Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные аспекты понятия «невербальное общение»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и характеристика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Глава 2. Классификация видов невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1 Общая характеристика невербальных сигналов в общении
2.2. Голос и его характеристики
2.4. Значение невербальных проявлений эмоций для распознания лжи
Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.
Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:
- люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
- люди не обладают физической возможностью произносить звуки.
Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.
Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.
В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).
История возникновения невербальных средств общения
Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.
Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.
В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.
Сознательное и бессознательное применение сигналов тела
Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:
- невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
- непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.
Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.
Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.
Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:
- если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
- произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой.
Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.
Бессознательное чтение невербальных сигналов
Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.
К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!
Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.
Основные характеристики невербальных сигналов
В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.
Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:
- прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
- приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
- «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
- отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.
Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:
- опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
- взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
- «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.
Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.
2.2. Голос и его характеристики
Голос, по факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона дает понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.
Характеристики голоса
Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и легкой возбудимости.
Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
Артикуляция: Четкое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.
Характеристики смеха
Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
Хе-хе-хе – своенравный, упертый.
Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.
Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.
Характеристики взгляда
Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
Прищуренный либо напряженно суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
Прямой означает интерес и готовность общаться.
Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.
Характеристики улыбки
Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.
Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.
Проявление чувств
Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления еще и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.
Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врет или действительно говорит искренне.
Характеристика
Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать свое превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.