Файл: Некоммерческое страхование в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Фонд социального страхования Российской Федерации участвует в реализации социальной политики России, и основной целью проводимых реформ в области социального страхования является максимальное соблюдение и обеспечение законных интересов застрахованных граждан, создание условий для наиболее оптимального и эффективного использования страховых средств и ресурсов.

Объектом исследования в рамках курсовой работы будут нормы и виды обязательного социального страхования в РФ.

Предметом изучения данной курсовой работы является организация некоммерческого страхования в Российской Федерации.

Целью работы является на основе действующего законодательства РФ провести анализ видов социального страхования.

Задачами для достижения указанной цели являются:

Рассмотреть общую характеристику социального страхования в Российской Федерации;

Изучить основные виды социального страхования, реализуемые в РФ.

В работе использованы следующие методы исследования: специально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; метод синтеза; метод логических обобщений.

В процессе написания курсовой работы был осуществлен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности, Конституции РФ, Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также юридической литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых-юристов, в частности, Шестаковой Е.В., Крестьяниновой О.Г., Архипова А.П.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страховое правоотношение представляет собой гражданское правоотношение и двухстороннее, возмездное обязательство. Путем его реализации одна сторона имеет право получить имущественное возмещение при наступлении обусловленных законом или договором обстоятельств и несет обязанность по уплате страховых платежей.


По форме проведения страхования различают обязательную и добровольную. Инициатор обязательного страхования – государство. Оно в виде закона обязывает юридические и физические лица к внесению средств с целью обеспечения интересов общества. Добровольное некоммерческое страхование предусматривает распределение ущерба между страхователями в соответствии с установленными правовыми нормами. Инициатор добровольного страхования - это экономические субъекты, то есть физические и юридические лица.

Личное страхование представляет собой отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов или страховых премий. Под договором личного страхования понимается соглашение, при котором одна сторона - страховщик обязуется за обусловленную договором плату, уплачиваемую другой стороной - страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму - страховую сумму. Такая сумма выплачивается в случаях:[1]

причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина - застрахованного лица, достижения им определенного возраста.

наступления в его жизни иного предусмотренного договором события - страхового случая.

В отличие от имущественного страхования, при личном страховании застрахованным лицом может быть только человек. Личное страхование взаимосвязано с обязательным социальным страхованием, которое представляет собой часть государственной системы по социальной защите населения. Иными словами, социальное страхование представляет собой очень важный механизм защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении определенных событий.

В России, в соответствии с законодательством, выделяют шесть структурных элементов обязательного страхования: на случай временной нетрудоспособности или болезни; в связи с материнством; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинское страхование; пенсионное страхование; на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи, социальное страхование.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования, установленные статьей 4 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования», являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.


Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования» в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. [2]

Согласно статье 1 Федерального закона №165-ФЗ обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Для характеристики Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС) необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и Федеральному закону от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Сегодня ФСС РФ представляет собой специализированную структуру, которая обеспечивает функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Основными задачами ФСС РФ являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также страховых выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Кроме того, ФСС РФ разрабатываются и реализуются государственные программы охраны здоровья работников, меры по совершенствованию социального страхования.


Согласно статье 7 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета;

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). [3]

Средства Фонда направляются на реализацию и совершенствование социальной политики страны:

выплату пособий по временной нетрудоспособности,;

выплата пособий беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

выплата пособий при рождении ребенка, при усыновлении ребенка;

выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Таким образом, ФСС занимает одно из самых важных мест в системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации. При помощи Фонда социального страхования осуществляется финансирование огромнейшей части всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

Страхование в широком толковании – это защита социальных и имущественных интересов граждан и субъектов предпринимательства.

К числу сущностных правовых характеристик социального страхования отечественное законодательство и международное право относит:

законодательное регламентирование способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов социального страхования;


законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;

законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и размера страховых тарифов.

Государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.

Теперь рассмотрим субъекты обязательного социального страхования, которые являются участниками отношений по обязательному социальному страхованию. Их права и обязанности закреплены в Федеральном законе № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г.

Согласно ч. 2 ст.6 Закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.[4]

Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Вместе с тем необходимо отметить, что страхователями не всегда могут быть работодатели или индивидуальные предприниматели (адвокаты, нотариусы), уплачивающие страховые взносы за себя.

Таким образом, очевидно, что страхователем обычно выступает работодатель, который страхует своих работников или самого себя (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т.д.), а также им может выступать любое другое лицо, не состоящее с застрахованным лицом ни в каких гражданско-правовых или трудовых отношениях.