Файл: Финансы акционерных обществ (Правовые основы. Закон об акционерных обществах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Финансовая отчетность акционерного общества

1. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

3. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

4. Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. ”7

Одной из самых главных задач предприятия, в рыночных условиях, является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

Источниками анализа финансового положения предприятия являются формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия.

В конечном результате после анализа руководство предприятия получает картину его действительного состояния, а лица, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии (например, кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят; аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов; вкладчикам и др.) - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т. п.).


Основными показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия, являются: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность; состояние нормируемых запасов материальных ценностей; эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение; оценка устойчивости платежеспособности предприятия. Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, способствует выявлению резервов и росту эффективности производства.

Оценка финансового состояния предполагает предварительную подготовку информации:

  1. сквозная проверка данных, содержащихся в отчётном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам;
  2. приведение данных отчётности к сопоставимому виду;
  3. подготовка аналитического баланса НЕТТО, позволяющего одновременно провести горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный анализ.

Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности: формы № 1, № 2, № 4, № 5, а также информация из учредительных документах, приказ об учётной политике, нормативные законодательные акты по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный, годовой.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит баланс предприятия.

Баланс предприятия - система показателей характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения.

Бухгалтерский баланс - сводная ведомость отражающая в денежной форме средства предприятия по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования. Состоит из актива и пассива.

Все подлежащее учету рассматривается с двух позиций: 1)Что представляет собой данный объект учета? 2) За счет каких источников он был приобретен ?

Это и положено в основу балансового метода (приема). Он реализуется следующим образом. Составляется таблица, которая имеет две части: актив (левая часть) и пассив (правая часть). В активе записываются - объекты учета (хозяйственные средства), а в пассиве - источники их приобретения или образования. Итог актива равен итогу пассива. Величина этих итогов называется “валюта баланса”. Эта таблица является также формой отчетности предприятий перед его участниками, перед налоговой инспекцией и т. д., поскольку показывает в обобщенном виде его финансовое состояние.

Баланс составляется на определенную дату, как правило на начало квартала, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности и показывает состояние хозяйственных средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются и находятся в движении. Это движение отражается на счетах с помощью двойной записи. В первом разделе актива баланса: отражаются хозяйственные средства длительного использования, сюда входят: нематериальные активы (товарные знаки, патенты и т. д.), основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь и т. д.). Здесь же даны долгосрочные финансовые вложения, например в акции и облигации, по которым намечается получение дохода длительное время (больше года). Во втором разделе актива баланса: отражается состояние оборотных средств, т. е. тех хозяйственных средств предприятия, которые используются в течении 1-го производственного цикла. В третьем разделе актива баланса: отражаются денежные средства, расчеты и прочие активы. В подразделе “Расчеты с дебиторами” показываются суммы дебиторской задолженности. Например: наше предприятие выполнило работу для другого предприятия, а её оплата ещё не произведена. В этом случае при составлении квартального или годового баланса мы покажем дебиторскую задолженность нашему предприятию по строке: “за товары, работы, услуги”. Краткосрочные финансовые вложения в третьем разделе - это акции, облигации и т. д., которые приобретены на короткое время (до года). За итогом третьего раздела отражаются убытки предприятия. В первом разделе пассива баланса: приводятся источники собственных средств. Это уставный капитал, резервные фонды, фонды накопления, прибыль. Во втором разделе пассива баланса: представлены заёмные средства; долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные. В расчетах с кредиторами отражены суммы, начисленные, но ещё не перечисленные в бюджет, органам социального страхования и обеспечения, задолженность поставщикам за материалы и т. д.. Наше предприятие временно использует эти средства в своем обороте (до перечисления), хотя реально они ему не принадлежат. Те суммы, которые даны в балансе по статьям, мы используем для открытия счетов и ведения в них текущего счета.


Также источником дополнительной информации для анализа финансового состояния может служить “Отчет о финансовых результатах и их использовании” (форма № 2 годовой отчетности и квартальной отчетности), состоящей из следующих разделов: "Финансовые результаты", "Использование прибыли", "Платежи в бюджет", "Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль".

