Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 5
Введение.
В настоящее время школьная психологическая служба является неотъемлемой частью каждой средней общеобразовательной школы страны. Данная служба появилась в восьмидесятых годах прошлого века, и является формой практической деятельности психологов. В помощи психологов нуждаются все участники учебного процесса: начиная от непосредственно учащихся и их родителей, заканчивая преподавательским составом. В случае с первыми- психолог может быть полезен как в решении проблем личного характера (семейные проблемы или проблемы общения между сверстниками) так и в решении проблем связанных с жизнедеятельностью школы. Так, в случае с преподавателями, психолог может быть полезен в создании оптимальных условий для работы с обучающимися.
Основной целью психологической службы в средней общеобразовательной школе является обеспечение необходимых психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого ученика.
Основными видами направлений психологической службы в школе являются – психологическое просвещение, психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция. Из которых психологическое просвещение своего рода приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
Психодиагностика имеет направление на более углубленное изучение учащегося, выявление его индивидуальных особенностей, выявление причин плохого поведения и обучения.
Психопрофилактика направлена на то, чтобы и у преподавателей и у родителей сформировалась потребность в получении и использовании необходимых психологических знаний о психическом развитии детей на всех возрастных этапах с целью своевременного предупреждения всевозможных нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психологическое консультирование направлено на оказание психологической помощи преподавателям, родителям и школьникам по всем видам жизненных проблем как личного, так и профессионального характеров.
Психокоррекция устранение всякого рода выявленных отклонений.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание необходимых условий, при которых они могли бы получить психолого-педагогические знания и опыт для выстраивания взаимоотношений с учениками и коллегами; осознания и осмысления себя в профессии.
Для родителей психологическое просвещение это ознакомление с актуальными проблемами их детей, насущными вопросами, возникающими в процессе обучения, и решение этих вопросов.
Сами школьники психологически просвещаются во время каких-либо факультативных занятий по психологии, или же во время индивидуального консультирования. Правильно организованная консультативно-просветительская работа школьной психологической службы вносит огромный вклад в повышение эффективности образования.
Психодиагностика.
Психодиагностика - это выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ЗУН, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
Психодиагностика поможет дать ответ на конкретный вопрос, выявить причину определенного психологического явления. Поэтому психолог не просто ставит диагноз, но и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащихся, следит за выполнением рекомендаций и осуществляет часть коррекционно - развивающей работы, которая состоит из нескольких этапов:
- изучение практического запроса;
- формулировка психологической проблемы;
- выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
- выбор метода исследования;
- использование метода;
- формулировка психологического диагноза, которая в свою очередь обязана содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка. Прогноз по двум направлениям: при условии, что с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, что такой работы проведено не будет.
Определим самые важные моменты в каждом этапе. Запрос психологу может поступать от преподавателей, родителей, администрации школы и других участников учебного процесса. Чаще всего это просьбы о помощи в обучении или воспитании ребенка. Во время беседы с психологом формируется психологическая проблема. Это может быть проблема несоответствия педагогического воздействия учителя психологическому развитию ребенка; проблема психологической готовности ребенка к сознательному обучению; проблема социальной адаптации и тревожности и др. (в настоящее время последняя из указанных проблем, стоит наиболее остро).
Исходя из этой проблемы, психолог выдвигает гипотезу о причинах наблюдаемых явлений: неправильное воспитание в семье, недостаточный уровень психического развития, личностные проблемы ребенка и др.
Психопрофилактика.
Психопрофилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Она предполагает:
- ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка;
- своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми и группами детей, так и с педагогами, родителями и теми, кто оказывает влияние на развитие ребенка.
Психопрофилактика в чистом виде применяется весьма редко. Выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии и предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень предполагает использование психодиагностики.
Психологическое консультирование.
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми. Учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.
Выделяют два типа консультирования: прямое и непрямое. В непосредственном контакте с учащимися психолог обычно использует прямое консультирование: работает над решением возникающих у них проблем. Иногда прибегает к непрямому, опосредованному консультированию воспитателей, учителей, родителей. В работе с учителями психолог должен получить информацию обо всех ведущих психических свойствах личности ребенка, о встающих перед ним трудностях, о положительных и отрицательных моментах его жизни. Учитель же часто в своей свободной характеристике ученика описывает некоторые особенности его поведения и успеваемость. Между тем, оценки личностных свойств детей педагогами бывают недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми. В беседе с учителем психологу следует выяснить, какие факты подтверждают его собственные выводы о ребенке. Психолог обязательно работает с родителями детей, встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к знаниям психологии ребенка, помогает осознать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Важность консультирования участников учебного процесса подчеркивают и другие авторы.
Получив консультацию квалифицированного психолога, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корригируя его развитие. Консультирование может проходить не только в форме консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, но и в форме просветительской работы со всеми участниками учебного процесса.
Психокоррекция.
Для организации психологической коррекции психологу необходимо выбрать методы исследования. Это может быть наблюдение, анкетирование, эксперимент и др. Наблюдение психолог может провести во время посещения уроков и различных классных и школьных мероприятий. Важное место занимает анкетирование, причем как учащихся, так и всех участников учебного процесса. Это дает возможность определить уровень эффективности педагогического воздействия, как на отдельного ребенка, так и на учащихся класса или школы в целом. Особая роль может отводиться психологическому эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Продуктивным, а порой необходимым является изучение психологом школьной документации. Это позволяет выявить изменения, которые произошли с ребенком за определенный период времени. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований, ученических тетрадей служит дополнительными источниками информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.).
Психологическая диагностика.
Чаще всего объектом психологической диагностики становится уровень умственного развития ученика, его личностные характеристики, темперамент, социальный статус. По мнению некоторых авторов, с помощью групповой диагностики психолог может изучать индивидуальные особенности учеников с первого по одиннадцатый класс.
Важное значение при получении информации о конкретных учащихся и целых классах имеют экспертные опросы педагогов и родителей. Эти опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ним в различных жизненных ситуациях. Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации, он позволяет:
- выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;
- выявить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения.
Опрос родителей может рассматриваться как вспомогательный метод получения информации об отношении ребенка к школе, о некоторых аспектах его учебной деятельности, психологическом состоянии.
Итак, психологическая диагностика позволяет получить информацию, о тех особенностях каждого ученика, которые скрыты от непосредственного наблюдения: система отношения к миру, к себе и важным видам деятельности; особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.
Психологическая диагностика помогает организовать индивидуальную работу с учащимися, которая, может начинаться еще до их поступления в первый класс. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. По результатам обследования психолог дает индивидуальные советы родителям по подготовке ребенка к школе, общению с ним, его развитию.
Взаимодействие психолога с участниками образовательного процесса.
Взаимодействию психолога со всеми участниками учебного процесса также уделяется важное место в системе работы школьного психолога. Психолог в школе существует достаточно продолжительное время. Между тем, часто он работает изолированно, оторван от педагогического коллектива. Это связано с его особым положением в школе: его считают узким специалистом, а не педагогом. Ему приходится самому искать и определять свое место в педагогическом коллективе. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям. Поэтому на начальном этапе своей деятельности психолог должен сформировать у педагога желаемый образ психолога, обрести эмоциональный статус и авторитет профессионала. Кроме того, ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях и при каких условиях он может быть полезен. В дальнейшем он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения на основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.