Файл: Физические и юридические лица. Общее понятие (Понятие и признаки юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Сущность юридического лица

Сложившиеся в цивилистике конструкции, связанные с понятием юридического лица, неприменимы механически в других отраслях права. Поэтому необходимо выработать общее понятие юридического лица для разных отраслей права, выявив общие признаки, характерные для юридических лиц частного и публичного права, определив те особенности, которые свойственны юридическим лицам публичного права, соотнеся их с особенностями юридических лиц частного права, обеспечив сочетание частных и публичных интересов. Необходимо определить правовой статус юридических лиц в связи с новой классификацией и, что немаловажно, урегулировать межотраслевые связи, в которые вступают юридические лица разных уровней.

Если признаки цивилистического понятия юридического лица достаточно устоялись, что нашло отражение в законодательстве (ст. 48 ГК РФ) (организационное единство (организация), имущественная обособленность (собственность или имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении), самостоятельная имущественная ответственность (по общему правилу юридическое лицо, а не его участники несут ответственность по обязательствам юридического лица), выступление вовне (в гражданском обороте, при заключении сделок, в суде в качестве истца или ответчика) от своего имени), то четких признаков, свойственных юридическим лицам публичного права, в законодательстве пока нет, а тем более общих для юридических лиц частного и публичного права. Выявление их необходимо для выработки общего понятия юридического лица.

Проблема поиска сущности юридического лица в целом и акционерного общества в частности составляет одну из фундаментальных проблем гражданского права. Будучи первоосновой для дальнейшей разработки как теоретических, так и нормативных положений, сущность юридического лица издавна привлекала к себе внимание многих отечественных и зарубежных правоведов.

Общепризнанным является воззрение, что конструкция юридического лица рождена потребностями имущественного (гражданского) оборота.

«Предоставление ассоциации прав юридического лица не есть экспроприация членов в пользу какого-то нового субъекта. Добиваясь этих прав, члены союза стремятся не к умалению собственных правомочий, не к изменению своего отношения к общему имуществу, а к созданию более совершенных форм представительства этого имущества вовне, к установлению более удобных условий участия в общей юридической жизни». Иначе говоря, юридическая личность – это правовая форма, позволяющая отделить друг от друга сферы отношений участников организации между собой (внутренние отношения) и их отношений ко всем другим лицам (внешние отношения, отношения гражданского оборота).[5]


Юридические лица наряду с гражданами являются основными участниками гражданско-правовых имущественных отношений. Однако, несмотря на посвященные им многочисленные законодательные акты и даже традиционную для отечественного правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах, а также солидную научную разработку этой проблематики, как сама конструкция юридического лица, так и ее правовой статус до сих пор остаются предметом многочисленных теоретических дискуссий и вызывают ряд серьезных практических проблем.

В связи с этим при разработке и обосновании путей систематизации и упорядочения законодательства о юридических лицах необходимо определить некоторые основополагающие, исходные моменты. Прежде всего, следует вновь подчеркнуть, что конструкция юридического лица рождена потребностями имущественного (гражданского) оборота и представляет собой не межотраслевую, а гражданско-правовую категорию. Ее очевидное и в целом общепризнанное назначение состоит в уменьшении для учредителей (участников) юридического лица риска имущественных потерь путем переложения возможной ответственности за результаты своей деятельности на созданный ими новый субъект права – юридическое лицо.

Статус юридического лица дает какой-либо организации лишь возможность самостоятельного участия в гражданско-правовых имущественных отношениях, но никак не предопределяет ее положения в других (публично-правовых) отношениях, где даже отсутствие такого статуса само по себе никоим образом не влияет на публично-правовое положение соответствующей организации и выполнение ею своих публично-правовых функций.

Развитие законодательства о юридических лицах должно определяться в общих рамках совершенствования гражданского законодательства и его основополагающего акта – Гражданского кодекса. Вопрос же о том, в какой мере нормы этого законодательства объединяются в новый для нашего правопорядка правовой институт гражданского права – корпоративное право, носит главным образом теоретико-познавательный характер. Речь идет о том, в какой мере можно ставить знак равенства между понятиями «корпоративное право» и «право юридических лиц».

Подавляющее большинство известных организационно-правовых форм (видов) юридических лиц, включая и некоммерческие организации, представляют собой корпорации. Но, разумеется, фонды, а также унитарные предприятия и учреждения никак не могут быть отнесены к корпорациям – юридическим лицам, построенным на началах членства, что препятствует включению положений об их правовом статусе в корпоративное право. Вместе с тем надо признать и известную условность последнего понятия. Так, многие классические объединения капиталов в ходе экономического и законодательного развития постепенно преобразовались в «компании одного лица», которые, по существу, лишь используют «корпоративную оболочку».


