Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Задачи и содержание финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В части внешних условий в прогноз заложено медленное, инфляционное, повышение цен на нефть с 50-53 долл. за баррель в среднем за 2017 г. до 53-56 долл. за баррель в 2019 г. (см. рисунок 16)

При этом, Россия будет крайне осторожной в наращивании поставок углеводородов на и так уже насыщенный мировой рынок (+3-6 млн. т нефти и нефтепродуктов, + 1-3 млрд м3 газа в год, см. рисунок 24).

Повышение цен на нефть и некоторый приток прямых иностранных инвестиций (в первую очередь, очевидно, из АТР, а также репатриируемых российских капиталов) на фоне роста объёма импорта сформируют неустойчивый баланс на валютном рынке; рубль стабилизируется на уровне 56-60 руб. за долл.

Будет проводиться политика бюджетной консолидации, в частности, уровень бюджетных инвестиций не превысит 1.9-2.3% ВВП.

Рисунок 16. Динамика мировых цен на нефть[25]

Рисунок 17. Динамика экспорта

(долл. за баррель, Urals) углеводородов[25]

В 2019 гг. ожидается медленный восстановительный рост российской экономики, с темпами 1.8-2.1% (см. рисунок 18).

Рисунок 18. Динамика основных макроэкономических параметров (темпы прироста, %)[25]

При этом важнейшим драйвером роста будет выступать накопление основного капитала (темп которого в 2018 г. составил 4.1-4.5%, в 2019 - 4.7-5.1%)[22]. Возможности для такой динамики будут связаны со смягчением денежной политики и общим улучшением экономической конъюнктуры, а необходимость - с усилением конкуренции с импортом (см. ниже). В этой связи роль инвестиций, как главного фактора роста, вероятно, восстановится.

Рисунок 19. Динамика реальной заработной платы и потребления населения (темпы прироста, %)[25]

Напротив, потребление домохозяйств будет заметно более слабым драйвером экономического роста, чем ранее. В условиях ужесточения конкуренции с импортом, жестких бюджетных ограничений и существенного фискального давления на бизнес динамика реальной заработной платы будет подтягиваться к производительности труда (соответствующая эластичность будет на уровне 1.2-1.5, в то время как до кризиса зарплата могла расти и в два, и в три раза быстрее производительности). С другой стороны, и банки, и население, получив в ходе кризисов 2008-2010 и 2014-2016 гг. негативный опыт кризиса долговых платежей, вряд ли будут, как ранее, безоглядно наращивать потребительское кредитование. В итоге, динамика товарооборота не станет существенно превышать расширения реальной заработной платы (см. рисунки 20).


Рисунок 20. Соотношение реальной заработной платы и производительности труда[25]

Важнейшим ограничителем экономического роста в этой ситуации становится, как всегда, недостаточная конкурентоспособность российской неэнергетической продукции. В итоге (с учетом очень низкой динамики вывоза углеводородов) динамика экспорта российской продукции не превысит 1.8-2.1%[23]. В то же время, импорт, как это происходит уже сейчас, и далее будет расти с опережающим темпом по сравнению с общеэкономической динамикой (см. рисунок 21).

Рисунок 21. Динамика экспорта и импорта товаров и услуг (по физическим объёмам, темпы прироста, %)[25]

Данная ситуация будет и сдерживать среднесрочный экономический рост, и обусловливать риски дестабилизации курса рубля, что, в свою очередь, станет ограничивать возможности Банка России снижать ключевую ставку.

В итоге, можно ожидать, что нынешний успех в борьбе с инфляцией (отчасти основанный на сверхжесткой денежной политике, отчасти - на удешевлении ряда видов продовольствия) не воспроизведётся. Даже в 2019 г. среднегодовой уровень инфляции вряд ли окажется меньше 3.84.1% (см. рисунок 22).

Рисунок 22. Уровень инфляции в российской экономике

(в среднем за год, темпы прироста, %)[25]

Ключевой внешний фактор неопределенности - уровень мировых цен на нефть, где неясны перспективы возврата на рынок нефти «кризисных» государств Среднего Востока (Ливии, Сирии, Ирана), а также политики США по добыче и экспорту собственных углеводородов - и соответствующего ответа других стран-экспортеров.

Таблица 1 - Динамика основных показателей[23]

2016

2017

2018

2019

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю)

5.4

3.5

4.1

4.1

Валовой внутренний продукт

-0.2

1.8

1.9

1.9

Промышленность

1.1

2.0

1.8

2.4

Инвестиции в основной капитал

-0.9

3.7

4.4

5.0

Заработная плата

0.7

2.0

2.9

3.0

Реальные располагаемые доходы населения

-5.8

1.4

2.4

2.8

Оборот розничной торговли

-4.5

0.9

2.3

3.0

Платные услуги

-0.3

1.9

2.0

2.6

Экспорт, млрд. долл.

282

344

358

377

Импорт, млрд. долл.

192

227

245

259

Торговый баланс, млрд. долл.

