Файл: Система международных кредитных отношений(Мировая кредитная система и ее основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий.[10, c. 16]

ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государствучастников под председательством министра финансов РФ А.Г. Силуанова.[11, c. 5]

В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:

- координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;

- совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;

- изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.

Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:

- финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;

- инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;

- гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере.[13, c. 35]

Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:

1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;


2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями. [5, c. 118]

Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве. [10, c. 17]

За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011) и Таджикистану (2010) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд. долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов.[5, c. 118] Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %. Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн. долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн. долл. и 80 млн. долл., соответственно. [10, c. 18]

Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.[13, c. 37]

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

С начала 90-х годов Россия начала принимать активное участие в международных кредитных отношениях. До определенного периода времени, Российская Федерация выступала, как правило, в качестве заемщика денежных средств, которые должны были быть направлены на преодоление сложностей перехода к рыночной экономике.


В последствие, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена.

В последние годы в отношении России были введены международные санкции, которые стали следствием определенных внешнеполитических противоречий. Международная кредитная дискриминация, которая была применена к России в качестве инструмента давления, заставляет руководство страны искать внутренние резервы развития, а также принимать активное участие в создании международных кредитных союзов преимущественно в азиатско-тихоокеанском региона.

Исходя из этого, объективной является тенденция к тому, что увеличивается круг субъектов долговых отношений с участием России за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.

ГЛАВА 3 Международные кредитные отношения России в современных условиях

3.1 Международные кредитные отношения России в современных условиях

В последние годы во внешней торговле значительно возросла роль кредита, то есть обеспечение заемных средств в денежной, либо товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности с целью реализации внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту продукции. Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью развития и усовершенствования системы международного кредитования. Международное кредитование играет в экономической жизни государства как положительную, так и отрицательную роль. Положительное воздействие непосредственно заключается в гарантии непрерывности процесса воспроизводства и его технического формирования. В тоже время углубляются различия в степени развития наиболее прибыльных сфер, получающих иностранные капиталовложения с секторами экономики, не имеющими инвестиций [8]. В целях поддержания позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и экономические компании периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неадекватную для стран-гегемонов политику. Кредитная дискриминация - установление худших обстоятельств получения, использования, либо погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими, в целях оказания на них финансового и общественно-политического давления [8].


На современном этапе в условиях геополитической напряженности кредитная дискриминация непосредственно используется как способ политического давления в отношении России и отдельных развивающихся государств. Еще более жесткой финансовой санкцией считается кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Как правило, кредитная блокада непосредственно связана с экономической блокадой, нередко проводится неформально в виде отказа обеспечить кредит согласно различным мотивам.

После Второй мировой войны страны НАТО во главе с США проводили кредитную блокаду в отношении социалистических государств. Так, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) в 1947 г. отказался предоставить кредиты Чехословакии и Польше, несмотря на то, что они как жертвы фашистской агрессии имели первоочередное право на приобретение займов для восстановления разрушенной экономики [5]. В условиях интенсивного вхождения Российской Федерации в мировое хозяйство, внешние заимствования непосредственно усилили свое значение как источники мобилизации экономических ресурсов. Особенно активно Россия размещала свои долговые обязательства за границей в виде еврооблигационных ссуд в 90-е годы, когда переживала большие трудности валютно-финансового характера. Размещение проводилось в таких валютах как доллар США, немецкая марка, итальянская лира. Значительная доля данных размещений погашена, а по двум облигационным займам, сроком размещения на 30 лет (от июля 1998 года), и на 20 лет (от июля 1998 года) еще находятся в обращении [4].

