Файл: «Разработка регламента выполнения процесса «Расчет заработной платы»».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрим основы для разработки регламента процессов для расчета заработной платы, оплата труда является в предприятии одним из важнейших процессов поскольку основным документом, регламентирующем организацию труда работников и его оплату, является Трудовой кодекс Российской Федерации [6. C. 61]. Выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников независимо от форм собственности и вида деятельности. Нарушение любой статьи Трудового кодекса Российской Федерации является серьезным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке [9. C. 237].

Оплата труда — это система отношений, связанных с осуществлением работодателем выплат работникам за их труд, а также гарантий и компенсаций работникам в соответствии с законами, нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Целью работы является исследование, систематизация и создание автоматизированной информационной системы расчета заработной платы сотрудников бюджетных организаций.

Порядок расчета заработной платы

Расчетом заработной платы занимается бухгалтер. Если предприятие достаточно большое, то в штате имеется штатная единица, именуемая бухгалтер по заработной плате, в обязанности которого входит расчет, начисления, выплата, удержания и прочие действия с заработной платой и другими выплатами и начислениями работника. Расчет заработной платы проводится в начале каждого месяца, необходимо рассчитать и выплатить зарплату работникам до 10 числа текущего месяца. Расчетным при этом является предыдущий месяц (с первое по последнее число месяца). Для начисления и выплаты заработной платы бухгалтер может использовать типовые унифицированные формы ведомостей.

Для расчета и выплаты зарплаты бухгалтер должен выполнить следующие действия:

1) определить положенный за расчетный месяц размер окладной части зарплаты (тарифной ставки) в соответствии с отработанным временем;

2) определить, какие работнику положены дополнительные выплаты, помимо оклада (тарифной ставки);

3) удержать налог на доходы физических лиц;

4) начислить страховые взносы с заработной платы для уплаты во внебюджетные фонды;

5) произвести все прочие удержания с зарплаты работника (аванс, по исполнительным листам, алименты, возмещение ущерба);


рассчитать зарплату с учетом всех начислений и удержаний; выплатить работнику зарплату на руки.

1.1 Основные понятия процессного подхода

Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.

Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.

Целью процессного подхода заключается в создании горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.

В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.

Принцип Процессного подхода основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:


  • Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
  • Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
  • Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
  • Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
  • Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.

Ключевые элементы процессного подхода предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.

К таким ключевым элементам относятся:

  • Вход процесса;
  • Выход процесса;
  • Ресурсы;
  • Владелец процесса;
  • Потребители и поставщики процесса;
  • Показатели процесса.

Рис.1 Схема поставщика ресурсов

Входами процесса являются элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. В качестве входов процессный подход рассматривает материалы, оборудование, документацию, различную информацию, персонал, финансы и пр.

Выходами процесса являются ожидаемые результаты, ради которых предпринимаются действия. Выходом может быть как материальный продукт, так и различного рода услуги или информация.

Ресурсами являются элементы, необходимые для процесса. В отличие от входов, ресурсы не изменяются в процессе. Такими ресурсами процессный подход определяет оборудование, документацию, финансы, персонал, инфраструктуру, среду и пр.

Владелец процесса – процессный подход вводит это понятие как одно из самых главных. У каждого процесса должен быть свой владелец. Владельцем является человек, имеющий в своем распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающий за конечный результат (выход) процесса.

Поставщики и потребители есть у каждого процесса. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.


Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса — это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).

Преимущества процессного подхода заключается в том, что за счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.

Основными преимуществами процессного подхода являются:

  • координация действий различных подразделений в рамках процесса;
  • ориентация на результат процесса;
  • повышение результативности и эффективности работы организации;
  • прозрачность действий по достижению результата;
  • повышение предсказуемости результатов;
  • выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;
  • устранение барьеров между функциональными подразделениями;
  • сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
  • исключение невостребованных процессов;
  • сокращение временных и материальных затрат.

Совершенствование деятельности на основе процессного подхода лежит в основе нескольких популярных и достаточно эффективных концепций по совершенствованию работы организаций. На сегодняшний день можно выделить четыре направления, которые используют процессный подход в качестве главного подхода по повышению эффективности деятельности.

К таким направлениям относятся:

  • Всеобщий менеджмент качества (TQM). Это концепция, которая предусматривает непрерывное повышение качества продукции, процессов и системы управления организацией. В основу работы организации ставится удовлетворение потребителя;
  • Постоянное улучшение процессов (Continuous Improvement Process). Это концепция, которая предусматривает незначительные, но постоянные улучшения процесса, по всем его составляющим. Наиболее известным подходом, в основе которого лежит постоянное улучшение процессов является японский подход кайдзен (kaizen);
  • Совершенствование бизнес-процессов (Business Process Improvement) или управление бизнес-процессами (Business Process Management). Это подход, направленный на то, чтобы помочь организациям оптимизировать бизнес-процессы с целью повышения их эффективности. Изменения процессов осуществляются постепенно, но обязательно на систематической основе;
  • Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Этот подход возник в начале 90-х годов 20-го века. В его основе лежит переосмысление существующих процессов и их радикальное изменение (перепроектирование). В отличие от трех вышеуказанных подходов реинжиниринг предусматривает быстрое изменение процессов. Также в этом подходе значительный упор делается на применение информационных технологий.

1.2 Этапы разработки регламента процесса

Разработка регламентов в любой компании предусмотрена для всех процессов, поскольку используем процессный подход по стандарту ISO 9000. Он делает регламенты обязательным условием. Самый строгий регламент действует для службы сервиса, поскольку её сотрудники проверяют техническое состояние электрораспределительных щитов, газовых подстанций, насосных и водонапорных подстанций. Нарушение действующих норм может привести к критическим последствиям. Поэтому каждый сотрудник работает со своей инструкцией – четко понимая свои задачи и функции.

Разработка регламента производится с учетом всех подразделений, поэтому существуют несколько уровней регламентов:

  • регламент процесса;
  • для подразделений;
  • инструкция для конкретных работников.

Алгоритм разработки регламента включает в себя следующие определения:

  • Определение предмета регламента.
  • Определение ответственного. Отвечать за составление регламент должен ключевой сотрудник, в компетенции которого находится и осуществление данного процесса.
  • Собрание. При создании регламента для процесса, который затрагивает интересы разных подразделений, важное значение отводится его запуск – с собранием ключевых участников процесса. Ответственный объясняет собравшимся важность для компании данного процесса, каким образом будет лучше организовать.
  • Описание процесса. На него влияет конкретный бизнес-процесс. Если предполагается не очень сложный бизнес-процесс, и его этапы отлично осознаются сотрудником, можно поручить разработку регламента ему. Далее он должен обсудить регламент с остальными участниками. Если предполагается сложный процесс, от участника требуется описание своего отрезка работы. Производится сбор материалов с последующим совместным обсуждением.
  • Обсуждение. Базовый текст регламента рассылается участникам рабочей группы, чтобы обсудить положения и внести соответствующие коррективы при необходимости.
  • Утверждение. Текст после обсуждения корректируется и утверждается генеральным директором.