Юридические лица как хозяйствующие субъекты вступают и в публично-правовые отношения, обратимся к главе 5 ГК РФ, которая в качестве субъектов гражданского права признает Российскую Федерацию, субъекты РФ, а также муниципальные образования, на которые распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования посредством своих органов, которые являются юридическими лицами, приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могут выступать в суде как в России, так и за рубежом.

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами персоны (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами.[6] Поэтому никакое юридическое лицо не может нормально участвовать в гражданских правоотношениях, не имея реального имущества, обособленного отимущества его учредителей (участников), но зато после своего создания оно может выступать в обороте и при отсутствии участников, и даже при отсутствии учредителей. Подобным образом действуют, например, многие благотворительные и иные фонды. Рассмотрение юридического лица в качестве персонифицированного имущества объясняет и тот факт, что у него нет и не может быть никаких личных неимущественных прав, ибо даже его деловая репутация (п. 7 ст. 152 ГК) целиком обусловлена его участием в имущественных отношениях.


Категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота.

Таким образом, юридическое лицо представляет собой лишь прием юридической техники, своеобразные скобки, в которые заключаются отношения между отдельными членами организации. Юридическая личность – это правовой признак организованной совокупности людей, позволяющий данной совокупности в удобной форме участвовать в гражданском обороте.

1.3 Понятия "гражданин" и "физическое лицо", их соотношение

Человек – субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. При рассмотрении вопроса о гражданском правовом положении часто употребляется понятие "личность". Личность - такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Качество личности присуще психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста. Однако признание субъектами гражданского права только личностей явно противоречило бы гражданскому законодательству, признающему субъектом гражданского права любого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Человек рассматривается как существо, соединяющее в себе биологические и социальные начала[7]. Ему присуща форма развития психики – сознание. Однако гражданское законодательство Российской Федерации для обозначения человека как субъекта гражданских правоотношений употребляет другое понятие - "гражданин". Понятие гражданства рассматривается в трех значениях:

1) как субъективное право гражданина на принадлежность к определенному государству;

2) как правоотношение, содержание которого поставляет взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3) как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Отсюда вытекает, что гражданское законодательство, употребляя понятие "граждане", имеет в виду граждан данного государства – Российской Федерации.

Следует заметить, что на территории государства всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств, а также люди, не имеющие определенного гражданства – апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют определенные права и обязанности. Однако гражданами данного государства ни не являются, и, таким образом, не попадают под понятие "гражданин".


Более универсальным является понятие "физическое лицо", которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей, как участников как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны. Например, в германском гражданском уложении соответствующая глава в разделе "Лица" именуется "Физические лица". В названном законе употребляется понятие "человек", но не в значении "гражданин". Следовательно, Германское гражданское уложение имеет в виду человека вообще, физическое лицо.

В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права долго время именовались "граждане" (ст. 9 ГК РСФСР 1964 г.). В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР от 31 мая 1991г., впервые использовалась формулировка "граждане" и в скобках "физические лица".

Остается спорным вопрос, равнозначными ли являются понятия "граждане" и "физические лица". Ряд авторов, в том числе профессор Е.А. Суханов, разделяют эти понятия, считая их близкими по содержанию, но вместе с тем, различными. Употребляя понятие "граждане", закон имеет в виду людей, состоящих в гражданстве Российской Федерации. Но, вместе с тем, закон учитывает, что кроме граждан в пределах РФ находятся и люди, не являющиеся её гражданами – например, иностранцы, лица без гражданства.

Понятие "физическое лицо" можно считать синонимом с понятием "человек", как считает, например, Мейер. Автор говорит о том, что в нашем Отечестве: даже лишенный всех прав состояния не перестает быть правоспособным Рождение, акт отделения младенца от чрева матери - исходный пункт, с которого начинается физическая личность, начало самостоятельного бытия человека, вместе с тем и есть начальный момент его юридической жизни. В законодательстве нашем встречаются определения, которые как бы указывают на то, что личность человека начинается прежде рождения. Так, младенец считается законнорожденным, хотя бы только был зачат в браке, а родился уже по прекращении его; дитя, родившееся по смерти отца, тем не менее, признается его наследником наравне с другими детьми, принимаются меры к охранению интересов младенца, находящегося в утробе материт и т. п. Но эти определения законодательства еще далеки от признания личности зародыша. Если дитя, зачатое в браке, но родившееся по прекращении его, получает права состояния и фамилию отца, то это значит только, что законными детьми считаются не только рожденные в браке, но и другие дети. Точно так же определение законодательства о праве наследования зародыша показывает только, что законными наследниками отца признаются не только дети, родившиеся при его жизни. Таким образом, понятия "граждане" и "физические лица" являются явно не равнозначными[8]. Такое разграничение позволяет четко разделять при регулировании имущественных и личных неимущественных отношений рассматриваемые понятия: если в норме содержится понятия "граждане", это означает, что речь идет о гражданах РФ; если же используется термин "физические лица" – это означает, что помимо граждан Российской Федерации имеются в виду и иностранные граждане и лица без гражданства.