ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 2294
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. «ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Тема 2. «СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»
Тема 3. «СОВРЕМЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»
Тема 4. «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕГАМИРЕ»
Тема 5. «СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
Тема 6. «ОСНОВЫ УЧЕНИЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ»
Тема 7. «ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА»
в) точка, в которую превратится расширяющаяся Вселенная;
г) точка, в которой сосредоточена жизнь во Вселенной?
4.53. Укажите излучение, называемое реликтовым:
а) излучение, возникшее в начальные этапы существования Вселенной;
б) излучение, выходящее из недр Земли;
в) излучение, которое соответствует спектру ультрафиолетового излучения;
г) излучение, которое соответствует спектру абсолютно черного тела;
д) верны ответы а) и б);
е) верны ответы а) и в);
ж) верны ответы а) и г);
з) нет верных ответов.
4.54. Космология – это наука, изучающая:
а) происхождение Вселенной;
б) состав и структуру Метагалактики;
в) возникновение звезд;
г) состав и структуру галактик.
4.55. Большую часть вещества во Вселенной составляют:
а) кремний и углерод;
б) углерод и водород;
в) кислород и гелий;
г) водород и гелий.
4.56. Вселенная однородна, поскольку она:
а) расширяется;
б) имеет одинаковые свойства во всех точках;
в) имеет одинаковые свойства по всем направлениям;
г) находится в «горячем» состоянии.
4.57. Укажите форму, которую имеет наша Галактика:
а) эллиптическую;
б) шаровидную;
в) спиральную;
г) неправильную.
4.58. Укажите, из чего состоит внешняя часть Солнца (его атмосфера):
а) из ядра, конвективной зоны и короны;
б) из фотосферы, хромосферы и короны;
в) из ядра, области лучистого переноса энергии и короны;
г) из фотосферы, конвективной зоны и области лучистого переноса энергии.
4.59. Укажите вещество, образующееся из известняка под влиянием повышенного давления и высоких температур:
а) мрамор;
б) кварцит;
в) гранит;
г) уголь.
4.60. Месторождения нефти и газа связаны с тектоническими структурами:
а) гор;
б) равнин;
в) дна океана.
4.61. Мировой океан включает в себя:
а) все моря и океаны;
б) все океаны и находящиеся под ними подземные воды;
в) все океаны и льды Антарктиды;
г) все океаны
4.62. Укажите среднее содержание солей в водах Мирового океана (в процентах от общей массы воды):
а) 35;
б) 1;
в) 3,5;
г) 10.
4.63. К континентальным водным бассейнам относят:
а) озера, моря, реки, болота;
б) озера, реки, болота, водохранилища;
в) реки, заливы морей, моря, болота;
г) реки, озера, водохранилища, заливы морей.
4.64. В каком состоянии могут находиться подземные воды на глубине 1 км:
а) только в жидком состоянии;
б) и в твердом, и в жидком состоянии;
в) только в твердом состоянии;
г) только в парообразном состоянии?
4.65. С увеличением высоты над поверхностью Земли температура воздуха возрастает:
а) в тропосфере и мезосфере;
б) в стратосфере и термосфере;
в) в экзосфере и тропосфере.
4.66. Из чего преимущественно состоит над поверхностью Земли воздух:
а) из углекислого газа и азота;
б) из водорода и гелия;
в) из азота и кислорода;
г) из азота и озона?
Тема
5. «СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА
БИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ»
5.1. Первые возникшие на Земле многоклеточные организмы относятся к типу:
а) членистоногих;
б) плоских червей;
в) кишечнополостных;
г) сине-зеленых водорослей.
5.2. Среди последующих утверждений выделите одно НЕкорректное:
а) клетки являются фундаментальными единицами жизни;
б) у всех клеток есть стенки;
в) все организмы состоят из одной и более клеток;
г) новые клетки возникают при делении других клеток.
5.3. Укажите схему, где НАРУШЕНА иерархия организации материи (учтите, что все схемы неполные):
а) элементарные частицы → молекулы → живая клетка;
б) атом → макромолекула → органеллы клетки;
в) органеллы клетки → макромолекула → живая клетка;
г) элементарные частицы → атом → молекула.
5.4. Укажите науку, изучающую закономерности наследственности и изменчивости любых живых организмов:
а) молекулярная биология;
б) генетика;
в) биофизика;
г) цитология;
д) биогеохимия.
5.5. Укажите название полинуклеотида, играющего важнейшую роль в энергетике клетки:
а) информационная рибонуклеиновая кислота (и-РНК);
б) дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК);
в) аденозинтрифосфорная кислота (АТФ);
г) транспортная рибонуклеиновая кислота (т-РНК).
5.6. Область существования и функционирования живущих на Земле организмов – это:
а) гидросфера;
б) биосфера;
в) биоценоз;
г) атмосфера;
д) литосфера.
5.7. Укажите простейшие формы жизни (организмы), НЕ имеющие клеточного строения и состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки:
а) вирусы;
б) бактерии;
в) грибы;
г) инфузории;
д) водоросли.
