Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и структура финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы связана с тем, что современная экономическая система России, находящаяся под гнетом санкций со стороны западных держав, не проявляет признаки того, чтобы гарантировать экономический подъем собственными финансовыми ресурсами. В совместном плане Ассоциации региональных банков «Россия» и рейтингового агентства «Эксперт РА» при помощи Социальной палаты РФ «О концепции становления экономической системы РФ: силу, открытость, суверенитет» был проведён тест российской экономической системы.

К главным недостаткам экономической системы были определены её зависимость от внешних рынков, непропорциональность масштабам экономики, неверные денежные цели, нерациональная аллокация денежных ресурсов, недостаток долговременных денежных ресурсов. Вправду, совместные активы денежного сектора оформляют немногим больше 60% ВВП, что мало для действенного сервиса экономики в том числе и по меркам развивающихся государств. В большинстве развитых государств данный показатель выше 300% ВВП. При этом больше 90% активов денежных ВУЗов оформляют активы банковского раздела, но и данный раздел по уровню становления отстаёт от развитых государств. По-прежнему мало развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и иные финансово-кредитные предложение.

Все это повышает необходимость изучения структуры финансовой системы, функционирования ее в целом и отдельных ее структурных элементов

Целью работы является анализ финансов как инструмента регулирования экономики РФ.

Объектом работы выступают экономические отношения по поводу использования и аккумуляции финансовых ресурсов.

Предметом работы выступает функционирование элементов финансовой системы РФ.

Задачи:

1. Проанализировать понятие и структуру финансовой системы РФ.

2. Рассмотреть роль государственных финансов в регулировании экономики.

3. Рассмотреть финансы предприятий как инструмент регулирования экономики.

4. Определить актуальные проблемы и направления совершенствования функционирования отдельных структурных элементов финансовой системы.

Нормативной основой работы являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие.

Научной основой работы являются труды таких авторов, как Анисимов С.А., Бережная Л.А., Крохина Ю.А., Голикова Т.А., Иванов В.В., Колесов А.С. и Марченко Г.Н., а также многих других.

Методологической основой работы являются метод системного анализа, метод сравнительного анализа, метод изучения источников, компаративный метод, метод описательной математической статистики.


Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы.

1. Понятие и структура финансов

1.1. Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. [10, стр. 12]

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. [4, стр. 56]

Рис. 1. Финансовая система РФ [8, стр. 71]

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. [10, стр. 12]

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая системаявляется единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. [16, стр. 12]


Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями Но помимо саморегуляции, большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач: [18, стр. 22]

1)обеспечение крупных структурных сдвигов

2)поддержка приоритетных направлений экономического развития

3)расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике. [14, стр. 32]

В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы п/п, страхование, государственный бюджет.

Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т .д.

Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики исплоьлзуются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т.е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены. [15, стр. 78]

В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов. [16, стр. 55]

Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы , а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т.д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т.к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п. [22, стр. 77]


Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам.

1)Эффективное направление, инвестирование финансовых ресурсов.

2)Поощрительные методы

3)Бюджетные методы

4)Специальные финансовые льготы и санкции

Для того, чтобы действовать на производство, следует выбрать наиболее эффективное решение вложения финансов. Есть четыре основных направления инвестирования:

1)Финансирование технического перевооружения п/п.

2)финансирование затрат, которые связаны с воспроизводством рабочей силы.

3)последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства.

4)совершенствование народнохозяйственных пропорций.

Большое значение в экономическом стимулировании придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов. Эти фонды создаются ан п/п и призваны побуждать рабочих к более эффективному и интенсивному труду, а также заинтересовывать коллективы в улучшении конечных результатов и росте производства. [17, стр. 45]

Большую роль в развитии производства и увеличения его эффективности могут играть и бюджетные стимулы. Их отличие от других в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способны выступать с одной стороны системы платежей в бюджет, а с другой системы бюджетного финансирования. [14, стр. 35]

Важная роль в системе общественного стимулирования принадлежит финансовым льготам и санкциям. К финансовым льготам относятся:

-разрешения на проведение ускоренной амортизации ОФ

-высвобождение от уплаты налогов части прибыли

Санкции усиливают материальную ответственность за конечные результаты деятельности, за нарушение финансовой дисциплины.

1.2. Государственные финансы в регулировании экономики.

Российская Федерация по своему государственному устройству представляет собой федеративное государство, что и обуславливает многоуровневое построение ее бюджетной системы. [8, стр. 14]

Система управления Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему – федеральный центр, субъекты федерации и местное самоуправление, за которыми конституционно закреплен определенный круг предметов ведения.


Рис. 2. Соответствие уровней публичной власти уровням бюджетной системы [Составлено по 2]

Каждый из выделенных уровней в процессе осуществления своих полномочий исходит из определенных ресурсов, имеет свои источники дохода и перечень необходимых для исполнения расходов, что и является основой того, что каждый уровень имеет свой собственный бюджет.

Ниже представлено соответствие уровней публичной власти уровням бюджетной системы. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают и осуществляют исполнение федеральный бюджет. [10, стр. 52]

На 2016 год в состав бюджетной системы Российской Федерации входят:

- федерального бюджета;

- 83 бюджетов субъектов федерации;

- 23 304 местных бюджетов. [25, стр. 14]

Рис. 3. Бюджетная система Российской Федерации [Составлено по 11, стр. 22]

Итак, вопросы бюджетного устройства отражают орга­низационные основы функционирования бюджетной системы государства. В период плановой экономики бюджетное устройство страны строилось на админис­тративных методах управления, а в условиях рыноч­ной экономики — на принципиально иных методах и организационных основах.

Ниже представлены нормативные основы бюджетной системы Российской Федерации. [23, стр. 105]

Бесспорно, бюджетное устройство зависит от на­ционально-государственного и административно-терри­ториального деления государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства причудливо сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. [17, стр. 45]Но бюджетное устройство зависит также и от используемых государством методов управления. В настоящее время российская система бюд­жетного устройства столь же причудливо сочетает в себе административные и рыночные методы управления. Ко­нечно, быстро и безболезненно перестроить бюджетное устройство страны, которое могло бы функционировать на основе рыночных методов управления, сложно, и делается это не сразу. [15, стр. 78]

Тем не менее, Российская Федерация – единое государство, «единая система», поэтому бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, между ними происходит процесс перераспределения бюджетных средств, который носит название межбюджетных трансфертов.

Одной из основных черт современной бюджетной системы Российской Федерации является высокий уровень ее централизации, второй – основным источником межбюджетных трансфертов является федеральный бюджет. [10, стр. 12]