Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Понятие и основные этапы проведения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методов, используемых в социально-психологическом тренинге огромное количество, но мы ограниченны рамками курсовой поэтому более подробно остановились на этих методах. Но хотим перечислить ряд эффективных методов таких как:

Музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия. Возможно использовать элементы этих методов для достижения целей социально-психологического тренинга.

Выводы к 1 главе

Социально-психологический тренинг-это активный метод психологического воздействия и обучения для участников тренинговой группы. Этот практический метод наиболее экономичный и эффективный в процессе психологической поддержки и обучения.

В нашем теоретическом исследовании мы выделили основные методы социально-психологического тренинга:

1. Групповая дискуссия;

2. Игровые методы;

3. Психогимнастика.

При разработке мы применяли именно эти методы, так как они подходят для нашей тренинговой группы.

Социально-психологический тренинг – это метод групповой работы, который охватывает коммуникативный компонент общения каждого участника тренинга.

В доверительной, активной, без оценочной тренинговой атмосфере каждый участник повышает свои коммуникативные способности и другие цели поставленные ведущем тренинга.

Глава 2. Экспериментальное изучения влияния социально- психологического тренинга на коммуникативные способности подростков

2.1. Описание экспериментального исследования

Экспериментальное исследование влияния социально- психологического тренинга на коммуникативные способности подростков проходило в психологическом центре «Академия семьи» города Ташкента. По желанию детей и их родителей был объявлен набор на участие в социально-психологическом тренинге для подростков, который назывался «Успешный подросток». Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:


Первый этап был посвящен изучению и анализу психологической литературы по социально- психологическим тренингам.

На втором этапе разработана экспериментальная часть исследования, проводился констатирующий эксперимент, направленный на диагно­стику уровня развития коммуникативных способностей и уровня организационных способностей подростков и формирующий эксперимент.

Третий этап –обработка и интерпретация результатов исследования. Общее количество учащихся, которые приняли участие в исследование составило 16 человек в возрасте от 12-13лет (6класс).

Для того, чтобы выявить уровень коммуникативных склонностей были проведены методы наблюдения на протяжения всего эксперимента (с 1 октября до 10 ноябрь 2018г). Также проведен метод беседы с родителями и подростками для сбора предварительной информации об уровне коммуникативных способностей. Были проведены методики выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС) и тест оценки коммуникативных умений (А. А. Карелин). Эту методику мы выбрали для подтверждения результатов теста КОС.

Для проведения теста были подготовлены бланки вопросника КОС и лист для ответов (Приложение А). Эксперимент проводился в группе. Испытуемым раздали бланки для ответов и зачитывали инструкцию. Обработка результатов проводилась таким образом, что ответы испытуемого сопоставлялись с дешифратором и подсчитывалось количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям [6]. После подсчета вычислялись оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

К=к/20 О=о/20

После был проведен тест оценки коммуникативных умений (А. А. Карелин). Понятие "коммуникативные умения" состоит из нескольких компонентов. Перечислим эти компоненты: оценка собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для определения уровня этих компонентов мы применили данный тест.

Инструкция зачитывалась группе подростков: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник" (Приложение В).


Подсчитав результаты, мы определили уровни коммуникативных умений у подростков.

70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих [6].

Затем после предварительной диагностики был проведен социально- психологический тренинг как метод групповой психокоррекционной работы.

Тренинг состоял из 5 тренинговых занятий, длительностью 120 минут. Цель тренинга была широкая, но одна из основных целей повысить уровень коммуникативных навыков и наладить отношениях с окружающими. Повысить уровень эмпатии и взаимопонимание с социальным окружением - семьей, друзьями и другими людьми.

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования

Целью нашего исследования было определить влияние социально- психологического тренинга на коммуникативные способности. Для выявления влияния использовался социально- психологический тренинг у подростков. Мы диагностировали у группы подростков уровень коммуникативных склонностей до проведения социально- психологического тренинга и после.

