Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексный инвестиционный план — эффективный инструмент содействия формированию агломераций в современных условиях.

2.2. Критерии формирования городской и сельской агломераций в России

При создании агломераций должны соблюдаться следующие принципы:

1) добровольность и общественная воля, сохранение границ существующих муниципальных образований;

2) комплексность подходов к постановке стратегических задач и решению проблем территорий, входящих в агломерацию;

3) существенное финансирование из регионального бюджета;

4) поддержка на федеральном уровне инициатив по созданию сельских агломераций как сетевых структур освоения агроэкономического пространства страны.

Фoрмирoвaние преимущественно городских aглoмерaций и oпределение oтветственнoгo кooрдинaтoрa основываются на «Стрaтегии 2020»[25], вытекают из зaдaч по мoдернизaции экoнoмики стрaны, поставленных Президентoм Российской Федерации, и должны осуществляться по направлениям, представленным в табл. 3.

Переход к планированию и организации агломераций должен подразумевать формирование территорий вокруг одного или нескольких центров. С сельскими поселениями в наибольшей степени связаны те городские поселения, в которых свыше половины жителей занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляют ремонт сельскохозяйственной техники, транспортное обслуживание, чаще всего это существовавшие ранее районные центры, иные малые города и небольшие поселки. Эти города и поселки являются местными центрами, концентрирующими социальную инфраструктуру для ежедневного обслуживания собственного и окружающего сельского населения. Именно такие городские поселения в совокупности с сельскими системами расселения должны создавать взаимосвязанные системы муниципальных образований, которые должны стать основой активизации хозяйственной деятельности и возрождения села. Данные системы взаимосвязанных городских и сельских поселений могут быть объединены в агломерации с целью решения межмуниципальных задач.

Таблица 3

Основные критерии формирования городской и сельской

агломерации в России

Городская агломерация

Сельская агломерация

1

2

Направления создания

Экономические преимущества агломераций

Высокий социально-демографический и экономический потенциал территорий

Создание нормативной базы и эффективной структуры управления

+

Транспорт и доходы от отрасли

-

Рациональная структура поселений

+

Четкое определение роли городских центров в рамках агломерации

Центрами агломерации могут быть как городские, так и сельские поселения

Установление компетенций институтов и ядра (лидеров) сети

+

Глобальная и региональная конкуренция

Конкуренция на внутреннем и мировом рынках

Условия формирования

-

Формирование стратегии устойчивого роста

Четкая специализация различных территорий внутри агломерации

+

Наличие маятниковой миграции

На начальном этапе +, затем переход на принципы воспроизводства населения

Общий потребительский рынок и «рынок капиталов»

+

Сопоставимые стандарты качества и уровня жизни

+

Землепользование в общих интересах

+

Рекреационные связи

+

Укрепление инфраструктуры

+

Координация системы территориального планирования и использования земель

+

Совершенствование социокультурного пространства

Сохранение традиций и перспектив жизни в сельской местности, в малом и среднем городе

Ресурсное обеспечение

Реализация проектов, направленных на решение вопросов в ресурсном обеспечении (стройматериалы, электроэнергия, водоснабжение)


Параллельно должна решаться проблема восстановления малых городов, которые могут стать агломерационными центрами и подцентрами. Объединение сельских и малых городских пoселений в aглoмерaцию позволяет преврaщать территoрию в пространство (ареал) устoйчивoгo и динaмичнoгo рoстa сo знaчительным сoциaльно-экoнoмическим эффектoм.

На этой базе может формироваться новый каркас агроэкономического пространства российской экономики. Малые и средние города получат при включении в агломерацию новые источники для своего возрождения благодаря концентрации, диверсификации производства и формировании полифункциональной структуры экономики.

Создание национального «ребрендинга» в сфере производства экологически чистого продовольствия (продукта) и агротуризма (услуги) должно стать началом формирования сельских агломераций.

Именно на этой основе возникает синтетическое явление аглокластеризации, наиболееочевидным выражением которого выступает качественно новый бренд российской сетевизации. Муниципальные образования, включенные в агломерацию, получат следующие преимущества по сравнению с аналогичными субъектами, действующими автономно: укрепление и подъем сельских поселений, малых и средних городов, преобразование агроэкономического пространства; увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех жителей агломерации пользоваться услугами, доступными проживающим в городах; предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, культурным, торговым и другим возможностям; возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов и связанного с ними сервиса, коммуникаций, образовательной и инновационной инфраструктуры; рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении преимуществ проживания в сельской местности, малом и среднем городском пространстве, что позволит уменьшить миграционный отток населения; возможность более эффективной координации стратегий устойчивого роста.

