Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Значение и основные задачи бухгалтерского учета на предприятии).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГлаваIЗначение правильной организации бухгалтерского учета на предприятии
ГлаваIIОрганизационная форма и технология обработки учетной информации на предприятии
2.1.Краткая экономическая характеристика финансового хозяйствующего объекта наблюдения
2.2.Технология организации бухгалтерского учета и основные подходы обработки учетной информации
2.4.Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии
В 2006 году Обществом велась активная работа с проблемными потребителями по обеспечению своевременной оплаты электроэнергии. Благодаря взаимодействию с министерствами и ведомствами федерального бюджета, администрациями муниципальных образований, уровень реализации по потребителям электроэнергии, финансируемым из бюджетов всех уровней, составил 101,7%.
Дебиторская задолженность абонентов за потребленную электроэнергию снижена на 30,8 тыс.руб. и составляет на 31.12.2006 г. 348 859 тыс. руб.
Основным видом хозяйственной деятельности ОАО «Бурятэнергосбыт» являются реализация электрической энергии потребителям региона.
Структура реализации электроэнергии
За отчетный период реализация электроэнергии потребителям ОАО «Бурятэнергосбыт» составила 4 716,2 тыс. руб., 91,5% оплаты получено денежными средствами.
Таблица 1
денежные средства |
Взаимозачеты |
векселя |
|
тыс.руб. |
4 316 878 |
- |
399 304 |
% |
91,53% |
- |
8,47% |
Структура и динамика полезного отпуска электроэнергии, структура абонентской задолженности по отраслям
Наибольшие доли в структуре полезного отпуска электроэнергии по отраслям занимают транспорт и связь (33,1%), промышленность (15,4%), население (16,7%), энергоснабжающие организации (9,4%), и ЖКХ (7,0%). На строительство приходится 1,0%, сельское хозяйство занимает 0,8% и более 16,6% приходится на прочие отрасли.
Таблица 2 Полезный отпуск электроэнергии по отраслям за 2006г
2006 г. |
Полезный отпуск энергии в отчетном периоде |
Доля полезного отпуска |
|
тыс. кВтч |
% |
||
Промышленность |
481 846 |
15,4 |
|
Сельское хозяйство |
26 118 |
0,8 |
|
Транспорт и связь |
1 036 019 |
33,1 |
|
Строительство |
30 330 |
1,0 |
|
ЖКХ |
219 345 |
7,0 |
|
Население |
522 323 |
16,7 |
|
ЭСО |
295 254 |
9,4 |
|
Прочие отрасли |
518 256 |
16,6 |
|
ВСЕГО |
3 129 491 |
100,0 |
2.2.Технология организации бухгалтерского учета и основные подходы обработки учетной информации
Технические аспекты учетной политики
Положение Учетной политики |
Содержание положения |
Основание |
|
Право подписи первичных документов |
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по счетам в банках, кассовым документам, по расчетным договорам изменяющим финансовые обязательства предприятия) подписываются Генеральным директором ОАО “БЭС” и Главным бухгалтером, или уполномоченными на то лицами, в качестве которых выступают лица, на которых оформлены образцы подписей для банковских операций. Право подписи первичных учетных документов устанавливается приказом по ОАО “БЭС”. Кроме того, руководители служб (начальники отделений, отделов) имеют право подписи документов согласно их должностным и функциональным обязанностям. Перечень лиц, имеющих право подписи, определяется соответствующим Положением и утверждается Генеральным директором по согласованию с главным бухгалтером. |
1. Ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете” 2. П. 14 раздела 2 Положения № 34н |
|
Формы первичной учетной документации и внутренней отчетности |
Предприятие принимает первичные учетные документы к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, на предприятии разрабатываются необходимые формы документов на основе ПБУ, методических указаний и инструкций по бухгалтерскому учету и действующих форм первичной учетной документации с учетом потребностей ОАО “БЭС”. Перечень форм с указанием основных и дополнительных реквизитов является приложением к настоящей Учетной политике. При этом подразделения ОАО “БЭС” согласовывают формы с центральной бухгалтерией. Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Формы внутрихозяйственной отчетности разрабатываются на предприятии с учетом потребностей в группировке, систематизации и обобщении информации. |
1. Постановления Госкомстата России от 21.01.03 № 7, от 30 октября 1997 г. № 71а, от 28 ноября 1997 г. № 78, от 18 августа 1998 г. № 88 и от 6 апреля 2001 г. № 26. 2. Ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете”, п. 13 Положения № 34н |
|
Места хранения первичной учетной документации |
Подлинники первичных учетных документов по хозяйственным операциям, созданных в подразделениях, принимаются к учету и хранятся в местах их создания |
Ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете” |
|
Форма бухгалтерского учета |
В ОАО “БЭС” применяется Журнально-ордерная форма (Книга журнал главная) бухгалтерского учета с элементами автоматизации. |
