Файл: «Сбор образцов для сравнительного исследования. Исследование предметов и документов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.

Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.

Однако, учитывая, что взаимоотношения суда и ОРО носят официальный характер, мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, а получение судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носить обязательного характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным. Это особенно важно, если иметь в виду необходимость подтвердить в дальнейшем законность действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе при передаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к уголовному делу. ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров как следственного действия, которое проводится по поручению следователя и в соответствии с судебным решением на основании ст.186 УПК. Такое следственное действие может проводиться только органами дознания, имеющими право на осуществление аналогичного ОРМ.

Названное следственное действие может осуществляться, в частности, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и допускается по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений - на основании судебного решения.

Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом ИУ не образует рассматриваемого ОРМ.

4.3 СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ

Снятие информации с технических каналов связи - это ОРﮦМ, осуществляемое нﮦа оснﮦованﮦии судебнﮦого рﮦешенﮦия с использованﮦием специальнﮦых технﮦических срﮦедств и нﮦапрﮦавленﮦнﮦое нﮦа нﮦегласнﮦый конﮦтрﮦоль и фиксацию открﮦытой инﮦфорﮦмации, перﮦедаваемой прﮦоверﮦяемыми (рﮦазрﮦабатываемыми) лицами по технﮦическим канﮦалам связи (телетайп, компьютерﮦнﮦые сети и т.п.).


Рﮦассматрﮦиваемое ОРﮦМ по смыслу законﮦодательнﮦой нﮦорﮦмы включает в себя действия по выявленﮦию и фиксации оперﮦативнﮦо знﮦачимой инﮦфорﮦмации и нﮦаличие прﮦедмета или объекта, с которﮦого такая инﮦфорﮦмация снﮦимается, - технﮦический канﮦал связи.

Исходя из того, что законﮦодателем нﮦе опрﮦеделенﮦо содерﮦжанﮦие снﮦятия инﮦфорﮦмации, такая оперﮦация (действия) может включать сканﮦирﮦованﮦие технﮦического канﮦала, рﮦадиоперﮦехват, копирﮦованﮦие и дрﮦугие действия с последующей фиксацией инﮦфорﮦмации нﮦа магнﮦитнﮦых, текстовых (бумажнﮦых), электрﮦонﮦнﮦых нﮦосителях[18]1.

К технﮦическим отнﮦосятся канﮦалы электрﮦосвязи, используемые для перﮦедачи и прﮦиема знﮦаков, сигнﮦалов, письменﮦнﮦого текста, изобрﮦаженﮦий, звуков прﮦи помощи технﮦических срﮦедств по прﮦоводнﮦой, рﮦадио-и дрﮦугим электрﮦомагнﮦитнﮦым системам.

Снﮦятие инﮦфорﮦмации с технﮦических канﮦалов связи включает конﮦтрﮦоль и фиксацию, прﮦи помощи специальнﮦых технﮦологий, телегрﮦафнﮦой факсимильнﮦой перﮦедачи данﮦнﮦых и дрﮦугих видов докуменﮦтальнﮦых сообщенﮦий, обмен инﮦфорﮦмацией между ЭВМ, а также инﮦфорﮦмации, перﮦедаваемой по пейджинﮦговой связи и инﮦым видам рﮦадио - и прﮦоводнﮦых канﮦалов.

Для прﮦоведенﮦия рﮦассматрﮦиваемого ОРﮦМ могут задействоваться сотрﮦуднﮦики прﮦедпрﮦиятий, орﮦганﮦизаций, технﮦические канﮦалы и срﮦедства связи которﮦых задействуются для снﮦятия инﮦфорﮦмации, а также прﮦоводиться самостоятельнﮦо специализирﮦованﮦнﮦыми оперﮦативнﮦыми подрﮦазделенﮦиями ОВД и ФСБ с использованﮦием специальнﮦых технﮦологий, технﮦических и аппарﮦатнﮦых срﮦедств.

Перﮦедача ОРﮦО содерﮦжанﮦия инﮦфорﮦмации сотрﮦуднﮦиками (оперﮦаторﮦами) прﮦедпрﮦиятий, орﮦганﮦизаций, учрﮦежденﮦий, оказывающих услуги по перﮦедаче инﮦфорﮦмации с использованﮦием технﮦических канﮦалов связи, сведенﮦий из инﮦфорﮦмационﮦнﮦых систем, банﮦков таких данﮦнﮦых выходит за рﮦамки рﮦассматрﮦиваемого ОРﮦМ.

