Файл: Документирование и инвентаризация (Документация хозяйственных операций).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКУМЕНТАЦИИ И ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1.1 Документация хозяйственных операций
1.2 Понятие и виды инвентаризации
1.3 Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в экономической деятельности организации
ГЛАВА 2 ИНВЕНТАЦИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МУП ОБЩЕПИТ г. САЛАВАТ
2.1 Характеристика МУП ОБЩЕПИТ
2.2 Организация контрольной службы по проведении инвентаризации товаров и тары
2.3 Инвентаризация товаров и тары на МУП ОБЩЕПИТ. Отражение в учете результатов инвентаризации
ГЛАВА 2 ИНВЕНТАЦИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МУП ОБЩЕПИТ г. САЛАВАТ
2.1 Характеристика МУП ОБЩЕПИТ
Муниципальная производственно-коммерческая фирма по организации школьного питания осуществляет свою деятельность на основании Устава, зарегистрированного Администрацией г.Салавата от 17.06.1992г. №1109.
Фирменное наименование предприятия:
— полное: Муниципальное унитарное предприятие по организации школьного питания;
— сокращенное: МУП ОБЩЕПИТ.
Предприятие в соответствии с действующим законодательством вправе заниматься коммерческой деятельностью. Предприятие находится в ведомственном подчинении Администрации г. Салават. Функции учредителя осуществляет Администрация г. Салават в лице Комитета по управлению имуществом г. Салават. Новая редакция Устава, изменения и дополнения к нему утверждены комитетом по управлению имуществом города, после согласования с территориальным органом управления– Администрацией г. Салават и регистрируются в Регистрационной палате Администрации г. Салават. Освобождение от должности директора предприятия, а также заключения контракта с ним и расторжение его осуществляется в установленном порядке.
Территориальный орган управления– Администрация Советского района г. Салават:
— осуществляет контроль за эффективностью деятельности предприятия, разрабатывает и реализует меры по ее повышению;
— заключает договоры с директором на выполнение муниципальных заказов, контролирует исполнение бюджетных средств;
— согласовывает дополнения и изменения в Устав предприятия.
Учредитель предприятия– Администрацией г. Салават, в лице Комитета по управлению имуществом города:
— утверждает Устав предприятия;
— заключает договор на передачу имущества в хозяйственное ведение;
— осуществляет контроль за использованием имущества, дает разрешение на списание, реализацию, передачу с баланса на баланс, заключает договоры аренды, субаренды нежилых помещений;
— осуществляет приватизацию, реорганизацию и ликвидацию предприятия;
— согласовывает контракт с директором предприятия.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать с указанием своего полного наименования, места нахождения, регистрационного номера, в центре печати изображение Государственного герба РФ, штамп, бланки, фирменное наименование, о также товарный знак (знак обслуживания). Юридический адрес: 453264, Республика Башкортостан, Г Салават, Ул. Октябрьская, 10. Предприятие приобретает права юридического лица с момента его Государственной регистрации. Предприятие не имеет филиалов, представительств, дочерних предприятий. Размер уставного фонда предприятия– 100 тысяч рублей.
Источником формирования имущества предприятия являются:
— имущество, переданное предприятию по решению Комитета по управлению имуществом г. Салават;
— прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
— иные источники, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления г. Салават и Уставом предприятия. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей результатах его деятельности– получение прибыли.
МУП ОБЩЕПИТ осуществляет в соответствии с законодательством РФ следующие виды деятельности:
— обеспечение питания учащихся школ, студентов ВУЗов, средних специальных учебных заведений– детей дошкольных учреждений;
— осуществление производства и реализации кулинарной, кондитерской продукции, полуфабрикатов в соответствии с утвержденными технологическими требованиями, действующими с сфере общественного питания;
— осуществление иных видов производственно-хозяйственной, снабженческо-сбытовой, товароведческой, коммерческой деятельности, незапрещенных законодательством РФ.
Предприятие в своей хозяйственной деятельности преследует следующие цели:
— обеспечение студенческих и школьных столовых горячими обедами, кулинарной, мучной, кондитерской продукцией;
— оказание услуг мелкооптового снабжения;
— обеспечение предприятия квалификационными кадрами;
— развитие и укрепление материально-технической базы предприятия;
— обеспечение максимальных технико-экономических, производственных показателей с минимальными (меньшими) затратами.
Рассмотрим штатное расписание МУП ОБЩЕПИТ
В штатное расписание МУП ОБЩЕПИТ входят следующие структурные подразделения: администрация (директор, главный бухгалтер, экономист, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер), школы №№ 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (заведующий производством, повар, кассир, контролер, оператор моечной машины, кухонный рабочий, буфетчик, уборщица), мучной цех (начальник цеха, контролер, уборщица), прочая группа (старший кладовщик, грузчик, приемщик товаров, экспедитор по перевозке грузов, машинист по стирке столовых скатертей, инкассатор). Структура бухгалтерии: директору комбината питания подчиняются: экономист, главный бухгалтер, старший кладовщик; главному бухгалтеру– заместитель главного бухгалтера, старший кладовщик, инкассатор-кассир, бухгалтер склада, школы №№ 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17, мучной цех; старшему кладовщику подчиняется грузчик.
