Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание выбранной для анализа предметной области и предприятия (организации)
2.1 Описание организационной модели
2.2 Описание функциональной модели
2.3 Описание информационной модели
2.4 Определение миссии, выделение критических факторов
3. Проектирование информационной системы.
3.1 Определение целей и задач системы.
3.2 Проектирование баз данных.
3.3 Проектирование интерфейса системы.
4. Реализация алгоритма работы программы.
Введение
Тема курсовой работы актуальна, потому что из-за большого объема информации, поступающей на обработку ежедневно, занимает значительную часть времени. Использование автоматизированной БД поможет ускорить процесс получения и обработки информации, получения информации о клиенте, видах услуг.
Таким образом разработка данного ПО оправдывает себя автоматизацией большого набора процессов, которые в итоге снижают затраты времени работы во много раз.
Сфера ЖКХ в нашей стране длительный период находится в состоянии реформирования, что создает ситуацию неопределенности.
С одной стороны, проекты по созданию и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства имеют длительный срок реализации. Технологические сложности их выполнения часто связаны с необходимостью реконструкции уже существующих инженерных решений, например, в условиях разноплановой застройки высокой плотности. Необходимость поддержания непрерывного энергообеспечения всей системы городского хозяйства также существенно затрудняет его развитие и модернизацию.
С другой стороны, стабильный рост потребностей населения в услугах ЖКХ, стремление к комфортности и удобству - все это делает привлекательной сферу ЖКХ для экономических субъектов. Социальная и политическая значимость сферы ЖКХ сохраняет на ней фокус государственных интересов. Особенность ее состоит в том, что непродуманные экономические действия в данной отрасли закономерно влекут за собой снижение качества жизни и рост социальной напряженности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть принцип работы «Оплаты услуг ЖКХ».
- Рассмотреть основные документы
- Определить требования к разработке БД
1. Описание выбранной для анализа предметной области и предприятия (организации)
Жилищно-коммунальные услуги — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.
В нашем случае данное понятие определяет комплекс взаимоотношений, связанных с вопросами осуществления эксплуатации жилища с наполнением его коммунальными услугами. Другими словами, что, сколько и в какой момент времени получит тот или иной человек, проживающий в том или ином жилом помещении. В целом для того, чтобы раскрыть категорию рассматриваемую в статье нам необходимо определить, а что же такое все таки жилище. Итак, в соответствии со ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Соответственно жилые помещения подразделяются по видам:
- Жилой дом, часть жилого дома;
- Квартира, часть квартиры;
- Комната
Рассматривая весь комплект жилых помещений, мы можем сказать, что они собой предоставляют жилищный фонд, другими словами это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:
- Частный жилищный фонд;
- Государственный жилищный фонд;
- Муниципальный жилищный фонд.
2. Предпроектное обследование
2.1 Описание организационной модели
Компания «Рц-Гусев» заинтересовалась применением облачных технологий, чтобы повысить качество предоставляемых услуг для своих клиентов в области информационно-технологического обслуживания сферы ЖКХ.
Предприятие ООО «Рц-Гусев» находится по адресу: улица Победы 11а город Гусев Калининградской области, тел. (401) 433-54-84. Организации присвоен ИНН 3902801212, ОГРН 1113926033858.
Комплекс работ выполняемы ООО «Рц-Гусев»:
- Обслуживание населения и организаций (обработка обращений в органы исполнительной власти, учреждения, предприятия; обеспечение в них режима «одного окна»; подготовка управленческих решений).
- Учетные и расчетные функции (население, юридические лица, жилой и нежилой фонд, приборы учета, биллинг ЖКХ, программа сокращения задолженности).
- Адресная помощь (льготы, субсидии).
- Формирование информационного поля (база знаний, социальная поддержка граждан, реформа ЖКХ).
- Паспортный стол
Принцип функционирования входящих/исходящих информационных потоков на предприятии проиллюстрирован на рис. 1.
Рис. 1. Принцип информационных потоков в ООО «Рц-Гусев»
2.2 Описание функциональной модели
В данном пункте мы можем рассмотреть функциональную модель SADT, на которой отображен процесс учета и оплаты коммунальных услуг. На основании входных данных по выбранной услуге и выплате по показателям счетчиков идет формирование информации об оплате услуг. Управляющая информация будет содержаться в нормативных документах (квитанциях),ход операций будет осуществляться под контролем бухгалтера и коменданта. На выходе мы получаем сформированную информацию об оплате выбранной услуги.
Рис 2.Функциональная модель SADT.
Рис 3. Декомпозиция модели SADT.
2.3 Описание информационной модели
Рассмотрим технологические и бизнес-процессы на примере отдела учета и приема платежей. Основными функциями отдела, является:
- начисление квартплаты, согласно действующим тарифам и размерам жилищной площади абонентов;
- выставление счетов на оплату услуг;
- сбор платежей;
- диспетчеризация и распределение платежей;
- отчеты для ЖКУ;
- подготовка сводных отчетов по задолженности потребителей для начальника отдела расчета и приема платежей;
- внесение данных в единую базу потребителей;
Организация бизнес-процессов отдела приема и расчета платежей представлена на рис 4.