Основными характеристиками интегрированной территории сельской агломерации должны стать наращивание человеческого потенциала, создание рабочих мест, инфраструктура, экологическое равновесие, защита культурных традиций.

Среди ограничений на пути формирования сельских агломераций в России можно назвать отсутствие специального правового регулирования и системного подхода государства и его регионов в деле формирования и поддержки сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов.


Содействие адекватному формированию агломераций как формы и комплексного инструмента модернизации экономики должно стать важной государственной задачей на перспективу. Следствием процесса сетевизации является возникновение агломерационного и сетевого эффектов, которые позволяют суммировать экономический и демографический потенциал нескольких поселений.

Источниками финансирования проектов сельских агломераций на основе государственно-частного партнерства могут стать средства частных инвесторов, регионального и федерального бюджетов — бюджеты Инвестфонда России, Фонда реформирования ЖКХ, федеральных целевых и ведомственных программ.

Выводы

Для решения стратегических задач по обеспечению удовлетворения национальных интересов страны необходимы стратегия и целевая программа развития сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов страны, укрепление сельских территорий и поселений посредством создания кластерных и агломерационных систем. Целевая программа должна быть направлена на формирование интегрированной социально-экономической территории с высоким качеством жизни населения, диверсифицированной экономикой и инфраструктурой.

Заключение

Сеть – это, во-первых, организационно-правовая форма, в рамках которой осуществляется взаимодействие и интеграция участников экономической деятельности; во-вторых, сеть является институтом, который определяет правила взаимодействия и интеграции экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей.

Особенность сетевых структур заключается в том, что ее участники могут покидать сеть или входить в нее в любое время.

Своим участникам сетевая структура позволяет повысить гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям, а также оперативно выполнять задачи оптимальным или близким к оптимальному способом. Сетевые структуры также позволяют: сконцентрировать деятельность участников сети на ключевых компетенциях и уникальных процессах; существенно сократить и рационализировать структуру издержек; исключить дублирование определенных функций участников сети; привлекать к совместной деятельности партнеров, которые обладают определенными компетенциями и ресурсным потенциалом; эффективно обмениваться информацией между участниками сети и тиражировать передовой опыт.

Выделяют ряд сетевых структур, в зависимости от реализуемых целей. Первый вид предполагает развитие вокруг материнской компании сети фирм меньшего размера. Второй вид сетевых структур, локальные структуры, базируется на совокупности предприятий близких по размеру и действующих в пределах либо одного региона, либо в рамках одного вида деятельности. Основу содружества таких предприятий составляют либо контрактные, либо семейные взаимоотношения. Третий вид сетевых структур известен как стратегический альянс, базирующийся на стремлении получить конкурентные преимущества на глобальном уровне посредством максимизации эффекта совместной работы со всеми участниками альянса. Используя коллективно-сохраняемую информацию, альянс функционирует как единое целое, подстраиваясь под изменения рынка.


Увеличение внутренней самостоятельности и улучшение понимания
своих преимуществ, создает синергетический эффект всей сети в целом, отражаясь, прежде всего, в увеличении дохода. Кооперируясь в рамках сети, компании выступают на рынке уже как единое целое, тем самым создавая для себя дополнительное конкурентное преимущество перед другими аналогичными по осуществляемой хозяйственной деятельности фирмами

Ценообразование между участниками сети базируется не на равенстве
предельных затрат и дохода, и не на равенстве общих затрат и дохода. Более
того, если итоговый продукт реализуется на рынке и цена на него устанавливается именно там, то цены участников зачастую подстраиваются под уже сложившуюся стоимость, распределяя эффект наиболее удобным для членов сети способом.

Сетевые формы становятся актуальны в связи с кризисностью современной не только российской, но и мировой экономики, так как, прежде всего, дают мелким и средним предприятиям ощущение устойчивости и взаимоподдержки со стороны участников сети, давая возможность выбирать наиболее эффективную ценовую политику в складывающихся экономических условиях.

Для решения стратегических задач по обеспечению удовлетворения национальных интересов страны необходимы стратегия и целевая программа развития сетевых структур в агроэкономическом пространстве регионов страны, укрепление сельских территорий и поселений посредством создания кластерных и агломерационных систем. Целевая программа должна быть направлена на формирование интегрированной социально-экономической территории с высоким качеством жизни населения, диверсифицированной экономикой и инфраструктурой.

Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
  2. Брацун Д. А. Сетевая экономика // Электронное учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения / Пермь, 2013.
  3. Бугорский В. Н. Сетевая экономика. М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Гусейнова С. Конфликт удойной силы. 24.08.2009. [Электронный ресурс], — режим доступа: http://www.kommersant.ru.
  5. Ерзнкян Б. А. Сетевая природа кластерной системы и основные направления формирования кластерной стратегии мезоэкономического развития России / Б. А. Ерзнкян, В. А. Агафонов // Экон. наука соврем. России. 2011. № 1. С. 39–48.
  6. Ищенко Н. Кризис расширил торговые площади. // Ведомости, 24.04.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.vedonwsti.ru.
  7. Клименко О. И., Казанцев А. В. Маркетинговое управление сетевым бизнесом // проблемы, перспективы / Белгород, 2011.
  8. Коблова Ю. А. Эволюция форм организации: от иерархий к сетевым структурам / Ю. А. Коблова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. 2013. № 1 (5). С. 54–59.
  9. Колос Н. В., Гатилова И. Н. Сетевая экономика - Белгород, 2011.
  10. Коновалов А. Бизнес в стиле эко: как производить и продавать натуральные продукты. М.: Альпина Паблишер, 2012.
  11. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.
  12. Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика. М.: РАНХиГС, 2012. С. 791–792. URL: http://2020strategy. ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.
  13. Тютюшев А. П. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа / А. П. Тютюшев, М. А. Гасанов, Д. Ю. Васечко // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2011. № 12. С. 121–127.
  14. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. / М: Манн, Иванов и Фербер, 2007.
  15. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М. Ю. Шерешева. – М.: Издат. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
  16. Шуман М. Являются ли крупные государственные корпорации Китая
    серьезной проблемой для глобальной экономики? 16.02.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru.
  17. Юлдашева О. У. Межфирменная кооперация. Сетевые формы организации бизнеса / О. Юлдашева, У. Катенев, В. Полонский [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://news.elteh.ru/arh/ /2007/44/29.php.
  18. Яшева Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: моногр. / Г. А. Яшева. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010.

  1. Коблова Ю. А. Эволюция форм организации: от иерархий к сетевым структурам / Ю. А. Коблова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. 2013. № 1 (5). С. 54–59.

  2. Ерзнкян Б. А. Сетевая природа кластерной системы и основные направления формирования

    кластерной стратегии мезоэкономического развития России / Б. А. Ерзнкян, В. А. Агафонов // Экон. наука соврем. России. 2011. № 1. С. 39–48.

  3. Тютюшев А. П. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа / А. П. Тютюшев, М. А. Гасанов, Д. Ю. Васечко // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2011. № 12. С. 121–127.

  4. Ерзнкян Б. А. Сетевая природа кластерной системы и основные направления формирования

    кластерной стратегии мезоэкономического развития России / Б. А. Ерзнкян, В. А. Агафонов // Экон. наука соврем. России. 2011. № 1. С. 39–48.

  5. Колос Н.В., Гатилова И.Н. Сетевая экономика - Белгород, 2011. – С. 16.

  6. Ерзнкян Б. А. Сетевая природа кластерной системы и основные направления формирования

    кластерной стратегии мезоэкономического развития России / Б. А. Ерзнкян, В. А. Агафонов // Экон. наука соврем. России. 2011. № 1. С. 39–48.

  7. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 13.

  8. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.

  9. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 13.

  10. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.

  11. Яшева Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: моногр. / Г. А. Яшева. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – С. 91.

  12. Брацун Д.А. Сетевая экономика // Электронное учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения / Пермь, 2013. – С. 77.

  13. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. / М: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – С. 34.

  14. Шуман М. Являются ли крупные государственные корпорации Китая
    серьезной проблемой для глобальной экономики? 16.02.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru.

  15. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.

  16. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.

  17. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса / В. В. Маковеева // Вестн. Томс. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163–166.

  18. Ищенко Н. Кризис расширил торговые площади. // Ведомости, 24.04.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.vedonwsti.ru.

  19. Гусейнова С. Конфликт удойной силы. 24.08.2009. [Электронный ресурс], — режим доступа: http://www.kommersant.ru.

  20. Юлдашева О. У. Межфирменная кооперация. Сетевые формы организации бизнеса / О. Юлдашева, У. Катенев, В. Полонский [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://news.elteh.ru/arh/ /2007/44/29.php.

  21. Клименко О.И., Казанцев А.В. Маркетинговое управление сетевым бизнесом // проблемы, перспективы / Белгород, 2011. – С. 12.

  22. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М. Ю. Шерешева. – М.: Издат. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – С. 132.

  23. Коновалов А. Бизнес в стиле эко: как производить и продавать натуральные продукты. М.: Альпина Паблишер, 2012. – С. 23.

  24. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

  25. Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика. М.: РАНХиГС,

    2012. С. 791–792. URL: http://2020strategy. ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.