Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1. Понятие и цели налогового учета
1.2. Налоги и налогообложение их значение
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Поступление налогов предприятий в бюджет РФ
2.2. Структура основных налоговых поступлений в бюджет РФ
Налог является сложной системой отношений, которая включает ряд взаимодействующих между собой составляющих. Они называются основные элементы налога. Налог может считаться четко установленным, только если определен уже круг его плательщиков, ну и, конечно, установлены все элементы налогообложения. К ним относятся объект налогообложения, налоговая ставка, период, база, порядок исчисления налога и сроки его уплаты.
К объектам налогобложения относят не только прибыль (доход) граждан и юридических лиц, но и объекты природопользования, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами и прочее.
Конкретный налог всегда имеет самостоятельный и независисмый объект налогообложения. Налоговая база - это не что иное, как физическая, стоимостная или любая другая характеристика любого объекты налогообложения. Участниками налоговых отношений сейчас считаются физические лица и организации - это плательщики сборов, налогоплательщики и налоговые агенты. К ним относятся также государственные налоговые и таможенные органы, органы исполнительной власти, Минфин Российской Федерации.
Сущность налогов обычно проявляется через функции, которые они выполняют. К ним относятся фискальная, экономическая, распределительная, стимулирующая, контрольная, воспроизводственная и социальная функции. Таким образом, в современной экономической системе налоги и налогообложение играют огромную роль.
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Поступление налогов предприятий в бюджет РФ
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2015г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2015г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8%. Это отражено в табл.1.
Таблица 1.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам (млрд рублей)[1]
Январь-август 2015г. |
В % к январю-августу 2014г. |
|||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе |
|||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|||
Всего |
4052,7 |
1572,5 |
2480,1 |
71,6 |
59,4 |
82,4 |
из них: налог на прибыль организаций |
833,6 |
134,2 |
699,4 |
45,6 |
24,6 |
54,5 |
налог на доходы физических лиц |
1052,7 |
- |
1052,7 |
99,4 |
- |
99,4 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
773,4 |
773,4 |
- |
94,3 |
94,3 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
212,5 |
52,0 |
160,5 |
103,4 |
64,4 |
128,7 |
налоги на имущество |
408,2 |
- |
408,2 |
116,1 |
- |
116,1 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
630,1 |
586,3 |
43,8 |
50,8 |
50,2 |
60,3 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
613,6 |
571,2 |
42,4 |
50,4 |
49,8 |
59,4 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1,6 |
0,7 |
0,8 |
55,3 |
127,4 |
36,8 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2015г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.
Всего в январе-ноябре 2015 года в федеральный бюджет поступило 2 718 млрд рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в январе-ноябре 2014года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рис.1.).
Рис.1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-ноябре 2015 года (в %)[2]
В годовом выражении в январе-сентябре поступление налогов и сборов в федеральный бюджет снизилось на треть. Налоговые поступления в России из-за кризиса остаются на довольно низких уровнях. По статистике ФНС, в январе-сентябре 2015 года в федеральный бюджет поступило 2 195 млрд рублей налогов и сборов. Таким образом, снижение поступлений по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 32%.
2.2. Структура основных налоговых поступлений в бюджет РФ
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2015 года составили 1 086 млрд рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2014 года выросли на 10%.
В январе-августе 2015 г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 613,6 млрд рублей, снизившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 49,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2,7 процентного пункта, составив 7,9%. В августе 2014г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 99,8 млрд рублей, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (табл.2.).
Таблица 2.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых[3]
Январь-август 2015г. |
Справочно январь-август 2014г. |
|||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе |
|||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|||
Всего |
613,6 |
571,2 |
42,4 |
1217,9 |
1146,4 |
71,5 |
из него: нефть |
538,3 |
511,3 |
26,9 |
1125,9 |
1069,6 |
56,3 |
газ горючий природный |
48,5 |
48,5 |
- |
63,0 |
63,0 |
- |
газовый конденсат |
4,1 |
3,9 |
0,2 |
6,0 |
5,7 |
0,3 |
прочие полезные ископаемые |
22,7 |
7,3 |
15,3 |
23,0 |
8,1 |
14,9 |
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе-ноябре 2015 года поступило в федеральный бюджет 877 млрд рублей, в том числе на добычу нефти – 792 млрд рублей, газа горючего природного – 67 млрд рублей, газового конденсата – 6 млрд рублей.
По сравнению с январем-ноябрем 2014 года поступления НДПИ снизились в 1,7 раза, что обусловлено снижением цены на нефть
В январе-августе 2014 г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1377,0 млрд рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6%. В августе 2015 г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 158,9 млрд рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,1% (табл.3.).
Таблица 3.
Поступление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование[4]
Январь-август 2015г. |
Справочно январь-август 2014г. |
|||
млрд рублей |
удельный вес в общей сумме поступлений, % |
млрд рублей |
удельный вес в общей сумме поступлений, % |
|
Всего |
1377,0 |
100 |
1355,0 |
100 |
из них: единый социальный налог |
540,8 |
39,3 |
534,7 |
39,5 |
в том числе зачисляемый в: федеральный бюджет |
337,6 |
24,5 |
329,5 |
24,3 |
Фонд социального страхования РФ |
38,8 |
2,8 |
44,6 |
3,3 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
59,8 |
4,3 |
58,1 |
4,3 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
104,6 |
7,6 |
102,5 |
7,6 |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
835,3 |
60,7 |
818,9 |
60,4 |
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-ноябре 2015 года составили 452 млрд рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2014 года выросли на 3,6 млрд рублей, или на 1%.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ в январе-августе 2015 г. составило 833,6 млрд рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 54,4%.
В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2015 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%.
В августе 2015 г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 41,9% (табл.4.).
Таблица 4.
Поступление налога на прибыль организаций[5]
Январь-август 2015г. |
Справочно январь-август 2014г. |
|||||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе |
|||||
млрд рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
млрд рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
Всего |
833,6 |
100 |
134,2 |
699,4 |
1827,0 |
100 |
544,5 |
1282,5 |
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам |
748,3 |
94,1 |
85,6 |
698,7 |
1766,9 |
96,7 |
487,9 |
1279,0 |
с доходов, полученных в виде дивидендов |
40,5 |
4,9 |
40,5 |
- |
50,3 |
2,8 |
50,3 |
- |
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам |
7,9 |
0,9 |
7,9 |
- |
5,5 |
0,3 |
5,5 |
- |
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2015 года составили 168 млрд рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2014 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2015 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же, сколько за весь 2014 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.