Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
2. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
3. Способы проведения приватизации
3.1 Преобразование унитарного предприятия в ОАО
3.2 Продажа государственного и муниципального имущества на аукционе
3.3 Аукцион с подачей предложений о цене в закрытой форме
3.4 Продажа акций ОАО на специализированном аукционе
3.5 Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе
3.6 Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО
3.7 Продажа акций ОАО через организации торговли на рынке ценных бумаг
3.8 Продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения
3.9 Продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены
3.10 Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО
3.11 Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления
Таким образом, можно выделить ряд принципов:
а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывают органы по управлению государственным имуществом совместно с федеральными органами исполнительной власти с целью повышения эффективности его использования.
б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется органом по управлению государственным имуществом на основании анализа предложений оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;
в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.
Необходимым условием приватизации должен стать государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств. Такой орган контроля должен выполнять:
-разработку системы показателей развития предприятий, после приватизации, с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;
-контроль за обязательным соблюдением системы показателей развития предприятий.
Помимо контроля, государство должно поддерживать предприятие, которое было приватизировано. Иначе поставленных целей, таких как создание конкурентоспособных предприятий и продукции, не достичь.
Такая поддержка может включать в себя:
-консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
-организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;
-государственную поддержку квалифицированными кадрами.
Федеральным законом определены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Однако наиболее часто используемым способов приватизации как видно из таблицы является продажа имущества на аукционах и коммерческих конкурсах. Их доля составляет больше половины. Также стоит отметить часто применяющийся метод приватизации арендатором в соответствии с договором аренды.
Это объясняется тем, что законом предусмотрены определенные условия при выборе продавцом способа приватизации государственного и муниципального имущества. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия, размер уставного капитала которого превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, (не меньше тысячекратной суммы МРОТ), может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
К таким же исключениям относится приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов МРОТ, может осуществляться:
-путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
-на аукционе;
-на специализированном аукционе;
-посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
-посредством внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Приватизация имущества, которое не удовлетворяет выше указанным условиям, может осуществляться:
-путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
-на аукционе;
-на специализированном аукционе;
-на конкурсе;
-посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок, либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным законом способом.
При правильной и, с экономической точки зрения, целесообразной приватизации, возможно достичь существенного увеличение доходов государства (рентных платежей и иных неналоговых поступлений). Это даст возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий. Налогообложение должно быть увязано с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.
Создание в последние годы детальных правовых и организационных механизмов реализации политики приватизации ориентировано на перспективные стратегические экономические интересы России. Совокупность данных механизмов и отлаженная работа правительства и органов власти всех уровней должна привести к превращению нашего государства в эффективного собственника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные источники:
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 N 155-ФЗ).
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. (редакция от 29.07.2017
N 267-ФЗ).
Постановление Правительства РФ "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг" от 28 ноября 2002 г. № 845 (Собрание Законодательства РФ, 2002 г., № 49, ст. 4881).
Научная и учебная литература:
- Букреев В. В. Букреев В.В. Рудык Э.Н. Приватизация в России: былое и думы или кто виноват и что делать? / Москва, №3, 2005
- Булатецкий Ю. Е. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник / Отв.ред. Ю.Е. - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 496 с.Калинина Л. А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) / Калинина Л.А. - М.:Юстицинформ, 2010. - 376 с.
- Вакурин А. В. Российская экономика за 30 лет – путь от преобразований к разочарованиям : монография / А.В. Вакурин, В.Н. Ковнир. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 214 с.
- Герасимова Р. Г. Сравнительный анализ экономического развития и рыночных реформ в странах с переходной экономикой в 1990-2009 годы: Монография / Р.Г. Герасимова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 182 с.Герасимова Р.Г. Сравнительный анализ экономического развития и рыночных реформ в странах с переходной экономикой в 1990–2009 годы : монография / Р.Г. Герасимова. — М. : ИНФРА?М, 2017. — 182 с.
- Захаров В. В. История государства и права России. В 2-х т. Т. 1: Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с.
- Карпычев М. В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / Под общ. ред. Карпычева М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 560 с.:
- Карпычев М. В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 1 / Карпычев М.В., Хужин А.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
- Крассов О. И. Право частной собственности на землю: купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита / О.И. Крассов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
- Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Журнал Российского права/ Издатель: Юридическое издательство «Норма»/ №9, 2006 г.
- Радыгин А. Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, "новое измерение для России": в 2 т. Т.1.: Монография / Радыгин А., Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н. - М.:Дело, 2014. - 464 с.:
- Радыгин А. Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, "новое измерение для России": в 2 т. Т.2: Монография / Радыгин А., Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н. - М.:Дело, 2014. - 488 с.
- Сорокин, Д. Е. Российская экономика: переход к новым источникам роста [Электронный ресурс] / Д. Е. Сорокин // Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы / Б. Б. Рубцов, П. С. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - с. 22 - 35.
- Федорова Л. В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Монография / Федорова Л.В. - М.:Юстицинформ, 2012. - 184 с.