Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По сути, все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.

Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера:

• осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;

• в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления. На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения:

1) срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года;

2) малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости.

• налог на добавленную стоимость уплачивается один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

• в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малым предприятиям, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающимся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, предоставляются дополнительные льготы:

• в первые два года они освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации;

• в третий и четвертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год –по ставке 25%, в четвертый –50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необходима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства.


В экономической литературе предлагается критерий для определения оценки эффективности государственной и региональной поддержки малого предпринимательства, который равен частному от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательства в соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная государственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет возрастать в большей мере. А если доля выделяемых средств из бюджета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопрос отсутствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия.

На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП –прирост доли ВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN –прирост доли численности работающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике.

Если Д ВВП > Д N, то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если Д ВВП < Д N – снижается.

Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле:

dпд = dотч * (Тмб / Тх),

где dпд –плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством;

dотч –доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период;

Тмб –темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом

в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону;

Тх –темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской Федерации или региону в плановом периоде.

Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле:

Тпт = Тв / Тч,

где Тпт –темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период;

Тв – темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за отчетный или плановый период;

Тч – темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период.

На основе данных критериев можно с достаточной точностью судить о правильности проводимой государственной или региональной политики в области развития малого бизнеса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, недобросовестной конкуренции и т.д. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.

Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

В экономике разных стран вмешательство государства в управление ею подвижно, процессы усиления государственного регулирования сменяются дерегулированием в зависимости от степени вмешательства государства.

Формы и методы государственного регулирования различаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости от состояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от одной системы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.

В переходные периоды, как показывает практика, государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное регулирование в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления Правительства РФ по регулированию некоторых сфер экономики, но утвержденная научно обоснованная стратегическая программа государственного регулирования отсутствует, нет кодекса по государственному регулированию. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.


С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления, и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран, мира.

Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». (Редакция  от 26.07.2017 N 207-ФЗ).
  2. Аузан A.A. Институциональная экономика. Москва: Инфра-М, 2006.
  3. Горфинкель В. Я. Экономика организаций (предприятий) / Горфинкель В.Я., Швандар В.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 608 с.
  4. Беспалов М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие/Беспалов М. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 232 с.
  5. Борзило Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство / Е.Ю. Борзило. - М.: Статут, 2014. - 335 с.
  6. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы : монография / Е. П. Губин. –Репр. изд. –М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. –316 с.
  7. Ершова И. В. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во ВТО, ЕЭС и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
  8. Зарук Н. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.
  9. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория : учебник для вузов / под общ. ред. А. А. Аузана ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. М. : Инфра-М, 2010. - 415 с.
  10. Кнышова Е. Н. Экономика организации: Учебник/Кнышова Е. Н., Панфилова Е. Е. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
  11. Погорелова М. Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос. / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с.
  12. Петросян Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие/Петросян Д. С. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
  13. Резник С. Д. Основы предпринимательской деятельности: Учебник/С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов; под общ. ред. С.Д.Резника - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 287 с.:
  14. Савицкая Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты : монография / Г.В. Савицкая. –2-е изд., перераб. и доп. –М. : ИНФРА-М, 2017. –291 с. 
  15. Фролов Д.П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России: монография / Д. П. Фролов ; Волгогр. гос. ун-т. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2008. - 461 с.
  16. Цыпин И. С. Государственное регулирование экономики: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2017. –296 с. 
  17. Шеменева О. В. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. О. В. Шеменевой, Т. В. Харитоновой. –М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2014. –296 с.
  18. Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Г.А. Яковлев. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.