На протяжении продолжительного периода после преодоления валютно-экономического упадка 1998 года Россия не прибегала к внешним заимствованиям. В апреле 2010 года она разместила суверенные евробонды на 5 лет в размере двух миллиардов долларов под 3,74 % годовых и 3,5 млрд. долларов на 10 лет под 5,08 %. Данные размещения в практике международных заимствований России имеют наиболее низкие ставки [7]. Активную позицию во внешнем заимствовании непосредственно занимают банки и российские компании, что было обеспечено полученной в 1990 году свободой выхода на международный финансовый рынок. Западные экономические ресурсы обеспечили подъем российского предпринимательства за границей. Основным типом внешних заимствований у зарубежных кредиторов считаются синдицированные кредиты, т. е. кредиты, предоставляемые заёмщику двумя кредиторами, участвующими в этой сделке в определённых долях в рамках целостного кредитного соглашения, а кроме того долговые обязательства в виде акций, депозитарных расписок и еврооблигаций. Российские банки, как правило, используют синдицированные кредиты для краткосрочного и среднесрочного кредитования наиболее значимых покупателей и для сбалансирования активов и пассивов согласно их срокам. Отечественные банки-заемщики стремительно проводят спекулятивные операции на внутреннем межбанковском рынке, пользуясь большими различиями в процентных ставках на иностранном и российском рынке капиталов. Достоинство получаемых синдицированных кредитов отечественными фирмами состоит в том, что данные кредиты экономичнее внутренних заимствований, и поэтому они наиболее приемлемы [7].


Дополнительным источником внешних ресурсов для российского бизнеса является размещение еврооблигационных ссуд на зарубежных фондовых рынках. Размещение проводится среди инвесторов нескольких государств. В период развития рыночной экономики Россия приняла членство в различных международных валютно-экономических институтах. Это предоставило новые возможности получения вложений от других стран и для формирования экономики государства, и кроме того, позволило осуществить переоформление российской внешней задолженности, значительная доля которой представляла долги СССР. Участие в международных валютно-финансовых и кредитных организациях позволило Российской Федерации использовать навык и опыт всемирных сообществ в регулировании валютно-кредитной и экономической областях. Вхождение в Международный Валютный Фонд (МВФ) в апреле 1992 года позволило восемь раз обращаться с просьбой о предоставлении кредитов, единый размер которых превысил 20 млрд. долларов США. Промышленная помощь Фонда позволила сформировать концепцию казначейства и сбора налогов в государстве [3]. В январе 2005 года Россия выплатила МВФ долг непогашенной задолженности фондов. В последние годы взаимосвязь России с Фондом непосредственно сосредоточена на вопросе выхода из всемирного экономического упадка, а также на реформировании Бреттон-Вудской валютной системы. Значимым взносом во взаимоотношениях России и МВФ можно считать списание Россией долгов беднейших государств. В последние годы в Российской Федерации реализуется концептуальный план создания и развития в г. Москве Международного финансового центра (МФЦ) [1]. Главным шагом на пути формирования МФЦ стало формирование мегарегулятора финансового рынка (МФР), первые шаги по созданию которого были предприняты Минфином России в январе 2011 года. Весной 2014 г. таким мегарегулятором стал Банк России, координируя таким образом сферу деятельности не только банков, но и кредитно-финансовых институтов небанковского типа.

В 2014 г. финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Хотя их последствия проявились еще не полностью, уже сейчас можно в общих чертах представить произошедшие изменения. Санкции, введенные в отношении ряда российских банков и компаний, можно разделить на три группы. Первая — так называемые «секторальные» санкции («список SSI» по классификации США). Банки и компании, попавшие в этот список, лишились возможности выходить на долговые рынки США и Европы, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов [5]. Иными словами, содержанию их бизнеса ничто не угрожает, но они должны изменить структуру своего баланса, переключившись на внутренние источники финансирования. Санкции этой группы касаются прежде всего российских государственных банков. Вторая группа санкций — так называемый список SDN. В него попали несколько российских частных банков, далеко не самых крупных, и небольшое число российских компаний, в основном из оборонного сектора. Эти санкции предполагают наиболее жесткие ограничения, так как запрещают проводить валютные платежи в пользу или от лица этих банков [5]. По сути, попавшие в указанный список, банки должны менять географию своего бизнеса, так как больше не могут участвовать в трансграничных операциях. Наибольшую проблему в масштабе всей экономики представляет третья группа — так называемые мягкие санкции. Они не объявлены официально, но их действие ощущается из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими эмитентами и отношения к российскому капиталу. Прежде всего речь идет об изменении процедур контроля технического оформления сделок (комплаенс).