Файл: Понятие конкуренции в законодательстве и признаки ее ограничения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для создания условий развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения необходимо реализовать следующие меры.

Во-первых, ввести законодательный запрет на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению: оказание услуг по хранению, контроль качества, заправка воздушных судов.

Во-вторых, разработать и рекомендовать ТЗК порядок предоставления недискриминационого доступа участников рынка к услугам по хранению и заправке авиакеросина в аэропортах Российской Федерации.

В-третьих, принять меры по стимулированию создания альтернативных ТЗК в крупных аэропортах, включая меры по снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности строительства альтернативных ТЗК7.

Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что на современном рынке до сих пор нарушаются нормы антимонопольного законодательства, а это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования конкурентных норм.

Выводы:

Обеспечение благоприятной конкурентной среды является одним из условий развития экономики. Конституция РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством. Одновременно с этим одним из основных принципов предпринимательской деятельности является государственное регулирование. В целях реализации названных гарантий и принципов применяется ряд нормативных правовых актов, составляющих определенную систему антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство принято и применятся практически во всех странах с рыночной моделью хозяйствования. Тем не менее в каждой системе существуют свои особенности и закономерности развития.

Заключение

Конкуренция представляет собой весьма действенный механизм повышения качества, объёмов товаров и услуг при соизмеримом понижении его стоимости.

Государственная политика в области антимонопольного регулирования, как правило, направлена на реализацию следующих мероприятий:

  • интенсифицировать научно - технический прогресс, то есть повысить эффективность и снизить время разработки и введения в производство новейших научных и технологических разработок, которые позволяют увеличивать ассортимент, качество и снижать стоимость представляемых на рынке товаров и оказываемых услуг;
  • поддерживать конкуренцию в нормативно - правовом поле;
  • создавать благоприятные условия для эффективного и результативного конкурентного соперничества.

Рынок неизбежно устремляется к монополизации, поскольку производителям для эффективной реализации своей деятельности требуется установить контроль над рынком.

Монополия ограничивает конкуренцию, сдерживает приток в отрасль новых предприятий, разрушает стимулы предпринимательской деятельности. Хотя монополия не может целиком устранить конкуренцию, однако мелкий и средний бизнес находится на грани вытеснения с рынка, испытывая постоянное давление монополиста. Из - за перераспределения доходов в пользу монополий подрываются условия воспроизводства в немонополизированном секторе[3].

Монополизм является финансовой основой коррупции в обществе, когда возникают перекрестные взаимные интересы владельцев монополий и властных структур. Это отрицательно сказывается на стимулах развития здоровой конкуренции, усиливается паразитизм, поскольку монополии получают добавочные прибыли за счет особых отношений с государственными институтами [4].

С 2004 года начали осуществляться так называемые «коренные изменения» государственной антимонопольной политики, когда в одно и то же время с проведением общего преобразования государственного аппарата Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства реорганизовалось в Федеральную антимонопольную службу[3].

Главными направлениями деятельности новой структуры были установлены формирование благоприятных условий для развития конкуренции и разработка единой государственной политики поддержки конкуренции.

Прослеживается переход проблемы конкуренции из непосредственно экономической категории в чисто политическую область, что доказывает необходимость ее подержания на соответствующем уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна наиболее подробно законодательно регулироваться, прежде всего, в интересах потребителя.

Государство заставляют регулировать деятельность монополий общественные издержки монопольной власти.

Под антимонопольной политикой понимается комплексная система экономических, финансовых, налоговых, правовых, психологических и иных мер, которые принимаются и обеспечиваются государственными органами, направленные на усиление и защиту добросовестной конкуренции путем предупреждения, ограничения и пресечения монопольной власти компаний. Государство, посредством реализации антимонопольной политики, формирует благоприятные условия для возникновения и успешного развития конкурентных рыночных структур.


С целью развития конкуренции в России и усовершенствования органов защиты конкуренции Федеральной антимонопольной службой была выработана «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.». Данную стратегию утвердил Президиум ФАС Российской Федерации 3 июля 2013 года.

