Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Понятие и сущность информационного права).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Понятие и сущность информационного права
1.2. Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
1.3. Основные термины и понятия информационной безопасности
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Информационная безопасность как важнейший компонент национальной безопасности
2.2. Основные задачи государственной системы защиты информации
И сервер этот руки пример жизни межотраслевой себе связи услуг информационного лица права права с банковским, нормы гражданским лишены правом закону один жизнь из тысячи файлах других. Между доброе тем, суммы как бизнес показывает тайну анализ лежат законодательства, время правовые себя нормы, права регулирующие права в настоящее прав время однако информационные нормы отношения тайну в России, эпохи не объединены прямо общей всех стратегией однако законодательного карты обеспечения многих этой праве специфичной защите сферы часть жизнедеятельности центр и данная жизни тенденция многих наблюдается массив не только ценные в России, прав но и во всем конце мире. Трудности лежат в правовом доброе регулировании номер связаны чаще и с расширением бумаги использования этой информационно-телекоммуникационных чаще сетей, такой и с их трансграничностью, права но самое вещи главное радио с тем, наука что наука традиционные защите нормы нормы права, иных регламентирующие конце различную этой деятельность, услуг разрабатывались защите без ценные учета июля возможностей связи современных файлах информационно-коммуникационных услуг технологий.
Функции власти информационного однако права:
1. Правотворская - выражается сторон в предоставлении менее субъектам мире информационной всех деятельности также полномочий из-под на нормотворчество;
2. Правоприменение - информационное целях право поиска непосредственно прав регулирует связи социальные только отношения, чего воздействуя первой на них новых с помощью доброе методов, основу установленных обмена законом;
3. Организационно-информационная деятельность является организационной, т. е. направленной на упорядочение социальных отношений в информационной сфере;
4. Координация - обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов информационных отношений;
5. Правоприменение - обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов всех участников информационных отношений[6].
В соответствии с принципами информационного права понимаются основные предположения, которые юридически фиксируют объективные законы общественной жизни, которые проявляются в информационной сфере:
1. Принцип приоритетности прав. В информационном праве это возможно в качестве приоритета прав человека (статья 2 Конституции Российской Федерации), поэтому приоритет прав государства, например, в столкновении интересов государства и личности в правовых отношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайны лица;
2. Принцип свободы для поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любыми законными средствами;
3. Принцип достоверности информации и своевременность ее предоставления;
4. Принцип ограничения доступа к информации только федеральным законом;
5. Принцип открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принцип прозрачности;
6. Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации в создании информационных систем, их эксплуатации и защите, содержащейся в них информации;
7. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о личной жизни человека без его согласия.
Система информационного права включает 6 разделов:
1. Информационное право, как часть внутренней правовой системы: понятие и виды информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь информационного права с другими отраслями права, и т.д.;
2. Информация с ограниченным доступом;
3. Массовая информация;
4. Документированная информация. Библиотечный и архивный бизнес; 5. Информационная безопасность;
6. Ответственность в информационной сфере.
В данной курсовой работе подробно рассматривается роль информационной безопасности в современном обществе.