90

117

113

118

Обменный курс рубля, в среднем за год, руб. за

долл.

67.1

58.3

57.0

58.4

Цена на нефть марки Urals, долл. за баррель

41.6

50.7

52.5

55.0


Внутренняя неопределенность в части экономической политики связана, в первую очередь, с политикой Банка России. Скорее всего, он будет вынужден снижать ключевую ставку - но мера возможного тут совершенно неясна, - и в силу опасений по поводу возможного перетока подешевевших денег на валютный рынок и его дестабилизации, и в силу того, что в течение последнего года высокие ставки по российским финансовым инструментам были важным стимулом для привлечения в рублевые инструменты внешних финансовых инвесторов (т.н. Carry Trade). Снижение ставки и, соответственно, их доходности, может привести к быстрому уходу спекулянтов с российского рынка , что для наших финансовых властей, конечно, неприемлемо.

Внутренняя поведенческая неопределенность связана с выбором поведения частных компаний между повышением оплаты труда (что позволяет конкурировать на все более дефицитарном рынке труда и стимулирует занятых, но повышает трудовые издержки и снижает конкурентоспособность по отношению к импорту) - и расширением инвестиций в основной капитал (для которых, вообще говоря, желательно быстрое расширение конечных внешних и внутренних рынков, включая потребительский).

3.2 Совершенствование механизма государственного финансового регулирования экономики

Формирование эффективной, прозрачной системы государственного финансового регулирования с использованием обоснованных научных подходов является необходимым условием для повышения качественного уровня жизни населения, восстановление положительной динамики экономического роста, совершенствования структуры экономики, обеспечения конкурентных преимуществ для национального производителя и достижения других целей, определенных в программных документах экономического и социального развития.

Основной целью финансового регулирования является обеспечение экономической и социальной стабильности путем создания соответствующих условий для сбалансированного экономического роста.

Следует отметить, что основными и наиболее действенными формами государственного регулирования экономики в современных условиях являются макроэкономическое планирования и прогнозирования, использование механизма государственного заказа и соответственно регулирования уровня расходов бюджета и предприятий государственного сектора экономики, разработка и реализация государственных программ социально-экономического развития [1].


Осуществление прогнозирования макроэкономической динамики является важным моментом, учитывая потребность формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, улучшения уровня согласованности между ними.

Весомыми составляющими государственной финансовой политики является бюджетная, налоговая, инвестиционная, денежно -кредитная и социальная политика. Целесообразно отметить, что денежно-кредитная и бюджетно­налоговая политика являются наиболее мощным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны.

Задачей бюджетной политики государства является рациональное перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы с целью создания благоприятных условий для развития производства, повышения качественного уровня жизни населения, оптимизации бюджетных расходов. Кроме того, механизм бюджетного регулирования направлен на формирование справедливой модели выравнивания доходов населения путем регулирования налоговых ставок, целевых налоговых льгот, предоставления населению социальной помощи и трансфертов и прочее [6].

Бюджетное регулирование как составляющая финансовой политики государства должно быть направлено на создание условий для долгосрочного экономического роста.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет налоговое регулирование. Основной задачей налогового регулирования, как инструмента влияния на экономические процессы, является установление определенного оптимального уровня налогообложения и механизма администрирования налогов, которые обеспечат сочетание интересов плательщиков налогов и государства [3].

Целью осуществления влияния денежно-кредитной политики на финансовую систему страны является надлежащий уровень регулирования денежной и кредитной эмиссии, что будет способствовать экономическому росту в условиях стабильности цен. Стоит отметить, что использование составляющих денежно-кредитного регулирования должно быть взаимосогласованным и динамичным, что усиливает положительное влияние государства на реальный и финансовый сектор экономики и снижает уровень системных рисков.

Разработка инвестиционной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития общества и государства, установление ее роли в воспроизводственном процессе на соответствующем временном этапе. Затем формулируются цель и задачи инвестиционной политики, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития страны и использования инвестиционных ресурсов в интересах граждан и общества [4].


Используя инструменты финансового механизма, государство осуществляет значительное влияние на объем и структуру валового внутреннего продукта, состояние платежного баланса, государственных финансов, уровень занятости, инфляции и тому подобное.

Таким образом, в условиях трансформационных преобразований экономки финансовая система является важным инструментом определения приоритетных направлений воздействия государства на экономические и социальные процессы. Направленность механизма управления финансовой системы на решение совокупности имеющихся вопросов предполагает концентрацию, распределение и перераспределение финансово-экономических ресурсов, переориентацию экономики к инновационной модели развития и достижению сбалансированного социально-экономического развития страны, повышение уровня платежеспособности населения. Совершенствование финансовой политики государства должно сопровождаться улучшением уровня институциональной среды финансового меxанизма экономического роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая политика государства является важной составляющей общей экономи­ческой политики государства и играет значимую роль в деятельности государства. Она служит основополагающим звеном в системе управления финансами.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.