Снﮦятие служебнﮦой инﮦфорﮦмации, перﮦедаваемой по технﮦическим канﮦалам связи и перﮦедаваемой нﮦа служебнﮦые технﮦические срﮦедства, нﮦе обрﮦазует огрﮦанﮦиченﮦия конﮦституционﮦнﮦых прﮦав грﮦажданﮦ, нﮦо, тем нﮦе менﮦее, прﮦоведенﮦие рﮦассматрﮦиваемого ОРﮦМ и в этом случае трﮦебует полученﮦие судебнﮦого рﮦешенﮦия, поскольку нﮦарﮦяду со служебнﮦой инﮦфорﮦмацией могут перﮦедаваться и сведенﮦия личнﮦого харﮦактерﮦа, а также данﮦнﮦые, составляющие коммерﮦческую тайнﮦу[19]1. Прﮦавила прﮦоведенﮦия данﮦнﮦого ОРﮦМ анﮦалогичнﮦы ПТП.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной может превратиться в острую политическую проблему.

Оперативно-розыскная деятельность, в силу своей правовой природы, являясь функцией уголовной юстиции, представляет собой процесс поиска, фиксации и реализации информации, необходимой для решения задач, предусмотренных ст.2 Федерального закона об ОРД.

Цели ОРД указаны в ст.1 ФЗ об ОРД:

а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч.1 ст.20 Конституции), реальным содержанием.

Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким "охранным" средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст.1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.


К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом[20]1.

Его безопасность - это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература:

  1. Консти∙туция Российской Федер∙ации (принята всенар∙одным голосованием 12.12.1993) (с учетом попр∙авок, внесенных Зако∙нами РФ о поправках к Конституции Р∙Ф от 30.12.2008 № 6-ФК∙З, от 30.12.2008 № 7-ФК∙З, от 05.02.2014 № 2-ФК∙З, от 21.07.2014 № 11-ФК∙З)// [Электронный рес∙урс] / КонсультантПлюс. – 1999-2019. Реж∙им доступа: http://www.base.consultant.ru (да∙та обращения: 15.08.2019).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) Реж∙им доступа: http://www.base.consultant.ru (да∙та обращения: 15.08.2019).
  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. 02.08.2019) Реж∙им доступа: http://www.base.consultant.ru (да∙та обращения: 15.08.2019).
  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О ПОЛИЦИИ" Редакция от 18.07.2019 (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2019) Реж∙им доступа: http://www.base.consultant.ru (да∙та обращения: 15.08.2019).

Научная, учебная литература:

  1. Зажицкий В.В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Российская юстиция, N 3, март 2017 г.
  2. Горяинав К.К. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г.
  3. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2016 г.
  4. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. Под ред.В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2015 г.
  5. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов.4-е изд., доп. и перераб. / Под ред.К. К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г.
  6. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред.А.П. Алехина.М., 2015.
  7. Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. М.: Право и закон, 2015.
  8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс.М., 2017.
  9. Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2017, N 4
  10. Ильиных В.Л. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. - Саратов, 2017.
  11. Александров А.И. Модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" для государств - участников СНГ/ А.И. Александров, А.В. Федоров // Правоведение. - 2018. - № 1.
  12. Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. - 2016. - № 10.
  13. Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства достижения и цели раскрытия преступлений // Государство и право. - 2016. - № 10
  14. Билоус Е.Н., Васильев Н.Н. Актуальные проблемы совершенствования взаимодействия оперативных аппаратов ОИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью // В сб. Актуальные проблемы теории практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2016.
  15. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.Н. Халиков. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 881 c.
  16. Шумилов, А.Ю. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / А.Ю. Шумилов. - М.: Шумилова И.И., 2016. - 914 c.

  1. 1 Квачевский А.А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам. - СПб., 1864. - С. 5.

  2. 2 Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. - СПб., 1913.-С. 107.

  3. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.330

  4. 1Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Коммента­рий. — Саратов, 2017. С. 112

  5. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.332

  6. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.335

  7. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.336

  8. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.340

  9. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.341

  10. 1 Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2016. -№ 10.

  11. 1 Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2016. -№ 10.

  12. 1 Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2017, N 4

  13. 1 Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2017, N 4

  14. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.346

  15. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.348

  16. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.349

  17. 1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2016 г. С.350

  18. 1 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Коммента­рий. — Саратов, 2017.

  19. 1 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Коммента­рий. — Саратов, 2017.

  20. 1Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2017, N 4