Файл: Учет горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При выборе темы курсовой работы мы остановились на учете горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин.

Как известно, при техобслуживании автомобиля при замене запчастей или иных расходных материалов (масло, аккумулятор, шины и др.) следует учитывать, «отработан» ли установленный для них ресурс (норматив).

Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются готовые детали, узлы, используемые для замены изношенных при проведении ремонтов, а также шины транспортных средств в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Производственные запасы (материалы, топливо, смазочные материалы, запасные части, агрегаты. автомобильные шины и др.) являются предметами труда и предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства. С производственными запасами связаны различные хозяйственные операции: приобретение у поставщиков. внутреннее перемещение, отпуск и производство, отпуск на непроизводственные нужды и т. д.

  1. Краткая характеристика акционерного общества

ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 28 марта 1997 года № 80 путем преобразования государственного предприятия строительно-монтажного треста № 16 «Нефтестрой» в соответствии с законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах с дополнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Акционерное общество зарегистрировано 4 июня 1997 года решением Витебского областного исполнительного комитета № 252


Акционерное общество наделено правом юридического лица, свою деятельность осуществляет как генподрядная организация на основе строительного баланса в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом, утвержденным общим собранием акционеров ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» 6 марта 2003 года, с изменениями и дополнениями от 5 ноября 2009г.

ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» представляет собой единый производственный комплекс, в состав которого входят, по состоянию на 01.01.2010 г.:

- 3 генподрядных общественных филиала СУ – 121, СУ – 126 и СУ – 155

- Специализированное отдельное управление СУ – 124

- Управление механизации УМ – 141

- Завод крупнопанельного домостроения (КПД)

- Столовая №2

Численность работающих в АО на 01.01.2010 г. – 2037 человек

В настоящее время ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» производит работы в городах Новополоцк, Полоцк, Миоры, Верхнедвинск, Полоцком и Верхнедвинском районах. [Приложение 1]

  1. Горюче-смазочные материалы и их роль в обеспечении технологических нужд

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) необходимы для технологических нужд, эксплуатации средств, выработки энергии и для отопления зданий. Учет ГСМ ведётся на счете 10/3 «Топливо».

Горюче-смазочные материалы учитываются в местах хранения на карточках или в книгах складского учета отдельно по автомобилям и материально ответственным лицам. Списание осуществляется на основании лимитно-заборных карт или накладных-требований на отпуск материалов. Отпущенные водителю нефтепродукты отражаются в ведомостях учета и в путевых листах. На основании путевых листов в течении месяца ведутся накопительные карточки по учету расхода топлива. В конце месяца делаются замеры топлива в баках и оформляется акт на замер топлива. Затем на основании сверки данных по учету расхода топлива по накопительным карточкам и акта на замер топлива определяется фактически израсходованное топливо по количеству и стоимости. Затем фактически израсходованные ГСМ сравнивают с установленной нормой расхода и выявляют отклонения. Если фактически расход топлива меньше чем по норме, водителю выплачивается премия от суммы экономии топлива. Если допущен перерасход, то он удерживается с водителя. Если организации получают услуги автозаправочной станции и отпуск осуществляется на основании электронных карт, то организация потребитель осуществляет предоплату и на данную сумму АЗС осуществляет отпуск топлива. В конце месяца АЗС предоставляет потребителю справку, в которой дается расшифровка по использованию ГСМ, указывается количество использованных ГСМ и общая стоимость. Если водитель приобретает ГСМ за наличные деньги то ему выдаются денежные средства под отчет, за использование которых он отчитывается авансовым отчетом и прилагает путевые листы подтверждающие расход топлива.


Для приобретения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) по талонам предприятие заключает договор купли-продажи с продавцом ГСМ, который организует отпуск топлива через определенную сеть АЗС. Перечень АЗС, на которых можно производить заправку, приводится в договоре. Оплатив определенное договором количество топлива соответствующей марки, организация получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС.

Если предприятие приобретает литровые талоны (на них указан вид топлива и литраж), то изменение цен, произошедшее после оплаты талонов, никак не повлияет на оценку ГСМ в учете, и топливо будет отражаться по цене его приобретения.

Учет талонов на ГСМ на предприятии должен отражать информацию о талонах, имеющихся в организации и выданных водителям под отчет, о марках топлива, отпускаемого по талонам, и другие данные.

Учет талонов ведется материально ответственным лицом, назначаемым приказом руководителя организации, которое, как правило, осуществляет получение талонов от поставщиков и отпуск их водителям. В случае если талоны на заправку топлива получают другие лица, то они обязаны в день получения этих талонов сдать их материально ответственному лицу для их оприходования и хранения. Получив талоны, материально ответственное лицо на основании товаросопроводительных документов поставщика составляет приходный ордер по форме М-4 согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114, и сдает его вместе с другими приходными документами в бухгалтерию организации.