По результатам тестирования по методики КОС–1, получились интересные результаты: в группе большой процент испытуемых (42%) показали уровень коммуникативных способностей на среднем уровне, тогда как уровень организаторских способностей ниже среднего. Для повышения организаторских способностей у ребят была возможность проявить себя и как управляющий и как подчиненный в отношениях, для этого была создана психологическая задача и работа в парах.

Таблица 1. Показателей коммуникативных и организаторских способностей (по методике КОС - 1)


16 ч Кол-во учащихся

уровень способностей

Кол-во учащихся, обладающих коммуникативными/организаторскими способностями по уровням, в %

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

коммуникативные

22

14

42

12

10

организаторскими

54

22

16

7

1

Согласно повторной диагностике, проведенной после социально-психологического тренинга наше предположение, о том, что на уровень коммуникативных способностей влияет социально- психологический тренинг подтвердилось. Показатели приведены в таблице 2.

Таблица 2. Показателей коммуникативных и организаторских способностей (по методике КОС)

16 ч Кол-во учащихся

коммуникативными / организаторскими способностей по уровням

Кол-во учащихся, обладающих коммуникативными / организаторскими способностей по уровням, в %

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

коммуникативные

2

8

44

35

11

организаторские

12

20

28

12

1

Согласно методике КОС-1 после проведения социально- психологического тренинга, количество участников с низким и ниже среднего уровнями коммуникативных и организаторских способностей равно нулю. Вместе с тем повысилось количество участников с высоким и средним уровнем коммуникативных и организаторских способностей.

По полученным данным мы построили диаграмму.

Диаграмма 1. Уровень коммуникативных способностей по результатам теста КОС до и после проведения социально- психологического тренинга

На диаграмме первый ряд столбцов — это уровни коммуникативных склонностей до проведения социально-психологического тренинга, а второй ряд коммуникативные способности после проведения социально психологического тренинга. Диаграмма наглядно показывает, как социально- психологический тренинг увеличил уровни коммуникативных способностей у подростков.


До проведения социально-психологического тренинга для подтверждения результатов теста КОС был проведен тест на выявления коммуникативных умений тест оценки коммуникативных умений (А. А. Карелин) для подтверждения результатов диагностики предыдущего теста КОС.

Мы получили следующие результаты, которые отображены в таблице 3 и рисунке 2.

Таблица 3. Показатели коммуникативных умений у подростков

Коммуникативные

умения

Уровень выраженности в %

низкий

средний

высокий

очень высокий

До проведения СПТ

21

15

42

12

После проведения СПТ

2

9

51

35

В результате проведенного теста мы получили следующие данные, которые отображены в таблице. 21% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных умений; у 15% испытуемых коммуникативные умения находятся на уровне среднего; у 42% имеется высоким уровень коммуникативных умений; 12% относятся к группе с очень высоким уровнем коммуникативных умений. После проведения социально- психологического тренинга результаты тестирования повысились, что свидетельствует о влияния социально- психологического тренинга на уровень коммуникативных склонностей.

Диаграмма 1. Уровень коммуникативных умений до и после проведения социально- психологического тренинга

В ходе исследования по наблюдению и беседы и проведенной батарее тестов мы сделали выводы о том, что качество коммуникации изменилось от формального до эмпатии, подростки стали сопереживать своим одноклассникам и взрослым, что является необходимым условием для эффективных межличностных отношений с окружающими людьми.

Таким образом наше предположение о том, что социально- психологический тренинг повышает коммуникативные способности подтвердилось.

2.3 Программа социально-психологического тренинга

Социально-психологический тренинг является эффективным средством для развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Благодаря профессионализму ведущего подростки в группе чувствовали доверие к ним и доверие их к группе. В тренинге подросток мог открыто озвучивать свои переживания, мысли и чувства. Подростки во время социально – психологического тренинга могли быть самими собой, у них появился хороший опыт общения со сверстниками. Эта и подобная информация собиралась после каждой встречи в виде сбора информации и опроса как подростков, так и их родителей.

