Файл: Органы,осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компетенция в сфере ОРД оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации законодателем ограничена правом проведения оперативно-розыскных мероприятий только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если их проведение не затрагивает полномочий других органов - субъектов ОРД. В частности, борьба с коррупцией отнесена к компетенции ФСБ и ОВД, поэтому проведение ОРМ, направленных на выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками внешней разведки Минобороны, должно осуществляться оперативными подразделениями этих органов. Выявление и пресечение деятельности иностранных разведок, шпионажа, измены родине находится в компетенции ФСБ, соответственно, проведение ОРМ в этой сфере должно осуществляться оперативными подразделениями этих органов.

Вместе с тем ограничение компетенции в сфере ОРД оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации означает, что они не вправе осуществлять целенаправленную оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений, отнесенных к компетенции других органов, либо проводить ОРМ, нацеленные на выявление источников угрозы безопасности Российской Федерации, что отнесено к компетенции другого государственного органа. Они могут выявить такие преступления и источники угроз, однако в случае их выявления должны сообщить об этом в правоохранительный орган или спецслужбу, компетентные осуществлять ОРД в полном объеме; они и должны реализовывать полученную информацию в последующих ОРМ, результат которых с точки зрения действующего законодательства и норм международного права будет признан легитимным. Следует также учитывать, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации не относятся к правоохранительным органам и законодательно не наделены правом борьбы с преступностью. Наделение их правом обеспечения безопасности вызвано практической целесообразностью и ограничивается обеспечением защищенности органа от внешних и внутренних угроз, которая позволяет ему решать возложенные на него законодателем задачи, действиями и мерами превентивного характера. В случае выявления реальных лиц или обстоятельств (фактических данных, информации), свидетельствующих о подготовке или совершении преступных посягательств либо действий, противоречащих интересам безопасности Российской Федерации, указанные подразделения Минобороны обязаны сообщить об этом в соответствующие компетентные органы, которые должны проводить в отношении таких лиц или по проверке информации оперативно-розыскные мероприятия.


3. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

4. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Правоспособность органов - субъектов ОРД при решении задач в сфере этой деятельности обеспечивается совокупностью их обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, которая концентрирует предписания об обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые вытекают из положений других норм комментируемого Закона.

Юридическая обязанность есть должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанностям субъектов ОРД, вытекающим из норм комментируемой статьи, также соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязанность соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности корреспондируется с правом лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, на сохранение в тайне сведений о них, предание гласности которых допускается только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение ОРМ как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др.

Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями ОРД, провозглашенными в ст.1 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД (ст.5).

Данные положения детализируют положения Конституции РФ, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Соответственно, субъекты ОРД, будучи государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Следует отметить, что в ч.1 статьи 14 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" речь идет о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в то время как в ст.1 Закона ставится цель защиты прав и свобод человека и гражданина в целом. Такие различия связаны с тем, что в ст.1 речь идет об общих целях ОРД, на достижение которых ориентирована эта деятельность, а комментируемая статья определяет лишь обязанность принимать меры по защите именно конституционных прав, ограничение которых допускается при проведении ОРМ. Именно поэтому защита конституционных прав законодателем прямо связана с необходимыми мерами, принимаемыми в пределах полномочий органов - субъектов ОРД. Если в ст.1 Закона подразумеваются права, которые могут быть уже нарушены и отдельные из которых уже нельзя восстановить, то в комментируемой статье акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита прав от незаконных посягательств посредством мер, предусмотренных Законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод.


Это согласуется с ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству. Речь идет о так называемом оперативном сопровождении расследования преступлений.

Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими право следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (см. ст. ст.38, 157 и др.). Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст.21 УПК РФ). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст.186 УПК РФ).

Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу - субъекту ОРД, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД, а определение исполнителей поручения - руководителей этих органов.

Российская Федерация является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.

В целях реализации положений конвенций государства-участники при необходимости вправе заключать соответствующие двусторонние или многосторонние соглашения либо иные договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Такие соглашения и договоренности заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определенными в них условиями.


Ввиду государственного суверенитета возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий принадлежит лишь национальным органам, осуществляющим ОРД.

Государства-участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством (напр., ст.4 Конвенции ООН против коррупции, ст.4 Конвенции против транснациональной организованной преступности).

В этой связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании международных запросов правоохранительных органов.

Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, согласно ст.7 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ. Поэтому выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов указанных организаций, органов и спецслужб является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования этого порядка государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением (напр., ст.50 Конвенции ООН против коррупции).

В запросе указываются: наименование органа, обращающегося с просьбой; существо вопроса и характер расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства, к которым относится просьба, а также наименование и функции запрашивающего органа; краткое изложение фабулы дела; описание запрашиваемой помощи и подробная информация о любой конкретной процедуре, соблюдение которой хотело бы обеспечить запрашивающее государство-участник; данные о личности, местонахождении и гражданстве любого соответствующего лица; цель запрашиваемых доказательств, информации или мер.