  1. Горюче-смазочные материалы и их значение в хозяйственной деятельности организации

Многие предприятия могут использовать жидкое и газообразное автомобильное топливо. К жидкому топливу относят бензин и дизельное топливо. При поступлении топлива на склад материально ответственное лицо осуществляет приемку по количеству и качеству на основании сопроводительных документов поставщиков.

Во время приемки нефтепродуктов на склад заправщик производит проверку товарных и сопроводительных документов и замера транспортного резервуара, устанавливает количество и массу доставленного нефтепродукта и контролирует наличие в нем подтоварной воды. В случае обнаружения подтоварной воды она полностью сливается.


Хранение горюче-смазочных материалов предприятиями должно осуществляться на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, стационарных пунктах заправки транспортных средств. Учет нефтепродуктов в местах хранения ведется материально ответственными лицами в книгах или карточках складского учета раздельно по каждому наименованию и марке горючесмазочных материалов в единицах массы. На основании оформленных в установленном порядке первичных документов по движению горюче-смазочных материалов в карточки заносятся данные по приходу и отпуску нефтепродуктов и выводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последней операции дня.

Отпуск со склада горюче-смазочных материалов осуществляется на основании лимитно-заборных карт, накладных на внутреннее перемещение, ведомостей учета их выдачи. Выдача топлива водителям производится в единицах объема (литрах), а смазочных материалов в единицах массы (килограммах). Количество отпущенных водителям нефтепродуктов отражается в ведомости учета выдачи горючесмазочных материалов и путевом листе. В ведомости за полученные нефтепродукты расписывается водитель, а в путевом листе - материально ответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы.

На основании первичных документов по движению горюче-смазочных материалов (товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов) материально ответственное лицо составляет отчет о движении горюче-смазочных материалов, который проверяется и подписывается лицом, возглавляющим службу топливно-энергетических ресурсов, или другим лицом, уполномоченным руководителем автотранспортного предприятия. Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем, представляется в бухгалтерию и служит основанием для отражения в учете движения горючесмазочных материалов.

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 3 «Топливе» по видам материалов, местам хранения и материально ответственным лицам по следующим аналитическим счетам:

* 10.31 «Топливо на складах»;

* 10.32 «Топливо в баках транспортных средств»;

  • 10.33 «Топливо по кредитным картам»;
  • 10.34 «Отработанные нефтепродукты».

На аналитическом счете 10.31 «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных). Основание для записей по дебету аналитического счета 10.31 «Топливо на складах» являются первичные документы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочных материалов материально ответственными лицами. По кредиту данного счета производится списание горюче-смазочных материалов с подотчета материально ответственных лиц на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, требований, лимитно-заборных карт, накладных. При этом делаются следующие записи;


1. Дебет субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств, в кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» - стоимость отпущенного топлива водителям по учетным ценам на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов.

2. Дебет субсчетов 20.3 «Расходы по эксплуатации транспорта», 23.5 Эксплуатация мелких транспортных, хозяйств», 2.3.3 «Ремонт основных средств», 26.2 «Накладные расходы»:

  • Кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» - стоимость отпущенных смазочных материалов.
  • Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - сумма отклонений в стоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов.

Учет нефтепродуктов на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» ведется по автотранспортному предприятию в целом, автоколоннам, бригадам и т. д. В течение месяца на основании записей в путевых листах после сверки их с ведомостями учета выдачи и возврата топлива заполняется карточка учета расхода топлива, открываемая на каждый автомобиль. На предприятии на одном автомобиле могут работать несколько водителей, а один водитель в течение месяца может работать на нескольких автомобилях, поэтому в карточке по каждому путевому листу указывают фамилию и инициалы водителя. В ней также записывают пробег автомобиля, грузооборот, движение топлива (остаток на начало и конец дня, сколько выдано, возвращено, фактический и нормативный расход) я результат работы (экономия или перерасход топлива).

Остаток топлива в баках автомобилей, учтенный на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию топлива в баках, что ежемесячно подтверждается актом снятия остатков в баках автомобилей.

По данным карточек учета расхода топлива и замеров остатков в конце отчетного месяца, подтвержденным актом снятия остатков, определяется стоимость нефтепродуктов, фактически израсходованных при эксплуатации транспортных средств.

На основании данных карточек учета расхода топлива ведутся лицевые карточки водителей, где исходя из путевых листов указывают на каждый день месяца их номера, марку и номер автомобиля, расход топлива по норме и фактически, экономию или перерасход. По данным лицевых карточек водителей в целом за месяц составляется сводная ведомость расхода топлива. В ней указывают фамилию и инициалы водителей, номер и марку автомобилей, остатки топлива на начало и конец месяца, поступление, нормативный и фактический расход, а также экономию и перерасход топлива. Ведомость представляется руководителю автотранспортного предприятия для принятия мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальной экономии. На основании принятого руководителем предприятия решения стоимость перерасходованного топлива сверх утвержденных норм подлежит взысканию водителей транспортных средств по рыночным ценам.