелов и неточностей комментируемого Закона. В частности, уточнены процессуальный статус и полномочия СРО арбитражных управляющих, порядок формирования ее компенсационного фонда, ответственность за действия (бездействие) арбитражных управляющих, урегулирован вопрос перехода арбитражного управляющего из одной саморегулируемой организации в другую. Также Законом 2008 г. N 296-ФЗ уточнены отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников).

Целью второго из названных Законов явилось повышение эффективности мер принуждения к исполнению обязательств перед кредиторами путем увеличения конкурсной массы должника. При этом предполагалось увеличение конкурсной массы за счет института конкурсного оспаривания сделок должника, направленных на отчуждение имущества или принятие имущественных обязательств, а также путем включения в конкурсную массу имущества лиц, несущих субсидиарную имущественную ответственность.

Вопреки расхожему мнению, итогом дела о банкротстве предприятия далеко не всегда становится его ликвидация и распродажа его имущества.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ предусматривает целый ряд процедур, применяемых в деле о банкротстве. Перечень этих процедур установлен частью 1 статьи 27 Закона о банкротстве:

1. Наблюдение
2. Финансовое оздоровление

3. Внешнее управление

4. Конкурсное производство

5. Мировое соглашение

Каждая из процедур заслуживает отдельного исследования, данным процедурам посвящены многочисленные научные работы и публикации.


Сущность понятия банкротства

В современной мировой практике хозяйствования банкротство является таким же неотъемлемым финансовым институтом, как, например, деньги или банковские организации. Нормы регулирования банкротства предприятий могут преследовать следующие задачи: на макроуровне - снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств, обеспечение перераспределения промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий, развитие конкурентной среды; на микроуровне - защита прав кредиторов, обеспечение финансовой дисциплины, повышение надежности кредитного обращения, проведение реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации, повышение качества корпоративного управления, перераспределение собственности в пользу "эффективных" владельцев, смена неквалифицированных менеджеров, внедрение рациональной системы управления на предприятиях. В то же время реализация процедур банкротства - это всегда потери для кредиторов, должника, государства.

Не исключение в этом и зарубежные страны с развитой экономикой. Возможности использования банкротства для реформирования бизнеса предприятий, смены "неэффективного" собственника весьма ограничены, его основное назначение - ликвидировать неэффективные производства, перераспределить нерационально используемые активы, снизить хозяйственные риски в экономике. В обществе с древнейших времен существовали проблемы урегулирования взаимоотношений должников и кредиторов, которые нашли свое выражение в появлении и развитии такого общественного института, как банкротство. Эффективное функционирование рыночной экономики невозможно без использования института банкротства. Наряду с другими рыночными законами и институтами он служит основой социально-экономической и правовой системы, обеспечивающей адекватную рынку конкурентную среду, полный и своевременный расчет субъектов предпринимательской деятельности по своим обязательствам.

Необходимость функционирования института банкротства предопределена самой сущностью рыночных отношений. Им присуща некоторая неопределенность, обусловленная преобладанием стихийной формы движения экономики, определенный риск потерь.

Банкротство представляет собой форму реализации экономической ответственности субъектов предпринимательской деятельности, заставляет их работать эффективно. В ином случае факторы производства перераспределяются к более успешно хозяйствующим субъектам. Наличие института банкротства, как и некоторого уровня безработицы, является, таким образом, платой за эффективность производственно-финансовой деятельности субъектов рыночной экономики.


Необходимо отметить, что до настоящего времени в науке и практике не выработан устойчивый понятийный аппарат в отношении банкротства, которое часто отождествляют с несостоятельностью или неплатежеспособностью, а иногда даже и убыточностью организаций. Банкротство - это, прежде всего, экономическая проблема, но решается она в строго очерченных рамках национального законодательства. В законодательстве ряда стран в разные периоды понятия экономической несостоятельности и банкротства использовались и используются как синонимы, обозначающие признанную судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Однако, как бы ни трактовали понятие банкротства законодательства различных стран, его сущность везде одинакова и заключается в том, что банкротство представляет собой общественный институт, посредством которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников должника, его собственников, государства и населения региона по месту расположения должника.

Институт банкротства выполняет две основные функции: поддержание рыночной конкурентной среды посредством обеспечения расчетов хозяйствующих субъектов по своим обязательствам, их экономической ответственности перед кредиторами вплоть до изъятия собственности и отчуждения бизнеса; страхование предпринимательских рисков посредством ограничения ответственности должника величиной вложенных в бизнес средств при отсутствии криминальных проявлений в его деятельности. Банкротство компании - сложная совокупность процедур, имеющая свои нюансы.

В соответствии с ФЗ "О банкротстве", несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В законе указано, что признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В рамках работ по ведению банкротства юридических лиц выполняются следующие процедуры: первичный анализ/оценка банкротства фирмы, сбор необходимых документов для инициирования процедуры, подача заявления о банкротстве, дальнейшее управление процедурой.