5.8. Класс животных, у которых поддерживается постоянная температура тела, это:
а) земноводные;
б) млекопитающие;
в) пресмыкающиеся;
г) насекомые;
д) протисты.
5.9. Что является одной из главных характеристик любого живого организма:
а) наличие нервной системы;
б) теплокровность;
в) клеточное строение организма;
г) наличие первой сигнальной системы?
5.10.
Вещество (-а) различного химического
состава, способное
(-ые) подавлять
рост бактерий и даже убивать их, это:
а) антибиотик;
б) бактериофаг;
в) антисептик;
г) антивирус;
д) антитела.
5.11. Высокомолекулярные органические соединения, входящие в состав клеточного ядра и играющие важную роль в передаче наследственных признаков, это:
а) нуклеиновые кислоты;
б) аминокислоты;
в) ферменты;
г) белки.
5.12. Процесс разложения органических веществ главным образом под влиянием микроорганизмов или ферментов – это:
а) окисление;
б) восстановление;
в) брожение;
г) горение;
д) тление.
5.13. Укажите перечень биологических наук, который правильно выбран по объектам исследования:
а) эмбриология, цитология, гидробиология, генетика, ботаника;
б) физиология, микробиология, биоэкология, анатомия, бактериология;
в) вирусология, зоология, антропология, морфология;
г) антропология, зоология, ботаника, бактериология, вирусология;
д) морфология, анатомия, бактериология, физиология, ботаника.
5.14. Ген – это:
а) молекула ДНК;
б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы полипептида (белка);
в) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке;
г) нет верного ответа,
д) все ответы верные;
е) верны ответы б) и в).
5.15. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать:
а) инфракрасное излучение;
б) излучение в сине-зеленой части спектра;
в) излучение в желто-красной части спектра;
г) ультрафиолетовое излучение.
5.16. Продукт фотосинтеза ведет к образованию:
а) озоновых дыр в атмосфере;
б) нуклеиновых кислот в живых организмах;
в) кислорода в атмосфере;
г) углекислого газа в атмосфере.
5.17. Носителями генетической информации в живых организмах являются:
а) ферменты;
б) нуклеиновые кислоты;
в) белки;
г) дезоксирибоза;
д) аминокислоты.
5.18. Укажите название белка, играющего роль катализатора в живых организмах:
а) фермент;
б) нуклеиновая кислота;
в) хлорофилл;
г) липид.
5.19. Фермент, придающий зеленую окраску растениям под действием солнечных лучей, это:
а) белок;
б) нуклеиновая кислота;
в) хлорофилл;
г) дезоксирибоза;
д) рибоза.
5.20. Критерий или критерии определения (сущности) жизни – это:
а) обмен веществ (метаболизм);
б) наличие белков;
в) неспособность к самоорганизации;
г) верны а) и б);
д) верны все ответы;
е) верны б) и в);
ж) нет правильного ответа.
5.21. Назовите правильную триаду, основу эволюции живого по Ч. Дарвину и Э. Геккелю:
а) наследственность, катастрофичность, мутагенез;
б) наследственность, постоянство, естественный отбор;
в) наследственность, изменчивость, естественный отбор;
г) наследственность, изменчивость, гомеостаз.
5.22. Основоположником генетики считается:
а) Эрнст Геккель;
б) Томас Морган;
в) Грегор Мендель;
г) Чарлз Дарвин;
д) Гуго де Вриз.
5.23. Укажите 6 основных химических элементов (органогенов), входящих в состав любого живого организма:
а) водород, кислород, азот, сера, углерод, фосфор;
б) водород, углерод, фтор, хлор, азот, бор;
в) углерод, азот, кислород, водород, хлор, бор;
г) фосфор, бор, водород, углерод, кислород, азот.
5.24. Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:
а) «Происхождение человека»;
б) «Происхождение видов путем естественного отбора»;
в) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;
г) «Выражение эмоций у человека и животных».
5.25. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о:
а) борьбе за существование;
б) естественном отборе;
в) наследственной изменчивости;
г) все эти представления;
д) правильно а) и в);
е) правильно б) и в).
5.26. Биологическая эволюция – это процесс:
а) индивидуального развития особи (онтогенез);
б) исторического развития органического мира;
в) размножения и развития клетки;
г) верны все ответы;
д) все ответы не верны;
е) верны ответы а) и в).
5.27. Найдите верное утверждение:
а) филогенез повторяет онтогенез;
б) онтогенез повторяет филогенез;
в) онтогенез и филогенез не взаимосвязаны;
г) нет верных ответов.
5.28. Первыми возникшими на Земле организмами были:
а) прокариоты;
б) эукариоты;
в) зоопланктон;
г) сине-зеленые водоросли.
5.29. Впервые кислород в атмосферу Земли начали выделять:
а) сине-зеленые водоросли;
б) вирусы;
в) бактерии;
г) все ответы верны;
д) верны ответы б) и в).