1. Ст. 10 Закона “О бухгалтерском учете”. 2. Методические рекомендации Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.81 № 35/34-Р/426 “По организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники” |
|
Тайна |
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. |
П. 22 Положения № 34н |
|
Порядок организации документооборота и технологии обработки учетной информации |
Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям, утверждаемый Генеральным директором ОАО “БЭС” и закрепленный в “Положении о системе документооборота”. Названным Положением определяются правила, технология обработки, передачи, контроля и хранения учетных документов, в том числе: порядок создания документов порядок проверки документов порядок получения информации для формирования документа порядок и сроки передачи для отражения в бухгалтерском учете порядок передачи документов в архив. |
Ст. 6 Закона “О бухгалтерском учете” |
|
Оценка имущества и обязательств |
Бухгалтерский учет имущества (за исключением основных средств), обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях с копейками, без округления. Основные средства учитываются в рублях. Суммовые разницы от округления относятся на финансовые результаты. Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли в соответствии с требованиями ПБУ 3/2000, при этом в системном бухгалтерском учете регистрируется информация о стоимости активов и обязательств как в рублях, так и в той иностранной валюте, в которой этот актив или обязательство выражены. |
1. П. 25. Положения № 34н 2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и финансовых обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте”, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н |
|
Порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств |
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95. № 49. Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказами руководителя организации. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; |
Ст. 12 Федерального закона “О бухгалтерском учете” |
|
Порядок составления бухгалтерской отчетности для внешних пользователей |
Внешняя бухгалтерская отчетность ОАО “БЭС” составляется в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными актами по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность ОАО “БЭС” формируется бухгалтерией аппарата управления на основании обобщенной информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности с учетом информации, предоставляемой ведущими бухгалтерами подразделений. Бухгалтерская отчетность ОАО “БЭС” составляется в тыс. рублей и представляется в Отдел сводной отчетности РАО “ЕЭС России” для проверки, анализа и формирования сводного отчета в целом по Группе в соответствии с п. 8 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (в редакции от 12 мая 1999 г.) |
1. Ст. 13 Закона “О бухгалтерском учете” 2. Положение “Бухгалтерская отчетность организации, утвержденной приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н |
|
Формы бухгалтерской отчетности |
Формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности на предприятии разработаны на базе форм, рекомендованных Минфином РФ, с учетом дополнительных показателей, вводимых РАО “ЕЭС России. В целях составления промежуточной (месяц, квартал) и годовой бухгалтерской отчетности используются самостоятельно разработанные ОАО “БЭС” формы, состав, содержание, правила формирования которых определяется “Положением о порядке бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности”. |
1. Приказ Минфина РФ “О формах бухгалтерской отчетности организаций” от 22 июля 2003 г. № 67 2. Приказ Минфина РФРФ от 30 декабря 1996 г. № 112. |
|
Порядок представления информации для составления отчетности РАО “ЕЭС России” по МСФО |
В целях формирования РАО “ЕЭС России” консолидированной отчетности по МСФО ОАО “БЭС” систематизирует и передает в РАО “ЕЭС России” финансовую информацию в виде разработанных РАО “ЕЭС России” консолидированных таблиц-расшифровок. |
||
Утверждение и представление бухгалтерской отчетности |
Годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков рассматривается и утверждается общим собранием акционеров. Бухгалтерская отчетность представляется в сроки и адреса, учредительными документами, законодательством Российской Федерации и директивными документами РАО “ЕЭС России”. Утвержденная годовая бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. |
Ст. 15, 16 Закона “О бухгалтерском учете” |
|
Раскрытие информации по сегментам |
На предприятии первичной признается информация по операционным сегментам, вторичной - по географическим сегментам |
||
Рабочий План счетов |
ОАО “БЭС” ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Для ведения бухгалтерского учета всеми подразделениями используется единый Рабочий план счетов, включающий синтетические и аналитические счета и аналитические признаки, разработанный с учетом необходимых требований управления производством и обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы ОАО “БЭС”. В процессе работы необходимо руководствоваться внутренними документами “Рабочий план счетов ОАО “БЭС” и “Методические рекомендации по применению рабочего плана счетов ОАО «БЭС»”, являющимися неотъемлемыми приложениями к настоящей Учетной политике. |
