Файл: Проблемы и перспективы взаимодействия Международных финансово-кредитных институтов и России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В эпоху глобализации происходит процесс интенсификации взаимодействия государств, в том числе в инвестиционной, торговой, финансовой сферах. Глобализация характеризуется свободным использованием мировых ресурсов, свободным движением товаров, услуг, факторов производства, капитала. Отличительными процессами, характеризующими глобализацию, являются:

  • увеличение суммарного мирового объема экспорта товаров и услуг;
  • увеличение суммарного мирового объема иностранных инвестиций;
  • развитие мировых рынков валюты и капиталов, непрерывное совершение операций на расстоянии и в реальном времени;
  • развитие новых средств коммуникации - Интернета, мобильной связи, глобальных информационных и социальных сетей;
  • движение огромных сумм спекулятивного капитала, не поддающегося прогнозированию;
  • активизация деятельности финансово-экономических организаций (МВФ, Группа Всемирного банка, ВТО и др.);
  • развитие процесса региональной интеграции в мировой экономике.

Международная экономическая система продолжает динамично развиваться. В этих условиях Российской Федерации целесообразнее всего выстраивать собственную глобальную стратегию, которая должна быть направлена на укрепление и повышение общенациональной конкурентоспособности.

Очевидно, что в XX в. произошли значительные изменения, которые нашли отражение в международной экономической системе. Это связано, прежде всего, с возрастанием числа многосторонних и двусторонних международных договоров, затрагивающих экономическую сферу, а также с деятельностью универсальных международных межправительственных организаций, составляющих организационную основу международной экономической системы.

Особое место среди универсальных международных межправительственных организаций занимают созданные после Второй мировой войны группа Всемирного банка (World Bank) и Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Напомним, Российская Федерация является членом четырех учреждений группы Всемирного банка, а именно: Международной ассоциации развития (МАР) с 16 июня 1992 г.; Международной финансовой корпорации (МФК) с 12 апреля 1993 г.; Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) с 29 декабря 1992 г.; Международного банка реконструкции и развития (МБРР) с 16 июня 1992 г; в Международный валютный фонд Российская Федерация вступила 1 июня 1992 г.


В России радикальные экономические преобразования начались к концу 1990-х гг. В результате в сжатые сроки был проведен комплекс рыночных реформ, суть которых отражает известная триада «либерализация - приватизация - стабилизация».

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р , закреплена стратегическая цель, заключающаяся в достижении уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия, говорится в концепции.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия Российской Федерации с международными финансово – кредитными институтами.

Предмет исследования – процесс взаимодействия Российской Федерации с международными финансово – кредитными институтами.

Целью работы является изучение отношений Российской Федерации и международных финансово- кредитных институтов на современном этапе.

Цель формирует задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

1. Изучить цели МВФ, условия членства и механизмы кредитования.

2. Рассмотреть историю взаимоотношений России и МВФ, а также участие России в международных финансовых институтах.

3. Охарактеризовать характер взаимодействий России с МВФ и группой Всемирного Банка.

4. Определить проблемы и перспективы сотрудничества России с МВФ и группой Всемирного Банка .

В процессе работы использовались учебная литература, материалы из периодических печатных изданий по данной теме.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе сотрудничества России и МВФ. Данный аспект работы затрагивает изучение опыта, полученного от участия России в этой организации. В работе осуществлена попытка объяснить, насколько самостоятельным и самобытным является путь России (включая ее экономику); может ли она выработать собственный вариант экономики и оригинальный способ участия в процессах глобализации или ей просто нужно было принимать без спора рекомендации МВФ.


Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы, полученные в ходе исследования, в деятельности внешнеэкономических и внешнеполитических учреждений РФ, в том числе при выработке политики в отношении международных экономических и финансовых организаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Политика сотрудничества России с Международным валютным фондом: история и текущее состояние

1.1 Цели МВФ, условия членства и механизмы кредитования

МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы, будь то правительства, частные корпорации или банки.

Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. [1. c. 30]

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете. Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя [21, с. 101].

По договоренности между странами – учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США. В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира, том числе в России.


МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков. [2, c. 33]

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю. Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия. [3, c.21]

При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. [6, c. 88]

Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности. [4, c. 62]

Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его право голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов [21, с. 102].

В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения. [5, c. 88]

При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы [13, с. 20].


1.2 История взаимоотношений России и МВФ

Отдельные контакты информационного и технического характера начали осуществляться между СССР и МВФ с конца 1988 года. А в сентябре 1989 года на 44-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз практически впервые официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Мировым банком. По мнению западных экономистов, именно в это время внешняя задолженность Советского Союза резко возросла, и советское руководство подняло на обсуждение вопрос о вступлении в бреттон-вудсские институты, в частности в МВФ. [5, c. 89]

Существует ряд причин, побудивших советское руководство рассмотреть вопрос об обращении за членством в МВФ. По утверждению Д.В. Смыслова, «Вступление в Фонд определялось не столько экономическими, сколько глобальными политическими интересами. В первые годы перестройки Советский Союз рассматривал МВФ как институт глобализации, участие в котором способствовало бы вовлечению страны в решение вопросов, связанных с изменением мирового валютного порядка. В тот период СССР имел больший доступ на западные финансовые рынки и не нуждался в гарантийной функции МВФ. Неучастие СССР в МВФ фактически исключало страну из процесса валютного сотрудничества между странами всего мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда широкий внешний сектор советской экономики обслуживался мировой валютной системой, в то время как СССР был лишен возможности осуществлять какое-либо влияние на мировой валютный порядок» [5, с. 101].

Советский Союз действительно активно рассматривал вопрос о вступлении в МВФ, однако сказать, что присутствовали только экономические или только политические мотивы, было бы неправильно. Вероятнее всего, желание стать членом МВФ носило инерционный характер. Советское руководство решило стать открытым участником мирового сообщества, а для этого необходимо выполнить ряд условий, одно из которых членство в МВФ.

В случае со вступлением СССР в МВФ значительные экономические и геополитические интересы имели США и другие развитые страны. Это - и интеграция СССР в мировую экономику с его огромным внутренним рынком сбыта, и финансовая зависимость от кредитов МВФ, и политическое ослабление его позиции, и большая прозрачность, и многие другие причины. [7, c. 50]

На первых порах создавалось впечатление, что затяжка со вступлением в МВФ была связана с колебаниями и непоследовательностью руководства СССР. Отчасти так оно и было. Однако проблема интегрирования Союза в бреттон-вудсские организации имела и другой аспект, а именно позиция главных членов МВФ - США и ряда западных стран. Рассмотрим основные доводы со стороны Запада против вступления СССР в МВФ [12, с. 21].