В Стратегии определяются четыре приоритета в усовершенствовании антимонопольного регулирования в России:

  1. создать благоприятную институциональную и организационную среду для эффективной защиты и развития конкуренции;
  2. снизить административные барьеры, которые препятствуют свободному функционированию рынков;
  3. обеспечить недискриминационный доступ потребителей к услугам естественных монополий;
  4. сформировать эффективные механизмы образования тарифов;
  5. создать условия для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации сбыта на торгах государственного имущества.

Необходимо отметить, что в рамках программ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и «Совершенствование таможенного администрирования» было проведено совершенствование антимонопольного контроля и развития конкуренции на рынках услуг в сфере таможенного дела.

С 1 июня 2014 года обрели силу поправки к Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации, в соответствии с которыми организациям и государственным унитарным предприятиям Федеральной таможенной службы запрещается предоставлять услуги в сфере таможенного дела.

Невозможно не согласиться с тем, что монополизация рынка оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, поскольку уничтожая конкуренцию, монополии не дают развиваться малому и среднему бизнесу. На наш взгляд, антимонопольное законодательство является одним из основных рычагов воздействия государства на процессы монополизации и конкуренции. Используя его, государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создает условия для воспроизводства такого экономического процесса, как конкуренция.

Библиография:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О рекламе"
  8. О естественных монополиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
  9. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
  10. Богданов, Д. Д. Институциональные аспекты регулирования ценового поведения доминирующей фирмы // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 1. — С. 15-16.
  11. Богданов, Д. Д. Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 91-103.
  12. Галкин В.Н. Методы недобросовестной конкуренции. Воронеж, 2015. -321 c.
  13. Гуляев Г.Ю. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования // Экономика и предпринимательство. 2014.-№ 1-3. С. 85-90.
  14. Гуляев Г.Ю. Регулирующая функция государства в сфере конкурентных отношений / Г.Ю. Гуляев // Экономика и право современной России: проблемы и пути развития: материалы всероссийский науч.-практ. конф. /под ред. д.э.н. проф. Б.Н. Герасимова. -Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2012. -С. 22-25.
  15. Гуляев Г.Ю. Трансформация конкурентных отношений или новая модель конкуренции // Экономика и предпринимательство. 2014.-№12(ч.2). С. 532-537.
  16. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика.— 2014. —№ 1
  17. Кирилловых А. А. Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности // Законодательство и экономика. - 2013. - № 1.
  18. Князева, Ирина Владимировна. Антимонопольная политика в России: учебник для студент. вузов/И.В.Князева.- М.: ОМЕГА-Л, 2016.-439с.
  19. Козлова М.Ю. Проблемы свободы договора и антимонопольное законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -Волгоград, 2012. С.11
  20. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. 1999. №7 .
  21. Конкурентное право России. учеб. пособие. / отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич и др. — Нац. исслед. ун-т. "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016- 377 c.
  22. Кузнецова, Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства / Е.И. Кузнецова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 383 с.
  23. Лапшина Д.И. Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция // Конкуренция и право. - 2011. - № 4.
  24. Ноздрачев А.Н. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений // Институт административного права России. М.,2016. -32.c.
  25. Рожкова О.А. Механизмы государственного и негосударственного регулирования банковской конкуренции. // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011, №1(82). С. 154-160.
  26. Смирнова, О. О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления // Приволжский научный вестник. — 2013. — № 9 (25). — С. 43-45.
  27. Смирнова, О. О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России И ЕС // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. — № 9 (260). — С. 57-61.
  28. Смирнова, О. О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 5-6. — С. 67-73.
  29. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 77-90.
  30. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования // Научное обозрение. — 2013. — № 6. — С. 92-95.
  31. Тотьев К. Ю. Недобросовестная конкуренция во Франции и России: сравнительно-правовая характеристика // Законодательство и экономика. 2017. № 2. С. 66–72.
  32. Тотьев К. Ю. Недобросовестная конкуренция по современному французскому праву // Закон. 2016. № 2. С. 105–114
  33. Тотьев К. Ю. Формы недобросовестной конкуренции во французской судебной практике // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 7. С. 108–116