1. Ст. 6 Закона “О бухгалтерском учете. 2. П. 5 Положения № 34н 3. План счетов № 94н. |
2.3 Формы организации бухгалтерского учета на предприятии. Влияние учетной политики на организацию учета
Положение Учетной политики |
Содержание положения |
Основание |
Организационная форма |
Бухгалтерский учет в ОАО “БЭС” ведется бухгалтерской службой как отдельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. |
1. Ст. 6 Закона “О бухгалтерском учете”. 2. П. 7 Раздела 1 Положения № 34н |
Структура бухгалтерской службы |
Бухгалтерская служба представляет собой Отдел бухгалтерского учета, задачей которого является централизованное ведение бухгалтерского учета структурных подразделений и бухгалтерии подразделений, непосредственно возглавляемые ведущими бухгалтерами подразделений. Состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структура, функции и задачи бухгалтерской службы и функциональных служб, выполняющих функции по первичному учету и обработке информации для ее дальнейшей регистрации в бухгалтерском учете устанавливаются в документе “Положение о бухгалтерской службе”, утверждаемом приказом Генерального директора. |
2.4.Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии
В течение девяностых годов шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета в России, применению международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Начали с разработки и внедрения методики бухгалтерского учета для совместных предприятий, во множестве появившихся в конце восьмидесятых годов.
В 1992 году был предложен и начал применяться новый план счетов бухгалтерского учета. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из десяти классов с трехзначной нумерацией кодов синтетических счетов, двумя-тремя резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета. Неприемлемое условие такого перехода - полное изменение кодирования применяемых синтетических счетов, что повлечет необходимость переделки компьютерных программ бухгалтерского учета, дезорганизует работу бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов и других заинтересованных лиц. В связи с этим была предложена трехзначная система счетов, например, 10.3 - Материалы-топливо и т.д. Было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Вводится новый порядок учета накоплений, финансирования капитальных вложений и формирования капитала организаций и предприятий, создаются возможности для учета операций по капитализации арендного имущества, резервов по сомнительным долгам, расчетов с акционерами, вексельного обращения и некоторых других явлений рыночной экономики.
Работа над проектом Закона о бухгалтерском учете показала, что жесткое регламентирование методологии и организации бухгалтерского учета неприемлемо. Нужно переходить к новым регламентирующим документам - стандартам бухгалтерского учета. Первым был утвержден стандарт об учетной политике предприятия, содержащий общие правила бухгалтерского учета, повсеместно применяемые в мировой практике финансового учета и отчетности.
Наконец, был принят стандарт "Бухгалтерская отчетность организации", который максимально приблизил ее структуру и содержание к международным правилам, принятым в Объединенной
Европе и в др. странах. В этом стандарте определено, что достоверной считается бухгалтерская отчетность, основанная на системном бухгалтерском учете, информация которого формируется исходя из принципов и правил, изложенных в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Этот стандарт даст толчок для развития совместных предприятий.
Мировой и наш небольшой российский опыт бухгалтерского учета в интересах налогообложения свидетельствует о том, что никакие параллельные системы учета не нужны.
Тем более что налогооблагаемая прибыль и иные налоговые показатели могут быть получены из бухгалтерской информации путем корректирования бухгалтерских показателей в соответствии с правилами налогообложения расчетным путем и на основе выборки и обобщения необходимых данных из аналитического учета. Сосуществование бухгалтерского и налогового учета в одних и тех же организациях удорожит учет, потребует привлечения новых бухгалтеров, которых и так недостаточно. Неизбежно снижение профессионализма бухгалтерских кадров, что нанесет ущерб всем пользователям бухгалтерской информации, а также интересам фискальной политики.
Т.е. в условиях нестабильности экономической ситуации более остро стоит вопрос о состоянии бухгалтерского учета на предприятии, т.к. многие предприятия выходят на международный рынок и это требует скорейшего усовершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и налогового законодательства.
Заключение
Курсовая работа написана на материалах ОАО «Бурятэнерго» г.Улан-Удэ, имеющим огромное значение в системе электроэнергетики Бурятии, так как является единственным предприятием, которое осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей в республике Бурятия.