Общая цель тренинга: развитие коммуникативных способностей подростка.

Основная задача нашего социально- психологического тренинга повышения навыка эффективного общения, понимание невербального общения и развития умения рефлексивного слушания подростка.

Перед разработкой социально- психологического тренинга были изучены опыты применения социально-психологического тренинга в работах психологов: Л. А. Петровской (1982, 1989, 1996 гг.); Т. С. Яценко (1987), В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящевой (1989); А. П. Ситникова (1992, 1996 гг.), И. В. Вачкова (2000), Г. И. Лидерса (2001), О. П. Кодауровой (2002), В. Г. Ромек (2002), Е. В. Сидоренко (2001, 2002 гг.), Т. В. Зайцевой (2002).

После разработки была проведена апробация социально-психологического тренинга.

Программа тренинга состояла из трех основных этапов. На первом- установочном этапе, была проведена диагностика. Второй этап коррекционный. И третий заключительный, который состоял из беседы с родителями и подведение итогов с участниками тренинговой группой.

Были применены следующие методы работы в социально-психологическом тренинге:

1. Групповая дискуссия;

2. Игровые методы;

3. Психогимнастика;

4. Групповая работа со всеми участниками;

5. Индивидуальная работа над проблемой, которая есть практически у всех участников тренинга;

6. Ролевые игры;

7. Элементы АРТ- терапии.

Цели и темы тренинговых встреч были следящие:

1занятие.Знакомство и налаживание доверительной атмосферы в тренинговой группе. Знакомство с правилами тренинга. Была дана теоретическая часть о вербальной стороне общения.

2 занятие. Теоретическая часть состояла из знакомства с невербальной стороной общения и подкреплялась практическими занятиями по этой теме.

3 занятие. Теоретическая часть состояла из знакомства с методами рефлексивного слушания и апробирована эта техника практически всеми участниками.

4 занятие. Теоретическая часть состояла из знакомства с методом Я – сообщения. И разделившись по парам апробирована.

5 занятие. Знакомство с эффективными методами общения. И на практике апробированы.

В конце каждого занятия была проведена процедура обратная связь, для подведения итогов этого занятия.

Разработанная программа показала практическую ценность и методическую доступность для психологов, работающих с подростками.

Выводы по главе 2

При первичном диагносте мы получили результаты исследования:

По тесту КОС в группе большой процент испытуемых (42%) показали уровень коммуникативных способностей на среднем уровне, тогда как уровень организаторских способностей ниже среднего. Высокий уровень коммуникативных способностей всего 10%. Низкий уровень 22 %.

В результате проведенного теста оценка коммуникативных умений (А. А. Карелин) мы получили следующие данные 21% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных умений; у 15% испытуемых коммуникативные умения находятся на уровне среднего; у 42% имеется высоким уровень коммуникативных умений; 12% относятся к группе с очень высоким уровнем коммуникативных умений.

Анализ результатов исследования, проведенного после социально-психологического тренинга, показали существенное изменение коммуникативных способностей подростков тренинговой группы.

Увеличился уровень коммуникативных способностей по результатам обоих тестов. По тесту КОС в группе большой процент испытуемых (35%) с уровнем коммуникативных способностей выше среднего.Высокий уровень коммуникативных способностей всего 11%. Низкий уровень всего 2 %.

В результате проведенного теста оценка коммуникативных умений (А. А. Карелин) мы получили следующие данные: 2% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных умений; у 9% испытуемых коммуникативные умения находятся на уровне среднего; у 51% имеется высоким уровень коммуникативных умений; 35% относятся к группе с очень высоким уровнем коммуникативных умений.

Таким образом мы можем констатировать, о том, что социально- психологический тренинг эффективно повысил коммуникативные способности подростков участников группы.