1.2. Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
Категория «информационной безопасности» возникла с появлением информационного общения между людьми, а также с осознанием того, что люди и их сообщества имеют интересы, которые могут быть повреждены посредством влияния на средства информационных сообщений, присутствия и развитие которых обеспечивает обмен информацией между всеми элементами общества. [7]
При разработке инструментов информационной коммуникации можно выделить несколько этапов:
- первый этап - до 1816 года - характеризуется использованием естественно возникающих информационных коммуникационных инструментов. В течение этого периода главной задачей информационной безопасности была защита информации о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих жизненно важное значение для человека лично или для сообщества, к которому он принадлежал;
- второй этап – начался в 1816 году – связан с появлением и использованием технических средств электросвязи и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехоустойчивости радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком уровне развития, а именно использование шумового иммунного кодирования сообщения с последующим декодированием полученного сообщения;
- третий этап – с 1935 года – появление радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом предоставления информации было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение безопасности радиолокационных объектов от воздействия на их приемные устройства активной маскировки и пассивного имитационного радиоэлектронного воздействия;
- четвертый этап – с 1946 года – изобретение и внедрение электронных компьютеров в практическую деятельность. Задачи информационной безопасности решались, главным образом, путем ограничения физического доступа к оборудованию для извлечения, обработки и передачи информации[8];
- пятый этап – с 1965 года – создание и развитие местных информационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались методами физической защиты средств получения, обработки и передачи информации, объединенной в локальную сеть, путем администрирования и контроля доступа к сетевым ресурсам;
- шестой этап – с 1973 года - использование ультрамобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных требовалось разработать новые критерии безопасности. Появились сообщества хакеров, целью которых является заражение информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, и обеспечение его безопасности является важнейшим и обязательным компонентом национальной безопасности. Формируется информационный закон - новая отрасль международной правовой системы;
- седьмой этап - с 1985 года - создание и развитие глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств поддержки. Чтобы решить проблемы информационной безопасности на данном этапе, необходимо создать макросистему для информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов.
1.3. Основные термины и понятия информационной безопасности
Информационная безопасность человека - это состояние человека, в котором его личность не может быть существенно повреждена, оказывая влияние на окружающее информационное пространство. В процессе информатизации человек стал информационным «прозрачным». Если есть желание и средства, любая доступная информация о конкретном лице может стать доступной и использоваться для его собственных целей другим лицом, группой лиц, общественной группой и государством. Только небольшая часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к их информации. Большинство людей не имеют этой возможности и остаются беззащитными в этом отношении[9].
Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором оно не может быть серьезно повреждено, затрагивая его информационную сферу. Оно основана на безопасности индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, что в первую очередь должно быть связано с информационно-психологическим воздействием. Действие этих угроз может вызвать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение моральных критериев и норм, моральную и политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение людей, групп и массы людей. В результате таких влияний возможны глубокие преобразования индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения в нравственном, политическом и социально-психологическом климате в обществе.
Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором оно не может быть серьезно повреждено, влияя на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.
Организация информационной безопасности – состояние безопасности информационной среды организации, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие.
Информационная сфера состоит из двух компонентов:
- информационно-технического (искусственный мир техники, технологий и т. д.);
- информационно-психологический (природный мир живой природы, включая самого человека)
В качестве стандартной модели безопасности часто цитируется модель из трех категорий:[10]
1. Конфиденциальность – состояние информации, при которой доступ предоставляется только субъектам, имеющим на это право;
2. Целостность – избегайте несанкционированного изменения информации. Целостность может быть разделена на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к правильному выполнению сложных действий (транзакций));
3. Доступность - предотвращение временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, которым были предоставлены права доступа.
В деле обеспечения информационной безопасности успех может принести только комплексный подход.
Выделяют следующие уровни обеспечения ИБ:
- Законодательный;
- Административный (приказы и другие действия руководстваорганизаций, связанных с защищаемыми информационными системами);
- Процедурный (меры безопасности, ориентированные на людей);
- Программно - технический.
Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Большинство людей не совершают противоправных действий не потому, что это технически невозможно, а потому, что это осуждается и/или наказывается обществом, потому, что так поступать непринято[11].
Две группы мер на законодательном уровне обеспечения ИБ:
1. Меры ограничительной направленности - меры, направленные на создание и поддержания в обществе негативного отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности;
2. Направляющие и координирующие меры, способствующие повышению образованности общества в области информационной безопасности, помогающие в разработки и распространении средств обеспечения информационной безопасности.
Самое важное на законодательном уровне - создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий.
Информационная безопасность в Российском законодательстве регулируется следующими нормативно - правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодек;
- Уголовный кодекс;
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации» Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ;
- Другие законы и подзаконные акты.