2.2 Организация контрольной службы по проведении инвентаризации товаров и тары
Главной особенностью торговых организаций и предприятий общественного питания является то обстоятельство, что целый ряд сотрудников являются материально-ответственными лицами, которые осуществляют приемку, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, в связи с чем несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных договоров о полной материальной ответственности. К работникам МУП ОБЩЕПИТ, с которыми заключены индивидуальные договора о полной материальной ответственности, относятся:
1.Ст. кладовщик
2.Зав. Производством
3.Буфетчица
4.Кассир
5.Инкассатор
В МУП ОБЩЕПИТ существует система полной индивидуальной материальной ответственности: старший кладовщик отвечает за склад и все материальные ценности, находящиеся на складе; заведующий производством за весь товар, поступивший на предприятие; буфетчик– за всю принятую продукцию, поступившую в буфет; кассир– за средства в кассе; инкассатор– за перевозимую выручку, сдаваемую в банк. Выявленные недостачи компенсируются из заработной платы соответствующего материально ответственного лица, нанесшего материальный ущерб предприятию. Материальная ответственность наступает с момента оприходования поступившего товара, на основании товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам, т.е. для кладовщика– от момента принятия товаров на склад до их отпуска на кухню и в буфет; для буфетчика– от момента принятия товаров в буфет до их отпуска школьникам, студентам и учителям и получения за них денег; для инкассатора– от момента получения денег до их сдачи в банк. С материально ответственными лицами заключается договор о полной материальной ответственности.
По этому договору работник, занимающий определенную должность, принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей и обязуется:
— бережно относиться к переданным ему на хранение материальным ценностям;
— своевременно сообщать администрации предприятия о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранностей вверенных ему материальных ценностей;
— вести учет и составлять товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках товарно-материальных ценностей;
— участвовать в инвентаризации вверенных ему ценностей.
Администрация предприятия, в свою очередь, обязуется:
— создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему материальных ценностей;
— знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию;
— проводить инвентаризацию материальных ценностей в установленном порядке.
Согласно договора, в случае необеспечения сохранности материальных ценностей, вверенных работнику, по его вине, ущерб определяется в соответствии с действующим законодательством. Действие договора распространяется на все время работы сотрудника предприятия с доверенными ему материальными ценностями. Основным средством контроля за организацией материальной ответственности, позволяющим обеспечивать достоверность данных бухгалтерского учета на предприятии, является инвентаризация.
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии МУП ОБЩЕПИТ следующий:
— инвентаризация основных средств проводится один раз в квартал;
— инвентаризация остатков по счетам баланса проводится до окончания финансового года;
— инвентаризация в складе, буфете, торговом зале и денежных средств проводится один раз в квартал;
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— при смене материально-ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванными экстремальными условиями;
— при реорганизации и ликвидации предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Для проведения инвентаризаций на предприятии имеется постоянно действующая инвентаризационная комиссия состоящая из руководителя предприятия и главного бухгалтера. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Инвентаризация проводится на основании распоряжения о проведении инвентаризации (Приложение). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. На предприятии МУП ОБЩЕПИТ проводятся плановые, сплошные, полные инвентаризации. Выборочные, внезапные и контрольные инвентаризации на предприятии не проводятся.
2.3 Инвентаризация товаров и тары на МУП ОБЩЕПИТ. Отражение в учете результатов инвентаризации
Инвентаризация имущества предприятия проводится по его местонахождению (склад, буфет) и материально ответственным лицам (заведующий производством, старший кладовщик, буфетчик) с периодичностью раз в квартал. Инвентаризации проводится во время, когда поток покупателей является наименьшим. На время инвентаризации предприятие закрывается. Средняя время продолжительности инвентаризации на предприятии– 5-6 часов, согласно структурным подразделениям: школы №№ 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (заведующий производством, повар, кассир, контролер, оператор моечной машины, кухонный рабочий, буфетчик, уборщица), мучной цех (начальник цеха, контролер, уборщица), прочая группа (старший кладовщик, грузчик, приемщик товаров, экспедитор по перевозке грузов, машинист по стирке столовых скатертей, инкассатор).
Этапами проводимых инвентаризаций следующие:
— Проверка фактического наличия товаров на складе, в буфете.
— Проверка денежных средств в кассе.
— Документальное оформление результатов инвентаризации.
— Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
По результатам инвентаризации в кассе кассир составляет кассовый отчет и передает его руководителю предприятия, как главе инвентаризационной комиссии. По итогам инвентаризации оформляется специальные акты. Результаты проверки инвентаризационная комиссия оформляет инвентаризационной описью, актом результатов проверки ценностей. На выявленный бой и лом товаров составляется акт на списание. При наличии больших расхождений инвентаризационная комиссия берет письменное объяснение с материально-ответственного лица, опломбирует помещение (кладовую, склад и т.п.) и сообщает об этом руководителю организации. Окончательные результаты инвентаризации отображаются в бухгалтерии МУП ОБЩЕПИТ. Эта процедура проводится в 10-дневный срок, с момента проведения инвентаризации. На товарно-материальные ценности, по которым выявлены недостача или излишек, заводится сличительная ведомость. В этой ведомости существуют следующие графы: наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость товаров по учетным ценам, недостача или излишек. Результаты инвентаризации тары оформляются составлением сличительной ведомости по каждому виду тары отдельно. Бухгалтерия МУП ОБЩЕПИТ рассчитывает естественную убыль и потери. Выплата ущерба осуществляется, как правило, путем удержаний из заработной платы материально-ответственного лица в размере 20% от нее.