Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской̆ деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Условия осуществления предпринимательской деятельности и порядок оформления лицензии на предпринимательскую деятельность

Каждый заявитель о лицензии на предпринимательскую деятельность должен выполнять общие и особые условия для осуществления предпринимательства.

Общие условия (должны выполняться всегда) для физических лиц: возраст 18 лет, правоспособность, безупречность.

Особые условия (должны выполняться в зависимости от вида лицензии): профессиональная способность или другая способность для осуществления предпринимательской деятельности.

Подтверждение профессиональной способности:

  • свободная предпринимательская деятельность: достаточно, если выполняются общие условия, профессиональную и какую-либо другую способность в этом случае не нужно подтверждать.
  • зависимая предпринимательская деятельность: кроме всех общих условий необходимо подтвердить профессиональную способность, в большинстве случаев предъявить свидетельство о полученном образовании в данной профессии или о пройденной подготовке в той сфере, в которой вы хотите заниматься.
  • ремесленная предпринимательская деятельность: кроме общих условий необходимо подтвердить способность осуществлять деятельность в данной профессии, предъявив свидетельство о полученном образования или о трудовом стаже в данной профессии[13].

Если предприниматель является гражданином страны-члена ЕС/ЕЭП, то свою профессиональную способность он можете подтвердить также свидетельством о трудовом стаже в данной профессии или свидетельством о признании профессиональной квалификации.

Для получения лицензии на предпринимательскую деятельность необходимо посетить ведомство по предпринимательской деятельности в месте постоянного жительства. Если у предпринимателя нет разрешения на проживание, то для оформления документов, необходимых для получения лицензии на предпринимательскую деятельность, необходимо приехать по визе или, в случае безвизового режима, без нее.

Существует несколько видов предпринимательских лицензий их можно разделить на:

  • Свободные лицензии. Данный вид лицензий не требует профессиональной подготовки либо какой-либо квалификации, и оформляются свободно без предоставления подтверждающих квалификацию документов.
  • Профессиональные лицензии. Данный вид лицензий требует профессиональной подготовки и оформляются после предоставления подтверждающих квалификацию документов.
  • Концессионные лицензии. Данный вид лицензий требует специальной подготовки и оформляются после предоставления разрешительных документов на занятие той или иной деятельностью от соответствующих министерств, ведомств и учреждений в ведении которых находится контроль за данным видом деятельности[14].

К свободным лицензиям относятся, например такие виды лицензий как:

  • розничная продажа тех или иных товаров (магазины, киоски, торговля с лотка);
  • оптовая продажа (оптовые склады);
  • рекламное агентство (реклама и маркетинг, в том числе посредством интернета);
  • предоставление жилья (предоставление размещения туристам, командировочным);
  • консультационные услуги различного характера (в сфере бизнеса, финансов);
  • посредническая деятельность (предоставление услуг посреднического характера)[15];

К профессиональным лицензиям относятся, например такие виды лицензий как:

  • парикмахерские, косметические, массажные услуги (косметические и массажные салоны);
  • ювелирные работы, в том числе ремонт ювелирных изделий;
  • организация предприятий питания (рестораны, столовые, пивные, кофейные, чайные);
  • различные виды обучения, в том числе обучение вождению автомобиля (школы, ВУЗы, обучение языкам);
  • предоставление экскурсионной информации (услуги гида).

К концессионным лицензиям относятся, например такие виды лицензий как:

  • охранная деятельность, в том числе предоставление услуг по охране предприятий и охране личностей;
  • предоставление транспортных услуг по грузоперевозкам внутри страны и за ее пределами[16].

Закон допускает приобретение свободных лицензии на все виды предпринимательской деятельности. По просьбе предпринимателя в Устав компании будет внесен весь список свободных лицензий, что бы в дальнейшем, за дополнительную плату, не пришлось каждый раз изменять Устав компании и его перерегистрировать в торговом реестре при оформлении необходимой лицензии.

Документы, предоставляемые для оформления лицензии:

  • Заявление на специальном бланке подаваемое в предпринимательское управление местной власти по месту прописки компании.
  • Договор аренды помещения для осуществления предпринимательской деятельности с выпиской из Кадастра недвижимости подтверждающей право собственности.
  • Выписка из Торгового реестра, срок действия не должен превышать трех месяцев со дня выдачи.
  • Учредительный договор с перечнем разрешенных видов деятельности, вид деятельности на который запрашивается лицензия должен присутствовать в списке.
  • Марка госпошлины.
  • Заявление от ответственного представителя при оформлении профессиональных лицензий с оформлением согласия с назначением на должность, вместе с заявлением необходимо приложить актуальную выписку из реестра правонарушений РФ.
  • Срок оформления лицензии до 15 рабочих дней[17].