Рис. 4. Организация бизнес-процессов отдела приема и расчета платежей
2.4 Определение миссии, выделение критических факторов
Все процессы в отделе не автоматизированы, как в организации в целом автоматизированы. Все данные заносятся в единую базу данных (MS Excel), и выполняется расчет, а так же учет прихода средств на расчетный счет абонента с помощью программы: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК.
В отдел поступает информация из единой базы потребителей и поставщиков услуг об объемах потребленных услуг, а так же данные о тарифах и площади жилья абонентов. Дальше отдел расчетов проводит начисление и перерасчет за услуги предоставленные абонентам поставщиками услуг, и выставляет счета. После распределения платежей, отчеты о текущих начислениях хранятся в базе данных (MS Access) абонентов, в программе «Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК», формируется ведомость начальникам отдела приема и расчета платежей.
Вышеописанный бизнес-процесс представлен на рис. 2.
Рис. 5. Функциональная модель бизнес-процесса в IDEF0 в отделе начисления и перерасчета платежей.
3. Проектирование информационной системы.
3.1 Определение целей и задач системы.
Проектируемое ПО должно позволять, - рассчитывать любые услуги, для любого жилья (муниципального, кооперативного, приватизированного), по любым:
- алгоритмам и тарифам;
- перерасчет начислений за предыдущие месяцы, как по лицевому счету, так и массово по списку домов с учетом любых дополнительных условий.
- учет платежей по оплате жилищно - коммунальных услуг;
- вести полноценный паспортный стол: формы №№ 2, 6, 7, 9, 11, листки прибытия, убытия и другие.
Следует отметить, что в отделе история начислений хранится в архиве на бумаге, однако не создается ее электронная копия, что является существенным недостатком в организации бизнес-процессов в данном отделе
В настоящее время существует несколько технологий передачи данных. Рассмотрим две архитектуры, такие как файл-сервер и клиент-сервер.
В архитектуре «клиент-сервер» сервер базы данных не только обеспечивает доступ к общим данным и обработку этих данных. Клиент посылает на сервер запросы на чтение или изменение данных, которые формулируются на языке SQL. Сервер сам выполняет все необходимые изменения или выборки, контролируя при этом целостность и согласованность данных, и результаты в виде набора записей или кода возврата посылает на компьютер клиента.
Недостатками же архитектуры с файловым сервером, которая имеется в департаменте экономики, является то, что данные хранятся в одном месте, а обрабатываются в другом. Это означает, что их нужно передавать по сети, что приводит к очень высоким нагрузкам на сеть и, вследствие этого, резкому снижению производительности приложения при увеличении числа одновременно работающих клиентов.
Вторым важным недостатком такой архитектуры является децентрализованное решение проблем целостности и согласованности данных и одновременного доступа к данным. Такое решение снижает надежность приложения.
Архитектура «клиент-сервер» позволит устранить все указанные недостатки. Кроме того, она позволяет оптимальным образом распределить вычислительную нагрузку между клиентом и сервером, что также влияет на многие характеристики системы: стоимость, производительность, поддержку.
При проектировании информационной системы статистического анализа объема и реализации выпуска продукции будет использована технология клиент-сервер.
Во-первых, сервер оптимизирует выполнение функций обработки данных, что избавляет от необходимости оптимизации рабочих станций. Сервер позволяет быстро получить результаты обработки запроса. Во-вторых, поскольку рабочие станции не обрабатывают все промежуточные данные, существенно снижается нагрузка на сеть. Предоставляется возможность ведения журнала операций, в котором автоматически регистрируются все прошедшие транзакции что, в свою очередь, поможет быстрому восстановлению системы при аппаратных сбоях. Данная технология организуется проще, и оборудование для её организации вполне приемлемо по стоимости приобретения.
Таким образом, проектируемая система с технической точки зрения будет представлять собой набор объединенных в единую сеть ЭВМ – клиентов, с которых при помощи установленного клиентского приложения будет осуществляться связь с базой данных, расположенной на удаленном сервере, которая представлена на рис 5.
Рисунок 6 – Конфигурация клиент-сервер
3.2 Проектирование баз данных.
Схема базы данных ИС представлена на рис. 7.
Рис 7. Логическая модель БД (связь между таблицами «Один-ко-многим»).
Рассмотрим таблицы проектируемой базы данных.
Таблица 1. Справочник: «Клиент».
Наименование |
Тип |
Длина |
Код |
Счётчик |
10 |
ФИО |
Строка |
150 |
Адрес |
Строка |
100 |
Телефон |
Число |
20 |
Таблица 2. Справочник: «Вид услуги»
Наименование |
Тип |
Длина |
Код |
Счётчик |
10 |
Наименование услуги |
Строка |
50 |
Единица измерения |
Строка |
10 |
Стоимость за 1 (Кв/т,Куб/м,Кг) в рублях |
Числовой |
10 |
Таблица 3. Документ: «Выполнение услуги»
Наименование |
Тип |
Длина |
Код |
Счётчик |
10 |
Дата оплаченной услуги |
Дата |
12 |
Код_клиента |
Справочник.Клиент |
|
Код_услуги |
Справочник.ВидУслуги |
|
Количество |
Числовой |
10 |
Стоимость за 1 (Кв/т,Куб/м,Кг) в рублях |
Справочник.Вид услуги |
|
Сумма для оплаты |
Вычисляемый |