5.30. Популяции какого-либо вида угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется;
г) гибель популяции не зависит от ее численности;
д) все ответы верны;
е) верны ответы б) и в).
5.31. Что происходит в результате взаимосвязи в биологической системе «хищник – жертва»:
а) происходит вымирание популяции жертвы;
б) резко снижается численность популяции жертвы;
в) резко увеличивается численность популяции хищника;
г) усиливается естественный отбор в обеих популяциях;
д) все ответы верны;
е) верны ответы б) и в)?
5.32. В современной теории эволюции «волны жизни» – это:
а) периодическое изменение климата планеты;
б) волны Мирового океана;
в) количественные колебания численности популяции;
г) увеличение числа близкородственных скрещиваний.
5.33. Укажите единицу строения живого организма:
а) атом;
б) молекула;
в) ткань;
г) клетка.
5.34. Укажите количество видов аминокислот, входящих в химический состав белков живых организмов:
а) 12;
б) 15;
в) 20;
г) 27;
д) 120.
5.35. Совокупность генов какой-либо популяции называется:
а) генотипом;
б) геномом;
в) генофондом;
г) фенотипом;
д) генезисом.
5.36. Укажите совокупность особей одного вида, живущих на одной территории:
а) популяция;
б) семья;
в) отряд;
г) стая;
д) сообщество;
е) стадо.
5.37. Организмы, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность проявляется в клетках других организмов, относят к группе:
а) бактерий;
б) вирусов;
в) водорослей;
г) простейших;
д) радиолярий.
5.38. Клеточное строение всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава служат доказательством:
а) единства органического мира;
б) единства живой и неживой природы;
в) эволюции органического мира;
г) происхождения ядерных организмов от доядерных;
д) правильны утверждения а) и в);
е) правильны утверждения а) и г).
5.39. Единицей размножения организмов является:
а) ядро;
б) цитоплазма;
в) клетка;
г) митохондрия;
д) протоплазма.
5.40. В процессе фотосинтеза в отличие от хемосинтеза:
а) используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ;
б) углекислый газ используется в качестве источника углерода;
в) хлорофилл поглощает и преобразует энергию солнечного света;
г) в клетках образуются органические вещества из неорганических.
5.41. Если возникшее в организме изменение признака не передается по наследству, это значит, что:
а) изменились только хромосомы, а не гены;
б) гены и хромосомы не изменились;
в) изменились и гены, и хромосомы;
г) изменились только гены, а не хромосомы;
д) правильны ответы а) и б);
е) правильны ответы в) и г).
5.42. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ:
а) ускоряют биохимические реакции (ферментативную);
б) снабжают энергией химических реагентов (энергетическую);
в) передают информацию реагентам химических реакций (информационную);
г) доставляют аминокислоты (транспортную);
д) правильные ответы а) и г);
е) правильные все ответы?
5.43. Укажите, у кого НЕ проявляются признаки жизнедеятельности вне клеток других организмов:
а) у простейших;
б) у вирусов;
в) у микробов;
г) у сине-зеленых водорослей;
д) все ответы правильные;
е) правильные ответы б) и в);
ж) правильные ответы в) и г).
5.44. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:
а) биосинтеза белков;
б) фотосинтеза;
в) синтеза нуклеиновых кислот.
5.45. Способностью присоединять к себе вещества и перемещать их в клетке обладают молекулы:
а) ДНК;
б) АТФ;
в) белка;
г) РНК,
д) дезоксирибозы;
е) аминокислот.
5.46. Основным источником энергии в организме являются:
а) витамины;
б) углеводы;
в) белки;
г) гормоны;
д) жиры.
5.47. Укажите перечень биологических наук в соответствии с уровнем организации живой материи:
а) анатомия, физиология, бактериология;
б) анатомия, гистология, цитология;
в) эмбриология, генетика, вирусология;
г) гистология, физиология, бактериология.
5.48. В фенотип любого организма НЕ включается (-ются):
а) поведенческие инстинкты;
б) анатомия;
в) физиология;
г) хромосомный набор.
5.49. Бесполым размножением НЕ является:
а) почкование;
б) образование гамет;
в) клонирование;
г) черенкование.
5.50. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Ч. Дарвина, способствует:
а) обострению конкуренции между видами;
б) обострению конкуренции между популяциями;
в) повышению эффективности естественного отбора;
г) колебанию численности популяций.
5.51. Межвидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она:
а) насыщает популяции мутациями;
б) обостряет конкуренцию;
в) ведет к изоляции популяций одного вида;
г) увеличивает разнообразие фенотипов.
5.52. Элементарная структурная единица эволюции, по современным представлениям – это:
а) клетка;
б) организм;
в) популяция;
г) биоценоз.
5.53. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонением от нормы, называют:
а) методическим:
б) стихийным;
в) стабилизирующим;
г) движущим.
5.54. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции, так как способствует:
а) сохранению особей со сложившимся генотипом;
б) обострению взаимоотношений между особями разных видов;
в) обострению взаимоотношений между особями популяций;