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

1.4.Взаимоотношения акционерных обществ с внешней средой

На уровне акционерных обществ финансовые отношения охватывают:

  1. отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;
  2. отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
  3. отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;
  4. отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
  5. отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;
  6. отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
  7. отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и пр.;
  8. отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);
  9. отношения с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;
  10. отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Общим для всех перечисленных видов отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств предприятия. 8

Общим элементом финансовых отношений является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием или другим участником экономического процесса. Поэтому состояние финансовых отношений или просто состояние финансов предприятия определяется прежде всего состоянием его производственно-хозяйственных характеристик (факторов). Финансы акционерных обществ, как и финансы предприятий других организационно-правовых форм, обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.


Финансовые отношения акционерных обществ относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Основными направлениями расходования финансовых ресурсов акционерного общества являются:

— платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

— инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;

— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

— направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

— использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

2. Финансовое положение акционерного общества “Аптечный ряд”

2.1. Характеристика предприятия

Предприятие представляет собой акционерное общество закрытого типа и организовано 26 августа 1999 года. Полное название предприятия Закрытое акционерное общество аптечный ряд. Юридический адреспредприятия 454074, г. Челябинск, ул. Сормовская, 21. Учредителями предприятия являются физические лица.

Основные виды деятельности:

  • закуп лекарственных средств и изделий медицинского значения;
  • хранение лекарственных средств и изделий медицинского значения, в том числе ядовитых и наркотических веществ;
  • розничная торговля медикаментами;
  • комерческо-посредническая деятельность.
  • фармацевтическая деятельность.

Предприятие действует на основе “Устава Акционерного общества закрытого типа “Аптечный ряд”, утвержденного решением общего собрания акционеров в котором ограничены основные законодательные положения Российской Федерации.


Уставной капитал общества составляет 7 790 000 рублей. Он определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов.

Обществом размещены 15180 именных акций стоимостью 100 рублей.

Высшим органом управления общества является собрание акционеров. Собрание избирает совет директоров, который становится высшим органом управления в промежутках между собраниями. Совет директоров назначает генерального директора, который осуществляет все действия от имени общества. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества, которому подчиняется весь штат работников предприятия. В заключение можно отметить, что на предприятии имеется штат высококвалифицированных работников, имеющих опыт и знающих свое дело. Высшим органом управления АО является Общее Собрание. Руководит Собранием Председатель собрания, выбираемый собранием сроком на 1 год.

Собрание считается правомочным, если присутствуют акционеры, владеющие 75 % голосов. В работе собрания могут принимать участие представители акционеров, действующие на основании доверенности, выданной акционером. Решение на собрании принимается по принципу - одна акция - один голос. Решения на собрании принимают квалифицированным большинством (75% голосов от присутствующих + 1 голос).

Председатель собрания организует ведение протокола. Книга протоколов должна быть в любое время предоставлена учредителю. По их требованию выдаются удостоверенные выписки из книги протоколов.

Рис. 1. Структура управления ЗАО “Аптечный ряд”

К исключительной компетенции собрания относятся:

  • изменение Устава АО;
  • утверждение годовых отчетов о деятельности АО;
  • избрание и отзыв членов Ревизионной комиссии, Исполнительного органа;
  • выборы Председателя собрания, Председателя ревизионной комиссии и Исполнительного директора;
  • утверждение отчетов и заключений Ревизионной комиссии;
  • утверждение порядка распределения прибыли и покрытия убытков;
  • внесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц;
  • определение нижней границы рентабельности издержек АО;
  • принятие решений о прекращении деятельности АО, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;
  • решение вопроса о приобретении акций АО;
  • расширение Уставного фонда и привлечение новых акционеров;
  • утверждение документов регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность АО, определение организационной структуры АО;
  • принятие решений об организации различных структур АО и открытия счетов;
  • принятие решения о выпуске облигаций АО;
  • определение основных направлений деятельности АО, планов его развития, заслушивание отчетов об их выполнении;
  • определение порядка образования и использования фондов АО;
  • определение условий оплаты труда должностных лиц АО.