ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2019

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 18. Правотворчество


  1. Понятие, субъекты правотворчества.

  2. Виды и принципы правотворчества.

  3. Основные стадии принятия закона.

  4. Понятие систематизации ее виды.


1. Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество. Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования.

Правообразование - длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей:

  1. включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.);

  2. опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа.

Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии.

1) предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий.

2) официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.

Субъекты правотворчества:

- правотворчество народа путем референдума (в соответствии с Конституцией РБ для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться референдумы. Участие государства в процедуре принятия нормативных решений непосредственно народом является минимальным. Оно заключается в объявлении референдума, «оформлении» его результатов, опубликовании и введении принятого решения в действие);

- правотворчество компетентных государственных органов(должностных лиц) (нормы права создаются ими и исходят прямо от них. Функцией правотворчества обладает Президент Республики Беларусь, Национальное собрание (Парламент), Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства, местные Советы, исполнительные комитеты, их управления и отделы, руководители предприятий, учреждений, организаций и другие, каждый из обладает правотворческими полномочиями в пределах своей компетенции, закрепленной Конституцией);


- правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий (когда государство осуществляет санкционирование норм этих организаций. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу. Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем актам придается юридическое значение и они не нуждаются в последующем утверждении).


2. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие:

1. Демократизм и гласность правотворчества.

2. Профессионализм правотворчества.

3. Законность правотворчества. \

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.

5. Гуманизм правотворчества.

Принципы норматворчества:

конституционности;

соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;

приоритета общепризнанных принципов международного права;

защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;

научности;

системности и комплексности правового регулирования общественных отношений

Правотворчество делится на следующие виды:

1) по субъекту:

- правотворчество народа путем референдума;

- правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

- правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.

2) по юридической силе:

- законотворчество;

-разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;

- разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.

3) по содержанию нормотворческой деятельности:

- подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;

- изменение и дополнение нормативных правовых актов;

- отмена нормативных правовых актов.


3. Законотворчество – это вид правотворческой деятельности, специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон.

Основные стадии:

Законодательная инициативаэто официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган;

Согласно Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту;

• депутатам Палаты представителей;

• Совету Республики;

• Правительству;

• гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.


  1. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;

  2. Обсуждение законопроекта сначала в палате, затем в Совете Республике;

  3. Принятие законодательных актов: Законопроект принимается Палатой представителей простым большинством голосов от ее полного состава. (56 голосов депутатов Палаты представителей). После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в течение пяти дней, который должен рассмотреть законопроект в течение не более чем двадцати дней. Законопроект становится законом, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики, закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона;

  4. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

Официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов РБ, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале. Датой официального опубликования правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале.

Официальное опубликование правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале и обнародование правовых актов в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов РБ» осуществляются в полном соответствии с подписанными подлинниками на том государственном языке (языках), на котором они приняты, и с учетом требований, установленных законодательными актами.

Вступление в силу законодательных актов.

Декреты Президента РБ и законы РБ вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ и иные нормативные правовые акты, за исключением указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если в этих актах не установлен иной срок.

Постановления палат Парламента – Национального собрания РБ вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если иное не предусмотрено настоящим Законом.



4. Систематизация законодательства – это обработка законодательства с целью проведения его в единую согласованную систему.

Виды:

Инкорпорация — это форма систематизации, когда нормативные акты объединяются полностью либо частично в разного рода сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

Деление инкорпорации:

I) в зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится:

а) официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа, который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание, которое носит официальный характер. (т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов и на его материалы можно ссылаться);

б) официозная инкорпорация (полуофициальная) — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер;

в) неофициальная инкорпорация осуществляется субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права:

II) по характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на:

а) хронологические собрания - нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания,;

б) систематическиепо тематических разделам в зависимости от содержания акта, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу.

Консолидация законодательства это форма систематизации, в процессе которой нормативные акты по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.

Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

Виды кодификационного акта

1) кодекс это сводный акт, детально регулирующий определенную сферу отношений, который:

- либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс);

- либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде).


2) уставэто комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Нацбанка РБ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железной дороги).

3) положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РБ и др.).

4) правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Свод законов – это высшая форма систематизации, основанная на инкорпорации, консолидации, кодификации. Осуществляется высшим законодательным органом. В свод законов в строгом порядке включаются не только законы, но и важнейшие подзаконные акты.

Учет нормативных актов - сбор действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных по запросам. журнальный учет.

картотечный учет.

ведение контрольных текстов действующих нормативных актов.

автоматизированный учет законодательства