Основанием для рассмотрения дел о приостановлении действия или лишении, аннулировании лицензии являются представления о нарушении лицензионных условий:

  • органов государственного контроля (финансовой и торговой инспекций, санитарного, экологического, пожарного контроля, управлений ценовой политики, внутренних дел, антимонопольной политики и др.);
  • отраслевых департаментов, комитетов, управлений;
  • префектур административных округов;
  • контрольного управления Московской лицензионной палаты или контрольного подразделения органа лицензирования на основании проведенных проверок или выявленных фактов недостоверности данных и документов, представленных лицензиатом при получении лицензии;
  • лицензионных органов других субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат нарушил лицензионные условия.

Материалы представленные для рассмотрения, должны содержать:

  • необходимые данные об обладателе лицензии;
  • факты нарушения лицензионных условий, законодательства, нормативных актов, регламентирующих данный вид деятельности, факты о наложении взысканий городскими или территориальными контролирующими органами за выявленные нарушения;
  • предлагаемую меру воздействия.

Руководитель лицензионного органа принимает решение:

  • о направлении материалов в Экспертный совет (комиссию) для рассмотрения дела по существу;
  • о затребовании дополнительной информации или проведении дополнительной экспертизы;
  • о прекращении дела.

Экспертный совет (комиссия) может вынести заключение о:

  • закрытии дела;
  • приостановлении действия лицензии;
  • лишении лицензии;
  • аннулировании лицензии[18].

Орган лицензирования, принявший решение о приостановлении, лишении, аннулировании лицензии, выданной лицензионным органом другого субъекта Российской Федерации, передает эти сведения в лицензионный орган, выдавший лицензию, в установленном порядке.

3. Анализ положений регулятивного законодательства в рамках регулирования лицензирования для целей применения незаконного предпринимательства


Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных уголовно-правовому анализу незаконного предпринимательства, по-прежнему остается нерешенным целый ряд вопросов, связанных с применением признаков незаконного предпринимательства. Одной из таких проблем является вопрос о применении ст. 171 УК РФ к лицу, осуществляющему лицензируемый вид деятельности, по лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Федерации[19].

Прежде всего, следует отметить, что некоторые авторы, в принципе, отрицают возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в случае нарушения правил лицензирования, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, полагая, что основания привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ в этом случае в различных субъектах Российской Федерации будут разные[20].

С этим нельзя согласиться, поскольку в силу прямого указания регулятивного законодательства, а именно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в число лицензирующих органов входят и органы исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку функцией уголовного права является охрана отношений, установленных регулятивным законодательством, то нет оснований считать, что уголовно-правовой охране подлежат только те отношения по обеспечению порядка осуществления предпринимательской деятельности, которые определяются исключительно федеральным законодательством.

Положения статей Закона о лицензировании дают основания полагать, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации[21]. При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нарушения указанных положений нормативного акта, по мнению В.Н. Лубешко, не являются преступлением, поскольку презюмируется, что выдача лицензии осуществлена с соблюдением всех законов. Она законна и, следовательно, должна действовать на территории всего государства (подобно паспорту или водительскому удостоверению). Вместе с тем он считает, что целесообразно установить административную ответственность за неуведомление соответствующих органов субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность, о ведении такой деятельности[22].


Подобную позицию занимает Н.А. Лопашенко. Она считает, что в данной ситуации лицо нарушает закон, если не уведомило лицензирующие органы других областей. Однако уголовная ответственность здесь вряд ли возможна, поскольку закон не требует нового лицензирования, признавая легитимность уже имеющегося. Речь может идти о других видах юридической ответственности[23].

По мнению О.А. Авдеевой, в такой ситуации речь должна идти не об отсутствии лицензии, так как разрешение получено, а о нарушении лицензионных требований и условий, так как обязанность уведомления установлена законом о лицензировании[24].

Мы полагаем, что решения данной проблемы могут быть различными и зависят от того, ведется ли лицензируемый вид деятельности в определенном месте либо лицензируемый вид деятельности в принципе может осуществляться на всей территории Российской Федерации, без привязки к определенному месту (например, перевозки железнодорожным, воздушным транспортом грузов, грузобагажа и т. д.).

В случае осуществления предпринимательской деятельности в определенном месте лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие соответствие места осуществления предпринимательской деятельности установленным требованиям и условиям, независимо от того, осуществляется ли лицензирование вида деятельности федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Федерации.

Например, положением «О лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» [8] установлено, что для получения лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов соискатель лицензии, помимо иных документов, представляет в лицензирующий орган описание технологии заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов для каждого объекта осуществления лицензируемой деятельности с указанием состава используемого оборудования и его производительности по операциям; копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, используемых для осуществления заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, а также их соответствие установленным требованиям; копии документов (дипломы, аттестаты, свидетельства), подтверждающие квалификацию работников соискателя лицензии[25].